СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Платонов "Неизвестный цветок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок построен в технологии критического мышления, интересен разнообразными фрормами и приемами организации учебной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Платонов "Неизвестный цветок"»

Литература 7 класс. (2 урока)


Тема: сказка-быль А.Платонова «Неизвестный цветок».

Цель: подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру через погружение в текст и использование приема «чтение с остановками».

Задачи: 1) выявить способы выражения авторского отношения к герою;

2) закрепить представление об олицетворении.

Ожидаемый результат: увидят способы анализа текста и впоследствии смогут их применять.

Ход урока.

  1. Фаза вызова.

Слово учителя: Вы, наверняка, согласитесь со мной, ребята, что совершать открытия – увлекательнейшее занятие. Человечество за историю своего существования сделало множество очень важных открытий: континентов, островов, древних цивилизаций, звезд и много-много другого… Столько всего уже открыто на Земле, что кажется: на долю современного человека совсем ничего не осталось.

Вы тоже так думаете? Неужели вы в своей жизни не делали и не делаете хотя бы маленьких открытий? Расскажите о них

-Оказывается, даже сейчас каждый человек, если очень постарается, может совершать открытия, очень важные для него самого и для окружающих его людей. Именно об этом написал сказку Андрей Платонов и назвал ее «Неизвестный цветок».

«Прием прогнозирования»: - Какой может быть сегодня цель нашего урока? Что вы ждете от сегодняшнего урока? Обговорите это в паре и запишите в карту деятельности (см. Карту деятельности).

-Послушайте сказку и подумайте, о каком открытии идет в ней речь.

- О чем эта сказка? Выберите ответ и запишите его. Можно предложить свой вариант.

  • Об открытии не известного ранее цветка.

  • Об открытии способа разговаривать с цветами.

  • Об открытии закона выживания растений на пустыре.

  • Об открытии способа разводить цветы.

-Пусть выбранный вами способ станет вашим маленьким секретом, который вы раскроете лишь в конце этого урока.

  1. Фаза осмысления.

-А сейчас вернемся к тексту сказки и постараемся разобраться, о чем и как хотел рассказать нам Платонов.

Чтение по частям. Прием «Чтение с остановками».

Чтение 1 части до слов «И вот шла однажды…»

Обсуждение:

- Какой была жизнь на пустыре? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш ответ.

- Чем цветок из сказки не похож на остальные цветы? (Он был живой) Докажите.

- Как называется такой литературный прием?

- Были ли в жизни цветка минуты радости? Была ли у него цель в жизни?

- Как автор относится к цветку? Найдите в тексте слова, подтверждающие авторское отношение (слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

- А как вы относитесь к незнакомому цветку, жизнь которого стала нам теперь знакомой? Поделитесь друг с другом (работа в парах).

- Почему так много места уделяется описанию жизни цветка на пустыре? Что хотел нам сказать Платонов? Вывод запишите в карте.

- А вы когда-нибудь задумывались над тем, какие условия необходимы для того, чтобы совершать открытия? (Любой человек может быть первооткрывателем).

Чтение 2 части до слов «…склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку».

Работа в группах. Задание: задайте и запишите вопросы по второй части в таблицу (прием «Толстые и тонкие вопросы»).

Вывод: Допишите предложение. Поступок Даши – это…

Чтение 3 части

- Вроде бы пустырь преобразился. Почему Даше стало грустно?

- Зачем писатель «вырастил» сына цветка все в тех же трудных условиях?
Познакомьтесь с афоризмами (записаны на доске или на плакате). Какой из них вы могли бы использовать в качестве вывода? Объясните свой выбор и запишите афоризм.

«Жить – значит действовать». (А.Франс)

«Кто не отзывается на зов, отказывается от того, зачем его зовут» (пословица из языка африканского народа).

«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». (Гораций)

«Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием»

(Д. Рескин).


- А теперь вернемся к тем маленьким секретам, которые вы записали в начале урока. Познакомьте нас с ними. Изменилось ли ваше мнение после нашего разговора? Почему?

Вывод: какой скрытый смысл открывается внимательному читателю этого произведения?

  1. Фаза рефлексии.

Прочитав сказку Платонова, я понял…

Д/З: напишите о своем открытии.

Карта деятельности.

Ученика (цы)__________________ 7 «____» класса

1.Целеполагание. ________________________________________________________________________________

2.Мои шаги постижения текста.

1) О каком открытии идет речь? ________________________________________________________________________________

2) Анализ 1 части. Работа с деталями. ________________________________________________________________________________

3) Анализ второй части (мои вопросы)

________________________________________________________________________________

4) Анализ 3 части. Вывод ________________________________________________________________________________


3.Рефлексия.

- Какой вид работы меня заинтересовал?______________________________________

- Чему я научился?________________________________________________________

  • Находить детали в текст.

  • Выстраивать словесный ряд.

  • Обобщать материл, т.е. делать вывод.

  • Общаться.

- Чего я не принял на уроке или с чем я не справился?

4.Результат:

-Какое открытие помог мне совершить Платонов в самом себе?