ПЛАН УРОКА 12
Тема №2. Принципы работы и основные виды ремонта швейных машин. (78 час.)
Тема урока № 12. Правила безопасности труда при выполнении работ с различными видами швейных машин. Принцип работы швейной машины 2-х ниточного челночного стежка. Работа машины однониточного цепного стежка. (6 ч).
Тип урока: вводный урок.
Оборудование: 1) швейная машина;
2) стенды, плакаты;
3) видеоматериалы.
Цели урока:
1) Изучить с обучающимися правила безопасности труда при выполнении
работ с различными видами швейных машин. Изучить принцип работы
швейной машины 2-х ниточного челночного стежка. Работа машины
однониточного цепного стежка.
2) Развитие профессионализма и самостоятельности.
3) Воспитание аккуратности, внимательности.
Учебно-производственные работы: изучение правил безопасности труда при выполнении работ с различными видами швейных машин. Изучение принципа работы швейной машины 2-х ниточного челночного стежка и работы машины однониточного цепного стежка.
Ход урока.
Вводный инструктаж. (45 мин.)
- Постановка темы и целей урока.
- Знакомство с инструкцией по правилам безопасности труда при выполнении работ с различными видами швейных машин.
- Ознакомление с режимом работы ПВР, организацией труда, порядком получения и сдачи инструмента при выполнении ремонтных работ швейных машин.
- Проведение зачета инструктажа по ТБ на рабочем месте с росписью в журнале.
- Ознакомление обучающихся с рабочими местами и оборудованием мастерской.
- Сообщение новых знаний:
*Рассказать и показать, что представляет опасность для работающего со швейной машиной. (игла, нитепритягиватель, нож, неогражденные маховик, ременные передачи, острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности стола, инструмента, токоведущие провода с нарушенной изоляцией.
* Ознакомление с мероприятиями по предупреждению травматизма;
* Беседа по видам травм, причинам и мерам безопасности.
- Актуализация знаний обучающихся по данной теме.
1. В чем особенность прямострочной швейной машины однониточного цепного стежка?
2. Как регулируется длина стежка в машине?
3. Какие могут быть нарушены параметры взаимодействия иглы и петлителя, приводящие к пропуску стежков при выполнении строчки?
4. Для каких целей игольная пластина и прижимная лапка имеют удлиненные прорези?
5. Какие детали механизма иглы вы знаете?
6. Какие детали механизма челнока вы знаете?
7. Какие детали узлов продвижения и подъема рейки механизма перемещения рейки швейной машины вы знаете?
8. Какие детали узла подъема прижимной лапки в швейной машине вы знаете?
Текущий инструктаж. (200 мин.)
- Показ швейной машины 2-х ниточного челночного стежка и машины однониточного цепного стежка, стендов.
- Проведение беседы по ТБ.
- Показать и рассказать принцип работы швейной машины 2-х ниточного челночного стежка.
- Показать и рассказать принцип работы машины однониточного цепного стежка.
- Показать опасные места на швейных машинах и разъяснить меры по предупреждению травм.
- Показ видео материала о работе швейной машины 2-х ниточного челночного стежка и работы машины однониточного цепного стежка.
- Ответы на интересующие вопросы.
- Самостоятельная работа обучающихся по получению новых знаний и умений.
- Беседа и контроль полученных знаний.
Заключительный инструктаж. (25 мин.)
- Обобщение и систематизация полученной информации.
- Контроль знаний обучающихся.
- Выдача домашнего задания.
1) сообщить, что на следующем занятии будем разбирать и собирать отдельные узлы швейной машины 2-х ниточного челночного стежка.
2) выдать ДЗ: повторить по конспекту принцип работы швейной машины 2-х ниточного челночного стежка и работы машины однониточного цепного стежка. ПЛАН УРОКА 13
Тема №2. Принципы работы и основные виды ремонта швейных машин. (78 час.)
Тема урока № 13. Разборка и сборка швейной машины 2-х ниточного челночного стежка. Снятие и деффектация отдельных узлов, замена изношенных деталей. Приведение рабочих деталей в работоспособное состояние. Регулировка после сборки (12 ч).
Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.
Оборудование: 1) швейная машина;
2) нитки (2 бобины), образцы ткани размерами 10х20 см (3шт.), отвертки средняя и малая, толстомер;
3) стенды, плакаты, альбомы «Оборудование швейного производства»;
4) видеоматериал.
Цели урока:
1) Научить обучающихся разбирать швейные машины, проводить деффектовку отдельных узлов, замене деталей и регулировке после сборки.
2) Развитие профессионализма и самостоятельности.
3) Воспитание организованности, дисциплинированности, аккуратности, внимательности, точности, осторожности.
Учебно-производственные работы: разобрать швейную машину, найти дефект, заменить деталь, собрать и отрегулировать.
Ход урока
1. Вводный инструктаж. (45мин.)
- Постановка темы и целей урока.
- Подготовка рабочих мест обучающихся.
- Актуализация знаний обучающихся по данной теме.
1) Какие регулировки в швейной машине относятся к технологическим?
2) Если для стачивания в швейной машине используется костюмная ткань, то каким образом устанавливается натяжение челночной нитки в шпульном колпачке?
3) какие регулировки необходимо выполнить при наличии петель на поверхности стачивающей строчки?
4) Как установить частоту строчки для стачивания деталей из костюмных шерстяных тканей?
5) Чем отличаются способы регулирования давления прижимной лапки в швейных машинах различных классов?
- Сообщение новых знаний.
1) показать прием разборки швейной машины;
2) показать прием сборки швейной машины;
3) показать подбор номера ниток к материалу и соответствующие им номера игл по таблице 1.1;
4) показать подготовку машины к работе (заправка игольной нити);
5) показать регулировку натяжения челночной нити;
6) показать приемы регулировки вывода ниток на поверхность игольной пластины;
7) показать приемы регулировка натяжения игольной нитки и длины стежка;
8) показать приёмы регулирования давления прижимной лапки;
9) показать приёмы завершения работы.
10) показ видеоматериала по сборке и регулировке швейной машины.
- Проведение инструктажа по технике безопасности.
2. Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся. (210мин.)
- Самостоятельная работа обучающихся по отработке новых навыков и умений.
Раздать инструкционные карты по сборке и наладке швейной машины «Тypikal».
1) Упражнение по разборке швейной машины на отдельные узлы.
2) 1-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов разборки.
3) Упражнение по выявлению дефектов механизмов машины
4) 2-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.
5) Упражнение по сборке машины.
6) 3-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов и качества сборки.
- Дополнительный инструктаж для неуспевающих обучающихся.
- Выдача дополнительных заданий наиболее успевающим обучающимся.
- Уборка рабочего места.
3. Заключительный инструктаж. (15 мин.)
- Обобщение и систематизация изученного
1) Разобрать характерные недочёты в работе обучающихся.
- Контроль и оценка знаний, умений и навыков обучающихся.
1) сообщить итоги обучения и оценку качества работ;
2) отметить обучающихся, выполнивших работу на отлично.
- Выдача домашнего задания.
1) сообщить, что на следующем занятии будем изучать приёмы регулировки швейной машины.
2) выдать ДЗ: повторить по конспекту и учебнику принцип работы швейной машины.
2- часть занятия. Урок №14.
4. Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся. (255мин.)
- Самостоятельная работа обучающихся по отработке новых навыков и умений.
1) Упражнение по регулировке натяжения челночной нитки.
2) 1-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёма.
3) Упражнение по выводу ниток на поверхность игольной пластины.
4) 2-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёма.
5) Упражнение по регулировке натяжения игольной нитки и длины стежка.
6) 3-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.
7) Упражнение по регулировке давления прижимной лапки.
8) 4-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.
10) 5-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов и качества наладки швейной машины.
- Дополнительный инструктаж для неуспевающих обучающихся.
- Выдача дополнительных заданий наиболее успевающим обучающимся.
- Уборка рабочего места.
5. Заключительный инструктаж. (15мин.)
- Обобщение и систематизация изученного
1) Разобрать характерные недочёты в работе обучающихся.
- Контроль и оценка знаний, умений и навыков обучающихся.
1) сообщить итоги обучения и оценку качества работ;
2) отметить обучающихся, выполнивших работу на отлично.
- Выдача домашнего задания.
1) сообщить, что на следующем занятии будут изучаться приёмы ремонта КШМ, шпульного колпачка, механизма продвижения ткани и игловодителя.
2) выдать ДЗ: повторить по конспекту и учебнику регулировки швейной машины.
ПЛАН УРОКА 15
Тема №2. Принципы работы и основные виды ремонта швейных машин. (78 час.)
Тема урока № 15. Ремонт кривошипно-шатунного механизма. Ремонт шпульного колпачка, механизма продвижения ткани и игловодителя. (12 ч).
Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.
Оборудование: 1) швейная машина;
2) отвертки средняя и малая, масленка;
3) стенды, плакаты, альбомы;
4) видеоматериал.
Цели урока:
1) Научить обучающихся ремонтировать КШМ, шпульный колпачок, механизма продвижения ткани, игловодителя.
2) Развитие профессионализма и самостоятельности.
3) Воспитание организованности, дисциплинированности, аккуратности, внимательности, точности, осторожности.
Учебно-производственные работы: ремонт КШМ, шпульного колпачка, механизма продвижения ткани, игловодителя.
1-я часть занятия. Урок №15.
Ход урока
1. Вводный инструктаж. (45мин.)
- Постановка темы и целей урока.
- Подготовка рабочих мест обучающихся.
- Актуализация знаний обучающихся по данной теме. (Вопросы для актуализации с правильными вариантами ответов).
Раздать карточки (рис 3.22 и 3.23 ) и вопросы для актуализации.
1) Для чего предназначен механизм иглы?
2) Что является основным параметром механизма иглы? (общий ход иглы)
3) Каким правилам должно отвечать положение иглы по высоте? (выше поднятой лапки и возможности захвата игольной петли)
4) Как осуществляют регулировку высоты иглы? (после ослабления винта крепления поводка…)
5) Какова роль шпульного колпачка?
6) Какой транспортер для перемещения ткани применяется в швейных машинах универсального назначения? (реечный)
7) Какие движения совершает рейка? (по вертикали и горизонтали; эллипсообразная траектория движения)
8) Что регулируют в механизме продвижения? (длину стежка, усилие прижатия материала лапкой к рейке, своевременность подъема рейки, своевременность продвижение рейки, положение рейки по высоте, положение рейки в игольной прорези (вдоль и поперек паза), высоту подъема лапки, соответствие шага транспортирования материала при прямом и обратном ходе транспортирования)
9) Как регулируется длина стежка в шарнирном механизме реечного типа? (поворотом рычага 6 (рис 3.22) обратного хода с последующим закреплением его в необходимом положении вращением гайки 7)
10) Как регулируется усилие прижатия материала? (создается пружиной 9 (рис 3.23) и регулируются винтом 8)
11) К чему приводит несвоевременность продвижения или подъема рейки? (к несвоевременному продвижению материала, выходу рейки над игольной пластиной и к искажению траектории движения зубца рейки)
12) Как регулируют форму траектории? (поворотом друг относительно друга эксцентриков 15 и 17 узлов продвижения и подъема на валу 16 после ослабления винтов их крепления 9рис 3.22))
13) Как регулируется положение рейки? (положение рейки 4 по высоте устанавливается поворотом рычага 10 узла подъема после ослабления винта крепления рычага на валу подъема 11. Не допускается выход рейки при обратном ее перемещении, которое должно проходить ниже уровня игольной пластины)
14) Как регулируется положение по высоте лапки? ((рис 3.23) устанавливается после подъема лапки, ослабления винта 7крепления скобы 6 на стержне 2 и смещение стержня в вертикальном направлении)
15) Как осуществляется регулировка положения лапки относительно иглы и рейки? (осуществляется после ослабления винта 7 и при повороте стержня вместе с прижимной лапкой 1 (рис 3.23). Не допускается контакт лапки с иглой и необходимо совпадение подошвы лапки с зубцами рейки)
16) Как устраняется несоответствие перемещение рейки в прямом и обратном направлении? (устраняется регулировкой углового положения оси 23 (рис 3.22) после ослабления винта крепления рычага 21 на валу 22)
- Сообщение новых знаний.
Раздать альбомы «Оборудование швейного производства».
1) показать возможные неисправности и варианты ремонта (настройки) механизма иглы;
2) показать возможные неисправности и варианты ремонта шпульного колпачка;
3) показать возможные неисправности и варианты ремонта (настройки) механизма продвижения ткани;
4) показать возможные неисправности и варианты ремонта (настройки) игловодителя и механизма прижимной лапки.
5) показ видеоматериала по ремонту шпульного колпачка, иглодержателя, регулировке игловодителя, челнока.
- Проведение инструктажа по технике безопасности.
2. Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся. (210мин.)
- Самостоятельная работа обучающихся по отработке новых навыков и умений.
1) Упражнение по разборке и сборке механизма иглы.
2) 1-й обход. Цель – контроль правильности выполнения приемов.
3) Упражнение по ремонту (регулировке) механизма иглы.
4) 2-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.
5) Упражнение по ремонту (регулировке) шпульного колпачка.
6) 3-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.
- Дополнительный инструктаж для неуспевающих обучающихся.
- Выдача дополнительных заданий наиболее успевающим обучающимся.
- Уборка рабочего места.
3. Заключительный инструктаж. (15 мин.)
- Обобщение и систематизация изученного
1) Разобрать характерные недочёты в работе обучающихся.
- Контроль и оценка знаний, умений и навыков обучающихся.
1) сообщить итоги обучения и оценку качества работ;
2) отметить обучающихся, выполнивших работу на отлично.
- Выдача домашнего задания.
1) сообщить, что на следующем занятии будем продолжать отрабатывать приемы ремонта (регулировке) механизмов швейной машины.
2) выдать ДЗ: повторить по конспекту и учебнику принцип работы швейной машины.
2- часть занятия. Урок №16.
4. Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся. (255мин.)
- Самостоятельная работа обучающихся по отработке новых навыков и умений.
1) Упражнение по разборке и сборке механизма продвижения ткани.
2) 1-й обход. Цель – контроль правильности выполнения приемов.
3) Упражнение по ремонту (регулировке) механизма продвижения ткани.
4) 2-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёма.
5) Упражнение по ремонту (регулировке) игловодителя и механизма прижимной лапки.
6) 3-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёма.
7) 4-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов и качества выполненной работы.
- Дополнительный инструктаж для неуспевающих обучающихся.
- Выдача дополнительных заданий наиболее успевающим обучающимся.
- Уборка рабочего места.
5. Заключительный инструктаж. (15мин.)
- Обобщение и систематизация изученного
1) Разобрать характерные недочёты в работе обучающихся.
- Контроль и оценка знаний, умений и навыков обучающихся.
1) сообщить итоги обучения и оценку качества работ;
2) отметить обучающихся, выполнивших работу на отлично.
- Выдача домашнего задания.
1) сообщить, что на следующем занятии будут изучаться приёмы ремонта и доводки механизма натяжения верхней нити, игольной пластины и натяжение нижней нити.
2) выдать ДЗ: повторить по конспекту и учебнику регулировки механизмов швейной машины.
ПЛАН УРОКА 17
Тема №2. Принципы работы и основные виды ремонта швейных машин. (78 час.)
Тема урока № 15. Ремонт и доводка механизма натяжения верхней нити, игольной пластины и натяжение нижней нити. (12 ч).
Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.
Оборудование: 1) швейная машина;
2) отвертки средняя и малая;
3) стенды, плакаты.
4) видеоматериал.
Цели урока:
1) Научить обучающихся ремонтировать (доводить) механизм натяжения верхней нити, игольной пластина и натяжение нижней нити.
2) Развитие профессионализма и самостоятельности.
3) Воспитание организованности, дисциплинированности, аккуратности, внимательности, точности, осторожности.
Учебно-производственные работы: ремонт (доводка) механизма натяжения верхней нити, игольной пластины и натяжение нижней нити.
1-я часть занятия. Урок №17.
Ход урока
1. Вводный инструктаж. (45мин.)
- Постановка темы и целей урока.
- Подготовка рабочих мест обучающихся.
- Актуализация знаний обучающихся по данной теме.
1) Причиной каких дефектов становится неправильная регулировка верхней нити? (обрыв нити, петляние верхней нити, стягивание ткани в строчке, появление нижней нитки сверху или наоборот и др.)
2) Из каких основных частей состоит натяжитель верхней нити ШМ? (общий ход иглы)
3) Какие есть способы регулировки верхней нитки? (отверткой подтянуть тарелки или цифровым регулятором)
4) В какую сторону должна вращиться правильно заправленная шпулька? (против часовой стрелки)
5) Как производится регулировка натяжения нижней нити? (винтиком в шпулечном колпачке)
6) В какую сторону поворот винтика усиливается натяжение? (по часовой стрелке)
7) Для чего проводят проверку сбалансированности натяжения?
8) Как проводят процесс проверки балансировки? (по пробному прошиву)
- Сообщение новых знаний.
1) показать прием регулировки натяжения верхней нитки;
2) показать прием регулировки натяжения нижней нитки;
3) показать прием проверки по пробному прошиву и доводки натяжения ниток;
4) показ видеоматериала по ремонту (регулировке швейной машины.
- Проведение инструктажа по технике безопасности.
2. Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся. (210мин.)
- Самостоятельная работа обучающихся по отработке новых навыков и умений.
1) Упражнение по разборке и сборке механизма натяжения верхней нити.
2) 1-й обход. Цель – контроль правильности выполнения приемов.
3) Упражнение по регулированию натяжения верхней нитки.
4) 2-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.
5) Упражнение по проверке и доводки натяжения верхней нитки.
6) 3-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов.
- Дополнительный инструктаж для неуспевающих обучающихся.
- Выдача дополнительных заданий наиболее успевающим обучающимся.
- Уборка рабочего места.
3. Заключительный инструктаж. (15 мин.)
- Обобщение и систематизация изученного
1) Разобрать характерные недочёты в работе обучающихся.
- Контроль и оценка знаний, умений и навыков обучающихся.
1) сообщить итоги обучения и оценку качества работ;
2) отметить обучающихся, выполнивших работу на отлично.
- Выдача домашнего задания.
1) сообщить, что на следующем занятии будем продолжать отрабатывать приемы регулировки натяжения ниток.
2) выдать ДЗ: повторить по конспекту и учебнику последовательность натяжения верхней нитки.
2-я часть занятия. Урок №18.
4. Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся. (255мин.)
- Самостоятельная работа обучающихся по отработке новых навыков и умений.
1) Упражнение по разборке и сборке механизма натяжения нижней нити.
2) 1-й обход. Цель – контроль правильности выполнения приемов.
3) Упражнение по регулировке натяжения нижней нитки.
4) 2-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёма.
5) Упражнение по проверке и доводки натяжения нижней нитки.
6) 3-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёма.
7) Упражнение по проверке балансировки натяжения верхней и нижней ниток.
8) 4-й обход. Цель — контроль правильности выполнения приёмов и качества выполненной работы.
- Дополнительный инструктаж для неуспевающих обучающихся.
- Выдача дополнительных заданий наиболее успевающим обучающимся.
- Уборка рабочего места.
5. Заключительный инструктаж. (15мин.)
- Обобщение и систематизация изученного
1) Разобрать характерные недочёты в работе обучающихся.
- Контроль и оценка знаний, умений и навыков обучающихся.
1) сообщить итоги обучения и оценку качества работ;
2) отметить обучающихся, выполнивших работу на отлично.
- Выдача домашнего задания.
1) сообщить, что на следующем занятии будут изучаться приёмы установки и регулировки челночного комплекта.
2) выдать ДЗ: повторить по конспекту и учебнику регулировки натяжения ниток ШМ.