СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почвенная среда обитания

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почвенная среда. Особенности, приспособления живых организмов к среде

Просмотр содержимого документа
«Почвенная среда обитания»

Почвенная среда обитания

Цель: обобщить и углубить знания о средах обитания живых организмов; сформировать представление об организменной среде обитания, ее обитателях и особенностях жизненных условий; изучить особенности почвы как среды жизни и роль живых организмов в почвообразовании

Задачи:

  1. Образовательные:

А. углубить и расширить знания о средах обитания живых организмов;

Б. раскрыть особенности организменной среды обитания и черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах

  1. Структура урока

Этап урока

Время реализации

Организация класса.

2- мин.

Актуализация опорных знаний

7 мин.

Проверка знаний, умений, навыков

5 мин.

Изучение нового материала

15 мин.

Закрепление

5 мин.

Задание на дом

2 мин.


Собственно конспект

        1. Организация класса (2 мин)

- Добрый день! Приготовились к уроку, мы начинаем.

Актуализация опорных знаний (3 мин)

На прошлых уроках мы с вами начали разбирать новый раздел, который называется … (среды обитания) и даже с некоторыми уже познакомились.

Ребята, перед вами лежат листы с заданием, на которых даны характеристики изученных сред обитания, я вам даю немного времени, буквально 2-3 минуты, чтобы выполнить индивидуальные задания.

Закончили работу, отложили листочки в сторону, в конце урока сдадите.


В конвертах на столах у вас лежат карточки с изображением живых организмов: тут и рыбы, и птицы, и бабочки. Распределите, пожалуйста, их на несколько групп в зависимости от того, где они обитают.

Сколько групп получилось? ( Учащиеся называют 3 группы животных, обитающих в водной, наземно-воздушной среде и «других» средах.)


Молодцы, таким образом, эти животные обитают в разных средах обитания.

 Какие среды обитания мы уже с вами изучили подробно?  (Водная, наземно-воздушная). 


Давайте вспомним, что такое экологические факторы среды и какие они бывают. (Эк.факторы – это то, что влияет на организмы, проживающие в ней. Факторы живой и неживой природы (биотические и абиотические). )

Какие особенности водной среды обитания? (Высокая плотность воды, кислород в растворенной форме и т д.) 

А как приспособились животные к обитанию в водной среде? (Обтекаемая форма, слизь, жабры, дышат поверхностью тела, в тканях растения камеры с воздухом и т д).


 Какие особенности наземно-воздушной среды обитания? (Колебания температуры, ветер, различная влажность, световой режим.)


Сейчас я предлагаю вам просмотреть небольшой отрывок из всеми известного мультфильма (просмотр фрагмента Дюймовочки про кротов)


Итак, мы посмотрели фрагмент мультфильма, и у вас на столах осталась группа животных, которые живут в еще одной среде обитания. Как вы думаете, что это за среда? (Почвенная). 

Правильно, и тема нашего урока – «Почва как среда обитания», запишите.

Теперь подумайте, какую задачу или задачи мы должны с вами решить при изучении этой темы?


Когда мы начали изучать среды обитания, мы выделяли особенности среды, подумайте, какими особенностями обладает почвенная среда?

Особенности почвы как среды обитания. Деятельность живых организмов в верхнем слое земной коры привела к образованию почвы — плодородного слоя, богатого минеральными веществами. Какие же условия характерны для почвенной среды? По сравнению с наземно-воздушной средой в почве практически отсутствует свет, перепады температур значительно меньше, кислорода в воздухе почвы меньше, а углекислого газа больше, влажность почвы зависит от количества выпавших осадков и сильно изменяется по сезонам года. Тем не менее жители почвенной среды находят в ней для жизни все необходимое.

Температура относительно постоянная

Мало света

Мало кислорода

Меняется содержание воды

Высокая плотность.

(на доску повесить особенности и записать в рабочий лист)


Теперь я предлагаю поделиться на три группы по колонкам

1.-Состав почвы

2.Структура почвы

3. Плодородие почвы

  1. Первая колонка изучает состав почвы, для этого откройте п.18, стр 114

Подумайте, что входит в состав почвы? Твердые (органические, неорганические), вода, воздух, живые организмы (записывают). Как вы думаете, какой компонент определяет плодородие почвы? Органическое вещество, которое поступает за счет отмирающих корней растений и опавших листьев.

Твердые частицы почвы пронизаны порами и полостями, частично заполненными воздухом и водой.

Большое количество воды в почве может вытеснять воздух. Воздух почвы отличается по составу от атмосферного. Перед вами диаграмма, какие различия вы видите в составе атмосферного и почвенного воздуха? 

Больше углекислого газа. Из-за чего это может произойти? Живые организмы дышат. Правильно. Теперь давайте попробуем заполнить на рабочих листах схему состав почвы.

На доску повесить распечатанные особенности среды и дать записать в тетрадь


2.Вторая колонка изучает структуру почвы, стр.114, подумайте, какую структуру имеет почва, что на эту структуру влияет, а так же что участвует в ее формировании? Структура почвы — это способность почвы образовывать комки.

Есть почвы структурные, которые распадаются на комки различной величины и формы, и бесструктурные, которые очень плотные. На формирование структуры почвы влияют изменения температуры и влажности. Также в формировании структуры почвы участвуют корневые системы и почвенные организмы.



3.Третья колонка изучает плодородие почвы, стр.114-115. Что влияет на плодородие почвы, как изменяется количество гумуса. Что позволяет судить о плодородии почвы? Плодородие -это важнейшее свойство почвы, это способность почвы снабжать растения питательными веществами, водой и воздухом для их полноценного роста и развития.

Плодородие зависит от гумуса-органическое вещество(перегной).  Он образуется в результате преобразования микроорганизмами органических остатков, которые попали в почву после отмирания растений. Гумус можно определить по тёмному цвету. В нём содержатся питательные вещества для растений (калий, азот, фосфор).С глубиной почвы его количество уменьшается, от количества гумуса зависит цвет почвы.


Давайте посмотрим видеоролик, с помощью которого мы сможем проверить себя, по составу и структуре почвы и плодородию. Здесь же будут приспособления для обитания в данной среде

Обитателей почвы делят на 3 группы: первая-микроорганизмы, они обитают в почвенных порах и полостях или на поверхности почвенных частиц,вторая- животные, которых можно хорошо рассмотреть только с помощью лупы (личинки,коловратки. клещи), третья- животные, которые хорошо различимы невооруженным глазом (крупные насекомые, черви)

Приспособления организмов к жизни в почвенной среде


Может показаться, что организмов, живущих в почве, не так много. Однако это не так. В почве обитает множество организмов, которых можно увидеть под микроскопом. Это представители водорослей, бактерий, грибов, червей (записывают). Малые размеры помогают им передвигаться в толще почвы. Некоторые мелкие животные видны невооруженным глазом или под лупой: насекомые, пауки, клещи.

Обитают в почве и более крупные животные: дождевые черви, личинки насекомых, кроты. Передвигаясь, они прокладывают в почве ходы, участвуют в формировании гумуса, вентиляции почвы и ее перемешивании.

Рассмотрим приспособления крупных животных. Давайте вспомним, какого размера глаза у крота? Маленькие. Правильно, во-первых, они ему не сильно и нужны, а во-вторых, в них меньше попадают пылевые частицы почвы. Тело плотное, уши маленькие. Шерсть у крота короткая, но густая и плотная. Все это помогает ему передвигаться в почве.



Охрана почв

Почвообразование (подзаголовок) происходит очень медленно – 1 см. плодородного слоя почвы формируется в течении 100 и более лет!

Разрушение почвы (подзаголовок)

А разрушаются почвы под действием ветра, неправильного поливараспашки земель.

Почвенные организмы погибают из-за неумелого применения удобрений, препаратов против насекомых-вредителей. А, как мы знаем, живые организмы играют значимую роль в образовании почв.

Поэтому важно бережно относиться к почве, ведь является домом для многих живых существ.

        1. Закрепление и рефлексия (7 мин)

Игра «верю - не верю», бланки раздаются.

  1. Почва – верхний плодородный слой земли.

  2. Почва возникла вместе с живыми организмами.

  3. В состав почвы входят: глина, песок, воздух.

  4. Состав воздуха в почве и в атмосфере одинаковый..

  5. В почве обитают только мелкие животные.

  6. Почвенные животные слепые.

  7. Дождевые черви улучшают плодородие почвы, взрыхлят ее и перемешивают.


Наш урок подошел к концу. Домашнее заданине ( 2мин)

§18, ответить на вопросы на стр. 117 устно;


















































Тема урока:_____________________________________________________________________________


  1. Почва это-________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Особенности среды обитания










  1. С остав почвы















  1. Плодородие-это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гумус-это__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







5. Приспособления организмов к среде обитания:

1)

2)

3)

4)











































Особенности среды обитания

Состав почвы

Органические вещества

Неорганические вещества

Воздух

Вода

Живые организмы





Температура относительно постоянная

Мало света

Мало кислорода

Меняется содержание воды

Высокая плотность.