Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»
Сармановского муниципального района Республики Татарстан
РАСМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании ШМО Заместитель директора поУР: Директор школы:
«Обществознание,искусство
и спорт» _______Хузин Р.И. _________Сафиуллин Л.Ф.
_______Сабирзянова Ф.Н.
Протокол №__ от «__»_________20 г «___»_________20 г приказ №__от «___»_______20 г
Рабочая программа
по географии в 10 классе
Принято на заседании
педагогического совета
протокол№ ___
от « » 20 г.
Составитель: учитель географии
первой категории
Сабирзянова Файруза Ниловна
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету "География" для учащихся 10 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- -Федерального компонента государственного стандарта ,утвержденного Приказом Министерства Образования РФ №1089 от.05.03.2004.
Программы основного общего образования.
- Авторской программой Е.М.Домогацких (Программа по географии для 6-11 кл Общеобразовательных учреждений.Москва. «Русское слово» ).
- учебного плана МБОУ «Петровскозаводская СОШ» на 2017-2018 учебный год.
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Рабочая программа разработана с учётом программы по учебному предмету "География "10 кл, под редакцией Е.М.Домогацких .Москва.: «Русское слово»,2012 года и ориентирована на использование учебника "География" для 10 класса под редакцией Е.М.Домогацких, Москва : «Русское слово», 2012г, который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253).
Цели и задачи :освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 35 часов (1час в неделю).
В случае совпадения уроков с праздничными днями предполагается выполнение программы:
За счет часов выделенных на повторение материала
За счет объединения уроков по одной теме
За счет самостоятельного изучения материала учащимися.
Требования к уровню подготовки обучащихся.
Знать.
- основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
- численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей;
Уметь.
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира;
- оценивать демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.
- оценивать территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- составлять комплексную характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Содержание программы учебного предмета
№ | Тема раздела | | Количество часов |
1 | Введение | | 1 |
2 | Политическая карта мира | Государственный строй стран мира. Формы правления и государственное устройство. . | 4 |
3 | Природа и человек в современном мире | Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды | 6 |
4 | Население мира | Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. | 7 |
5 | География мирового хозяйства | Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ).. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. | 13 |
6 | Современные методы географических исследований. Источники географической информации | Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура. Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. | 3 |
7 | Контрольная работа по теме «Общая характеристика мира | | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата план | Дата факт | тема урока |
Введение-1ч. ТБ |
1/1 | | | Многообразие стран современного мира. Пр.р.№1 Составление классификации стран по различным признакам |
Политическая карта мира -4ч |
2/1 | | | Международные отношения и их влияние на политическую карту мира. . |
3/2 | | | Государственный строй стран. Формы правления и государственное устройство. |
4/3 | | | Политическая карта мира . |
5/4 | | | Контрольная работа по теме «Политическое устройство стран мира» |
Природа и человек в современном мире-6ч |
6/1 | | | Взаимодействие общества и географической среды. |
7/2 | | | Оценка мировых природных ресурсов (минеральных). Пр.р.№2 Оценка ресурсообеспеченности отдельных регионов или стран мира |
8/3 | | | Земельные ресурсы. Лесные ресурсы. |
9/4 | | | Водные ресурсы, Ресурсы мирового океана. . |
10/5 | | | Другие природные ресурсы. Пр.р.№3 Обозначение на контурной карте крупнейших месторождений полезных ископаемых. |
11/6 | | | Загрязнение окружающей среды |
Население мира-7ч |
12/1 | | | Численность и воспроизводство населения . |
13/2 | | | Воспроизводство населения. Демографическая политика. |
14/3 | | | Состав населения. Пр.р.№ 4 Характеристика населения по половозрастной пирамиде. |
15/4 | | | Размещение и миграции населения. Пр.р.№ 5 Нанесение на контурную карту городов-миллионеров мира. |
16/5 | | | Городское и сельское население.Урбанизация. НРК Умение соотносить и объяснять различия в уровне и качестве жизни населения своего региона, России и мира. |
17/6 | | | Население и окружающая среда Пр.р.№ 6 Определение степени обеспеченности крупных регионов или стран трудовыми ресурсами. |
18/7 | | | Контрольная работа по теме «Население. Урбанизация». |
География мирового хозяйства-13ч |
19/1 | | | Научно-техническая революция. Мировое хозяйство. |
20/2 | | | Воздействие НТР на отраслевую структуру мирового хозяйства. |
21/3 | | | Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства и региональную политику |
22 /4 | | | Контрольная работа по теме «НТР». |
23/5 | | | География промышленности. Энергетика.НРК Умение соотносить экономику своего региона с мировой экономикой |
24/6 | | | Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность. |
25/7 | | | Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность и окружающая среда. |
26/8 | | | География сельского хозяйства и «Зеленая революция». . |
27/9 | | | Растениеводство мира |
28/10 | | | География с/х .Животноводство.Рыболовство. |
29/11 | | | Контрольная работа по теме «Промышленность и сельское хозяйство» |
30/12 | | | Транспорт мира. Пр.р.№ 7 Составление сравнительной характеристики транспортных систем и промышленных районов двух стран. |
31/13 | | | Международные экономические отношения. НРК Экономические связи РТ. |
Современные методы географических исследований . Источники географической информации 3ч |
32/1 | | | Современные методы географических исследований |
33/2 | | | . Источники географической информации. |
34/3 | | | Статистический метод-один из основных в географии. |
35/1 | | | Контрольная работа по теме «Общая характеристика мира» |
Перечень учебно-методического обеспечения
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: В 2 ч. Ч.1. Общая характеристика мира: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2014.
Максаковский В.П. География .Москва.Просвещение.2009 год.
Е.А.Жижина Поурочные разработки по географиии .Москва.Вако.2007 год
Атласы с комплектом контурных карт..Москва. "Дрофа" 2014 год.
Итоговая контрольная работа 10 кл.
1.Сколько сейчас стран на земле?
А). 230 Б). 150 В). 200 Г). 310
2. Государства, занимающие ведущие в мире позиции по запасам древесины:
А) Россия, Канада, США, Бразилия, Б) Россия, Канада, Бразилия, Китай,
В) Россия, Канада, США, Конго.
3.Страны-лидеры по добыче газа:
А). Польша, Саудовская Аравия, Эстония, Украина Б). Финляндия, Россия, Ирак, Австралия.
В). Россия, Канада, США, Ирак.
4.Составными частями НТР являются:
А). электрификация, механизация, повышение производительности труда,
Б). автоматизация производства, введение АСУ
В). наукоёмкость, интенсификация, безотходность, реклама
Г). наука, техника и технология, производство и управление
5.Что такое революционный путь в развитии техники и технологии?
А). уничтожение устаревшего оборудования Б). совершенствование имеющейся техники
В). замена неквалифицированных кадров на квалифицированные
Г). создание принципиально новых технологий
6. Самый большой торговый флот в мире имеют:
А) Греция и Кипр; Б) Китай и Япония; В) Либерия и Панама; Г) Россия и США;
7. На продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности специализируются страны:
А) Канада и Франция Б) Канада и Россия В) Канада, Россия, Германия
8. Выберите из предложенного списка три страны, в которых автомобилестроение является международной специализации.
А) Италия ; Б) Колумбия; В) Швеция; Г) Судан; Д) Франция; Е) Нигерия.
9.Какой фактор способствует перемещению текстильной и швейной промышленности в развивающиеся страны?
А) экологический Б) транспортный В) приближение к потребителю
Г) ориентация на дешёвую рабочую силу
10. Найдите ошибку среди самых больших стран мира (по территории):
А) Россия Б) Канада В) Китай Г) США Д) Австрия
11. Распределение природных ресурсов по планете объясняется:
А) различиями в климатических процессах Б) различиями в тектонических процессах,
В) различиями в тектонических, климатических процессах
Г) различиями в тектонических, климатических процессах и различными условиями образования полезных ископаемых в разные геологические эпохи.
12. Какая группа стран, имеющая практически все известные ресурсы, названы неверно:
А) Россия, США, Индия, Китай, Австрия, Б) Россия, США, Бразилия, Китай, Египет,
В) Россия, США, Бразилия, Китай, Австралия.
13.Больше всего нефти добывается в?
А). Северном полушарии. Б). Южном полушарии.
14.Какая из перечисленных городских агломераций является наиболее крупной по численности населения?
А) Стамбул; Б) Лондон; В) Пекин; Г) Мехико.
15. Рисосеяние – ведущая отрасль растениеводства в :
А) Турции и Греции; Б) Испании и Португалии; В) Болгарии и Венгрии; Г) Китае и Индии
В.1. Выберите из предложенного списка три страны, крупнейших экспортёров газа.
А) Канада; Б) Туркмения; В) Норвегия ; Г) Россия; Д) ОАЭ; Е) Великобритания.
В.2. Назовите три основные зерновые культуры современного мира.
А). ячмень, просо, сорго Б). пшеница, рис, кукуруза
В). овёс, рожь, ячмень Г). рожь, чумиза, полба
В.3. «Обладает выгодным экономико-географическим положением, граничит с высокоразвитой страной и имеет вывод к двум океанам. Расположена в Северной Америке. Столица – один из самых древних городов Нового Света, на территории которого сохранились очаги древней цивилизации. Имеются крупные запасы руд цветных металлов и нефти. По уровню развития экономики относится к «ключевым» странам».
В.4. Укажите в предложенном списке европейскую страну:
А) Норвегия Б) Зеландия В) Уругвай Г) Заир Д) Грузия
С.1. Почему в Японии широкое развитие получило строительство специализированных гигантских судов: супертанкеров, рудовозов, автомобилевозов?
Ответы:
А1 | а | А11 | Г |
А2 | а | А12 | Б |
А3 | в | А13 | А |
А4 | г | А14 | Г |
А5 | г | А15 | Г |
А6 | в | В1 | б,г,д |
А7 | б | В2 | Б |
А8 | а,в,д | В3 | Мексика |
А9 | г | В4 | А |
А10 | д | С1 | Во- первых, Япония бедна полезными ископаемыми, поэтому она импортирует огромное количество разнообразного сырья. Во - вторых, Япония островная страна и внешняя торговля осуществляется морским путём. |
14