Практическая работа №5
Тема Экологическая роль почв. Почва – главный ресурс агроэкосистем.
Цель углубление знаний о почве как плодородном слое Земли, ее экологической роли, выявление результатов антропогенного воздействия на почвы.
Задача оценить качество проб почвы; проанализировать типы загрязнения педосферы; предложить пути решения почвенного кризиса.
Методическое обеспечение учебник
Теоретическая часть
Почва – основной источник плодородия. Площадь почвенных ресурсов составляет 129 млн км2, или 86,5 % площади суши. Однако каждый год на Земле теряется около 0,7 % потенциальной пашни. На 1/3 пахотных территорий планеты почвы разрушаются быстрее, чем восстанавливаются, ведь для восстановления всего 1 см слоя почвы требуется 250–300 лет. В реки, озера, океаны смывается ежегодно столько почвы, что если бы ею загрузить вагоны товарного поезда, то он опоясал бы земной шар 150 раз.
Окраска почвы – доступный для наблюдения морфологический признак, широко используемый в почвоведении для присвоения почвам названий (чернозем, краснозем, желтозем, серозем и т. д.). Цвет почвы зависит от ее химического состава, условий почвообразования, влажности. Для окраски почв наиболее важны три группы веществ. Гумусовые вещества придают почве черную, темно-серую и серую окраску; соединения железа (III) – красную, оранжевую, желтую; соединения железа (II) – сизую и голубоватую. Кремнезем, карбонат кальция, каолинит, гипс и другие легкорастворимые соли – белую и белесую окраску. При разном сочетании этих групп веществ получается большое разнообразие почвенных цветов и оттенков (например, серо-бурая, красновато-коричневая и т. д.).
Ход роботы
1. Входной контроль:
1.1. При каком показателе pH почва становится практически бесплодной?
а) pH = 3;
б) pH = 5,6;
в) pH = 7;
г) pH = 8,5.
1.2. Процессы разрушения поверхности почвы и выноса плодородного слоя водой или ветром называют:
а) смыванием;
б) диффузией;
в) эрозией.
г) обветриванием
1.3. Какое вещество определяет плодородие почвы:
а) земля;
б) песок;
в) глина;
г) гумус.
1.4. Что является главным ресурсом агроэкосистемы?
а) консументы;
б) растительность;
в) почва;
г) животные
1.5. С чем связано загрязнение почвы тяжелыми металлами?
а) с использованием навоза как удобрения;
б) с внесением фосфорных удобрений;
в) с автомашинами, использующими этилированный бензин;
г) с пестицидами.
2. Последовательность выполнения практической работы
2.1. Попробуйте по окраске почвы приближенно оценить содержание перегноя (гумуса) в предложенном преподавателем образце, пользуясь рис. 1 и табл. 1.
Таблица 1
Приблизительная оценка содержания перегноя в почве по окраске


Рис. 1 Треугольник почвенных окрасок
2.2. Проанализируйте схему, отображающую виды эрозии почв. Какие причины их вызывают?

3. Выходной контроль
3.1. Сравните понятия (что в них общего, чем различаются и как соотносятся): ЛИТОСФЕРА, ЗЕМЛЯ, ПОЧВА.
3.2. Весной и осенью часто пускают палы, поджигая сухую траву. Многие считают, что это ускорит рост молодых побегов, удобрит почву золой, уничтожит вредных насекомых. Как в действительности повлияет огонь на подстилку, гумус, влагозадержание, состояние наземных частей растений, полезных насекомых? Оцените вред и пользу от «мини-пожара».
3.3. Объясните выражение эколога Ли Талбота «Мы не унаследовали землю у своих родителей. Мы взяли ее взаймы у своих детей».
4. Защита роботы: индивидуальный опрос по теме.
Литература
1. Саенко, О.Е. Экологические основы природопользования [Электронный ресурс]: учебник (Среднее профессиональное образование)/ О.Е.Саенко, Т.П. Трушина. – М.: КНОРУС, 2017. - 214 с. (с.107-113)
2. Власова, О. С. Экология [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. С. Власова ; М-вообразования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. - Электронные текстовые и графические данные (5,1 Мбайт). - Волгоград : ВолгГАСУ, 2014. (с.43-49)