№ по плану | № факт | Дата по пла ну | Дата факт | Тема | Кол во ч. | ФГОС | Характеристика деятельности учащихся |
Содержание курса | Планируемые результаты |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества(1 ч.) |
| | | | Россия – наша страна. | | Россия — наша Родина Основное содержание: Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: построение схемы родословного древа. | Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции. Уметь: Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Выполняют творческую работу «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» |
Основы мировых религиозных культур (6 ч.) |
| | | | Основы православной культуры | | Культура в религиях мира. Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Хранители придания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Творческие работы учащихся. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы, обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья. Семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. | Формирование первоначального представления о мировых религиях и традиционных религиях народов России. Формирование понимания связи между культурой и религией. Формирование знаний о древнейших верованиях и возникновении в еры в Единого Бога. Формирование знаний о возникновении религий мира и Их основателях. Формирование представления о Священных книгах религий мира: Торе, Библии, Коране. Формирование знания о появлении на территории России ислама, буддизма, иудаизма и их роли в становлении российской государственности. Формирование знания о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в традиционных религиях России. | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной, исламской, буддийской, иудейской культуры. Изучают основы духовной традиции религий. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описаний священных сооружений, религиозных праздников и святынь религиозной культуры. Излагают свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей, общества. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставлять их с нормами религиозной культуры (православной и др.) Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Учатся приводить примеры православной или другой религиозной традиции и светской культуры и сравнивать их. Отвечают на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации). Сопоставляют наименования и признаки священных событий и предметов. Оценивают поступки, характеризуемые как нравственные (помощь, взаимопомощь), и отличают их от безнравственных поступков (обман, списывание). Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Готовят сообщения по темам Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свое мнение. |
| | | | Основы православной культуры (экскурсия в храм) | |
| | | | Основы исламской культуры | | |
| | | | Основы исламской культуры (экскурсия в мечеть) | |
| | | | Основы буддийской культуры | |
| | | | Основы иудейской культуры | |
Основы светской этики (27 ч.) |
| | | | Что такое светская этика? | | Диалог о философии и этике Основное содержание: этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества. Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей. Мыслители и философы, великие учителя человечества. Вариативное содержание: философские рассказы для детей. Основные понятия: философия, этика, философ, мыслитель, вечные вопросы человечества, учителя человечества. Межмодульные связи: вечные вопросы человечества. Творческая работа: философский рассказ или иллюстрация к рассказу Справедливость Основное содержание: Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития. Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы. Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви. Вариативное содержание: учение о всеобщей любви. Основные понятия: справедливость, всеобщая любовь. Словарная работа: справедливость. Государство, основанное на справедливости. Основное содержание: Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством. Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Кон-фуция о государстве и правителе. Философская школа Конфуция. Вариативное содержание: биография Конфуция. Основные понятия: самообразование, идеальный правитель, ли, благородство, дао. Словарная работа: благородство, благородный человек, самообразование. | Раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовнонравственных ценностей; – устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; – акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. - развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики; – устанавливать взаимосвязь между историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.); – на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества; – излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Выполняют творческую работу «Составление предложений со словами культура». |
| | | | Мораль и культура | | Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
| | | | Особенности морали. | | | Самостоятельная работа. Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно – нравственной культуры. |
| | | | Добро и зло. | | Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Самостоятельная работа «Выписать 2-3предложения, которые показались особенно важными» |
| | | | Добродетель и порок | | | Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их» |
| | | | Свобода человека | | Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей. Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор». |
| | | | Моральный выбор человека. | |
| | | | Свобода и ответственность | | Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей. Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности». |
| | | | Моральный долг | | Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. Самостоятель ная работа «Составить предложение со словом долг» |
| | | | Справедливость | | | Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия» |
| | | | Альтруизм и эгоизм | | Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма» |
| | | | Дружба | | Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
| | | | Что значит быть моральным | | | | Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит …» |
| | | | Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества | | | | Формировать чувство гордости за свою семью, бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода. |
| | | | Нравственный поступок. Золотое правило нравственности | | | | Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести. Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. |
| | | | Стыд, вина и извинение. | | | | Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки |
| | | | Честь и достоинство. | | | | Знать понятия честь и достоинство; Воспитывать чувство собственного достоинства. |
| | | | Совесть. | | | | Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам. |
| | | | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. | | | | Развитие духовной, культурной и социальной преемственности поколений. |
| | | | Джентльмен и леди. | | | | Общаются друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное отношение. |
| | | | Образцы нравственности в культуре Отечества. | | | | Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. |
| | | | Этикет. | | | | Развитие этических чувств и норм. |
| | | | Семейные праздники. | | | | Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. |
| | | | Жизнь человека - высшая нравственная ценность | | | | Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать |
| | | | Любовь и уважение к Отечеству | | | | Формировать чувство гордости за свою Родину, развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности |
| | | | Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д. | | | | Участвуют в диспутах, учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. |
| | | | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) | | | | Участвуют в диспутах, учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. |