Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Весёловская средняя общеобразовательная школа №1
347781 Ростовская область Весёловский район п. Весёлый пер. Комсомольский 57. Тел. 6-12-35
«Утверждаю» Директор МБОУ Веселовская СОШ №1 Приказ от _______________№_________ ___________________Г.Ф. Евдокимова |
Программа внеурочной деятельности
«Русская словесность» для 7 «А» класса
Направление: «Общеинтеллектуальное»
Составитель: учитель русского языка и литературы Шендрикова Е.А.
Программа «Русская словесность» разработана на основе программы Р. И. Альбетковой «Основы русской словесности для 5-9 классов»,опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений :Русский язык. 5-9 кл.,10-11 кл»./состав.Е.И.Харитонова. –
М.: Дрофа, 2009.
п. Веселый
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Русская словесность» в 7 классе составлена на основе программы Р. И. Альбетковой «Основы русской словесности для 5-9 классов» и следующих нормативно-правовых документов:
-Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
- письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;
- письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями).
-Устав ОО утвержден Постановлением Администрации Веселовского района № 453 от 23.11.2015 .
-Образовательная программа основного общего образования МБОУ Веселовская СОШ приказ №1 от 24.08.2015 № 367;
-Внесение изменений в образовательную программу основного общего образования МБОУ Веселовская СОШ приказ №357 от 20.06.2016 года.
- Учебный план МБОУ Веселовская СОШ №1 внеурочной деятельности основного общего образования на 2016-2017 учебный год( приказ № 327 от 20 июня 2016 года)
Учебный план МБОУ Веселовская СОШ №1 среднего общего образования на 2016-2017 учебный год( приказ № 327 от 20 июня 2016 года)
Назначение программы
На уроках русского языка и литературы обучающиеся знакомятся с понятиями, которые вошли в программу по словесности, а на внеурочных занятиях больше внимания будет уделяться практической направленности. Это поможет выработать у учащихся умения самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
Будет сделан упор на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик станет живым участником образовательного процесса. Это поможет, в соответствии с новыми стандартами, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что внеурочные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Воспитать чуткость к красоте и выразительности русского языка, привить любовь к нему, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс предполагает изучение законов употребления языка, знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Словесность в широком смысле слова – это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно.
В узком смысле слова словесностью называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями.
Основное направление внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное
Актуальность и перспективность курса: Актуальность данной программы определяется прежде всего тем, что обучающиеся познакомятся с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание, в частности, с понятиями литературный язык и разговорный язык, научатся различать разговорную и книжную окраску слов и выражений, употреблять слова в соответствии с их окраской; научатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях; изучат разновидности употребления языка, его функциональные стили, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, научатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски
Школьники научатся различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произведений, научатся видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, понимать и оценивать произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой;
В программу «Русская словесность» вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на внеурочных занятии будет осуществляться особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
Так, в программе по русскому языку обозначены понятие диалог и правила постановки знаков препинания при прямой речи. В программе по словесности диалог рассматривается как одна из форм словесного выражения содержания, говорится об употреблении диалога в разговорном и книжном языке, в эпическом и драматическом произведениях. В программах по литературе изучаются басни Крылова. В программе басня рассматривается как вид эпического произведения, в котором содержание выражается определенными языковыми средствами.
Кроме известных учащимся понятий, в программу по словесности включен ряд новых понятий, например, понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и другие. При этом особо следует заметить, что теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учащимися в их собственных высказываниях.
Новизна данной программы проявляется в двух тенденциях:
- усилилась практическая направленность преподавания курса;
- произошло сближение преподавания русского языка и литературы.
В данной программе предлагается создание учащимися собственного произведения — сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения состоит в следующем:
- в совершенствовании читательских умений;
- проба своих сил в творчестве.
Программа внеурочной деятельности «Русская словесность» является тематической и ориентирована на учащихся 7 класса МБОУ Веселовская СОШ №1
Количество часов в год: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 час в неделю.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.
К задачам курса относятся:
Учить читать и понимать любой текст (в том числе художественный).
Учить анализировать текст с учетом поставленной учебной задачи.
Учить создавать собственный текст.
Учить правильно определять роль ритма и интонации в стихах и прозе.
Познакомить детей с родами, видами и жанрами словесности.
Раскрыть перед детьми своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. И вместе с тем имеет собственные задачи. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определѐнных писателей, то программа по словесности – прежде всего как явление искусства слова
Планируемые результаты освоения конкретного курса
Работа в соответствии с поставленными целями и задачами даст представление ученикам о богатстве, красоте и выразительности русского языка, поэтому итогом изучения курса словесности должны стать следующие приобретенные детьми умения и навыки:
Ученики должны знать:
Теоретические сведения об основах словесности
Роды, виды и жанры словесности
Роль выразительных средств языка в художественной речи
Особенности устной и письменной речи
К концу 7 класса учащиеся должны:
уметь работать со словарями различных типов;
уметь создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей;
выразительно читать тексты-повествования, тексты-описания, тексты-рассуждения, диалоги в художественном произведении;
уметь определять виды и жанры произведений;
уметь видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах литературы (в том числе народной и духовной);
создавать собственные сочинения-рассуждения.
Содержание курса
№ раздела | Наименование раздела | Кол-во часов | Сроки изучения | Характеристика основных содержательных линий | Тема практических творческих работ | Вид контроля |
1 | Слово и словесность. Цели и задачи курса | 2 | 6-13.09 | Язык и слово. Цели и задачи курса. Русская словесность, еѐ происхождение и развитие. | | Текущий контроль |
2 | Разновидности употребления языка.(3ч.) | 3 | 20.09-4.10 | Разговорный язык, его особенности. Литературный язык. Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. | | Устные сообщения, взаимопроверка |
3 | Формы словесного выражения. | 3 | 11.10-25.10 | Устная и письменная форма словесного выражения. Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения | Создание собственного сказа Создание устного монолога в научном стиле. | Устный опрос Создание собственных текстов |
4 | 4. Стилистическая окраска слова. Стиль. | 2 | 8.11-15.11 | Стилистические возможности лексики и фразеологии. Стиль как разновидность употребления языка. | Создание стилизации и пародии | Устный опрос Создание собственных текстов |
5 | 5. Произведение словесности. Роды, виды и жанры произведений словесности. | 1 | 22.11 | Понятия рода, вида и жанра. | | Индивидуальный опрос |
6 | 6. Устная народная словесность, еѐ виды и жанры. | 3 | 29.11-13.12 | Эпические виды народной словесности. Лирические виды народной словесности. Драматические виды народной словесности. | | Устный опрос Самоконтроль |
7 | 7. Духовная литература, еѐ жанры. | 3 | 20-27.12-17.01 | Библия: уникальность жанра этой Книги. Жанры библейских книг. Своеобразие стиля Библии. | | Индивидуальный опрос |
8 | 8. Эпические произведения, их виды. | 5 | 24.01-21.02 | Виды эпических произведений. Литературный герой в рассказе и повести. Языковые средства изображения характера. Сюжет рассказа и повести. Этапы сюжета. Композиция рассказа и повести. Автор и рассказчик в эпическом произведении. | | Создание собственных текстов |
9 | 9. Лирические произведения, их виды. | 4 | 28.02-21.03 | Виды лирики. Своеобразие языка лирического произведения. Лирический герой. Композиция лирического стихотворения. | Сочинение-эссе | Создание собственных текстов |
10 | 10. Драматические произведения, их виды. | 3 | 4.04-18.04 | Виды драматического рода словесности. Герои драматического произведения и языковые способы их изображения. Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. | Сочинение: анализ эпизода пьесы. | Создание собственных текстов |
11 | 11. Лиро-эпические произведения, их виды. | 4 | 25.04-16.05 | Лиро-эпические виды и жанры. Черты эпического рода словесности в балладе и поэме. Повести в стихах и стихотворения в прозе. Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. | Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы. | Самоконтроль Создание собственных текстов |
12 | 12.Взаимовлияние произведений словесности. | 2 | 23,30.05 | Цитата, эпиграф, реминисценция. Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей | | Устный опрос |
| Итого | 35 | | | | |
Учебно-тематическое планирование
№ занятий | Тема занятий | Дата | Описание примерного содержания занятий | Характеристика основных видов деятельности | Оборудование |
Язык и слово 2часа |
1 2 | Язык и слово. Цели и задачи курса. Русская словесность, еѐ происхождение и развитие. | 6.09 13.09 | Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения; выразительное чтение произведений. | Осознанное, творческое чтение статьи учебника Выразительное комментированное чтение Словарно-лексическая работа | |
Разновидности употребления языка 3 часа |
3 4 5 | Разговорный язык, его особенности. Литературный язык. Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. | 20.09 27.09 4.10 | Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Понимание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении. | Выразительное чтение Различные виды пересказа | Словарь Тесты художественных произведении |
Формы словесного выражения 3 часа |
6 7 8 | Устная и письменная форма словесного выражения. Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения | 11.10 18.10 25.10 | Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле. | Различение слов по их стилистической окраске. | Тесты художественных произведении |
Стилистическая окраска слова 2часа |
9 10 | Стилистические возможности лексики и фразеологии. Стиль как разновидность употребления языка. | 8.11 15.11 | Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии. | Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание профессионализмов | Словарь |
Произведение словесности. Роды, виды и жанры произведений словесности -1 час |
11 | Понятия рода, вида и жанра | 22.11 | Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения. | Лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, | |
Устная народная словесность, еѐ виды и жанры 3 часа |
12 13 14 | Эпические виды народной словесности. Лирические виды народной словесности. Драматические виды народной словесности | 29.11 6.12 13.12 | Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности. | Создание простого тематического плана | Тесты художественных произведении |
Духовная литература. Её виды и жанры – 3 часа |
15 16 17 | Библия: уникальность жанра этой Книги. Жанры библейских книг. Своеобразие стиля Библии | 20.12 27.12 17.01 | Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности | Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста. | Библия |
Эпические произведения, их своеобразие и виды 5 часов |
18 19 20 21 22 | Виды эпических произведений. Литературный герой в рассказе и повести. Языковые средства изображения характера. Сюжет рассказа и повести. Этапы сюжета. Композиция рассказа и повести. Автор и рассказчик в эпическом произведении. | 24.01 31.01 7.02 14.02 21.02 | Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания. | Словарно-лексическая работа Вопросы и задания пересказ Определить главную мысль текста. Сообщение учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, составление комментариев «трудных» слов выразительных средств в юмористическом произведении, работа с иллюстрациями. | Тесты художественных произведений |
Лирические произведения, их виды 4 часа |
23 24 25 26 | Виды лирики. Своеобразие языка лирического произведения. Лирический герой. Композиция лирического стихотворения. | 28.02 7.03 14.03 21.03 | Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению. | Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними выразительных средств в юмористическом произведении, работа с иллюстрациями | Иллюстрации |
Драматические произведения, их виды 3часа |
27 28 29 | Виды драматического рода словесности. Герои драматического произведения и языковые способы их изображения. Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. | 4.04 11.04 18.04 | Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы. | Сообщение учителя, беседа, работа с иллюстрациями, лексическая работа Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Выразительное чтение | Тесты художественных произведении |
Лиро-эпические произведения, их виды.4 часа |
30 31 32 | Лиро-эпические виды и жанры. Черты эпического рода словесности в балладе и поэме. Повести в стихах и стихотворения в прозе. Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. | 25.04 2.05 16.05 | Понимание смысла произведений лиро-эпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы. | Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Составление плана и написание отзывов о произведениях | Тесты художественных произведении |
Взаимовлияние произведений словесности 2 часа |
34 35 | Цитата, эпиграф, реминисценция. Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей. | 23.05 30.05 | Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве. | Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста | |
Информационно – методическое обеспечение
Дополнительная литература для учителя
Альбеткова Р.И. Русская словесность. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2008
Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности». М.: Дрофа, 2008
Дополнительная литература для учащихся
Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебное пособие для 7класса. М.: Дрофа, 2008
Арсирий А.Т. В страну знаний – с дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Дрофа, 2007
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или речевой этикет. М.: Дрофа, 2007
Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. М.: Дрофа, 2007
Ожегов С.И., Шведова Н.А. Толковый словарь русского языка. М. Просвещение, 2005
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М.: Дрофа, 2007
Рассмотрено: Согласовано: на заседании школьного зам. директора по УВР методического совета «___»____________2015г. « 28 » августа 2015г. Т.В.Никонова__________
О.В.Беркун ___________
Ведущие методы и приемы:
Лекции, беседы, практикумы, то есть формы, требующие не только пополнения теоретических знаний, но и развития практических умений.
В программе имеются задания, которые требуют серьёзной самостоятельной работы, исследования материалов, серьёзных выводов. Обучающиеся могут попробовать свои силы в творчестве: создать рассказ, стихотворение, сценку, написать эссе.
Методы стимулирования и мотивации ученика:
Разновидность метода | Приемы |
Эмоциональный | Поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор успеха |
Познавательный | Создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение заданий на смекалку |
Волевой | Предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, прогнозирование будущей деятельности. |
Социальный | Демонстрация заинтересованности результатами своей работы |
Методы контроля и самоконтроля:
Разновидность метода | Приемы |
Устный | Индивидуальный опрос, «тихий опрос». |
Письменный | Создание собственных текстов: сказок, сценок, рассказов, басен. |