СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к экзамену по русскому языку - 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка поможет повторить средства художественной выразительности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к экзамену по русскому языку - 9 класс»

Задание 3  средства художественной выразительности /Подготовка к экзамену по русскому языку в 9 классе. – 2016 г. /

Задание 3 средства художественной выразительности

/Подготовка к экзамену по русскому языку в 9 классе. – 2016 г. /

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора (6)И пошёл обратно по своему же следу, тихо, осторожно, прислушиваясь и в то же время нет-нет да и ощупывая стены. (13)Но Бим обязан молчать - ведь он спутал след и притаился. (19)Можно ведь только предполагать, что волк делает это из инстинктивного стремления к свободе, а Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия. (28)В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака.

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора

(6)И пошёл обратно по своему же следу, тихо, осторожно, прислушиваясь и в то же время нет-нет да и ощупывая стены.

(13)Но Бим обязан молчать - ведь он спутал след и притаился.

(19)Можно ведь только предполагать, что волк делает это из инстинктивного стремления к свободе, а Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия.

(28)В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие ирисы необыкновенной красоты.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  • Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег.
  • На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.
  • Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом.
  • На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие ирисы необыкновенной красоты.
3. Укажите, какое средство изобразительности используется в предложении 49. (49) И радовался, проходя мимо участка, видя, как шумит на ветру вековая липа, стоит нетронутая, непокалеченная, живая. Олицетворение Сравнение Эпитет Оксюморон

3. Укажите, какое средство изобразительности используется в предложении 49. (49) И радовался, проходя мимо участка, видя, как шумит на ветру вековая липа, стоит нетронутая, непокалеченная, живая.

  • Олицетворение
  • Сравнение
  • Эпитет
  • Оксюморон
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. И оно всегда, всегда было, и никто никогда не замечал его. сравнение. Пусть не само, пусть его следы. Что–то есть, что–то, заполняющее все, — невидимое, неслышимое, крадущееся по поселку мимо Дюшки. Грачи неожиданно, как по приказу, дружно, молча, деловито, с натужной тяжестью взлетели.

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  • И оно всегда, всегда было, и никто никогда не замечал его. сравнение.
  • Пусть не само, пусть его следы.
  • Что–то есть, что–то, заполняющее все, — невидимое, неслышимое, крадущееся по поселку мимо Дюшки.
  • Грачи неожиданно, как по приказу, дружно, молча, деловито, с натужной тяжестью взлетели.
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек. У этой грубоватой на вид женщины был тёплый и спокойный голос. Но потом с огромным усилием приподнялся и, шатаясь, медленно побрёл за нею. Она спустилась под откос, принесла в брезентовой рукавице воды, снова приподняла голову Бима и поднесла рукавицу, смочив ему нос.

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  • Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек.
  • У этой грубоватой на вид женщины был тёплый и спокойный голос.
  • Но потом с огромным усилием приподнялся и, шатаясь, медленно побрёл за нею.
  • Она спустилась под откос, принесла в брезентовой рукавице воды, снова приподняла голову Бима и поднесла рукавицу, смочив ему нос.
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. Он покрывал сутулые спины людей и спины домов, и кучу бело-голубой, твёрдой даже на вид капусты. Краснолицая продавщица, одетая, как капуста, во многие одежды, выглянула из своего окошка вниз, посмотрела на Дусю и сказала... Старшая горестно, по-взрослому, причитала. Дуся не могла взвалить на плечи мешок — был слишком тяжёл.

6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  • Он покрывал сутулые спины людей и спины домов, и кучу бело-голубой, твёрдой даже на вид капусты.
  • Краснолицая продавщица, одетая, как капуста, во многие одежды, выглянула из своего окошка вниз, посмотрела на Дусю и сказала...
  • Старшая горестно, по-взрослому, причитала.
  • Дуся не могла взвалить на плечи мешок — был слишком тяжёл.
7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. И я осталась сидеть, обиженно перебирая кисточки кусачего шарфа. Мама заметалась, вытащила из-под меня скамеечку, потому что красивые тарелки стояли на верхней полке и она до них не доставала. И ты поешь со мной, Марина Борисовна,— попросила Надежда Ивановна, и мама протерла еще одну ложку и, придвинув вторую табуретку, села рядом с одноглазой старухой и запустила ложку в ту же самую тарелку. В руке она держала картонный футляр от градусника.

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  • И я осталась сидеть, обиженно перебирая кисточки кусачего шарфа.
  • Мама заметалась, вытащила из-под меня скамеечку, потому что красивые тарелки стояли на верхней полке и она до них не доставала.
  • И ты поешь со мной, Марина Борисовна,— попросила Надежда Ивановна, и мама протерла еще одну ложку и, придвинув вторую табуретку, села рядом с одноглазой старухой и запустила ложку в ту же самую тарелку.
  • В руке она держала картонный футляр от градусника.
8.Укажите предложение, в котором используется фразеологизм. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. Тогда она решилась и остановила машину. Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста.

8.Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

  • Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза.
  • Тогда она решилась и остановила машину.
  • Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу.
  • Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста.
9.Укажите предложение, в котором используется сравнение. Когда ни придешь сюда, днем ли, ночью ли, они раскачиваются, перехлестываясь ветвями и листьями, шумят неумолчно на разные лады. А когда набегает грозовая туча и буря, заламывая ветви, обрывает листву, тополя, упруго раскачиваясь, гудят, как бушующее пламя. Они стоят на возвышенности, открытой всем ветрам, и отзываются на малейшее движение воздуха, каждый листик чутко улавливает легчайшее дуновение. И по сей день эти два тополя на бугре кажутся мне необыкновенными, живыми.

9.Укажите предложение, в котором используется сравнение.

  • Когда ни придешь сюда, днем ли, ночью ли, они раскачиваются, перехлестываясь ветвями и листьями, шумят неумолчно на разные лады.
  • А когда набегает грозовая туча и буря, заламывая ветви, обрывает листву, тополя, упруго раскачиваясь, гудят, как бушующее пламя.
  • Они стоят на возвышенности, открытой всем ветрам, и отзываются на малейшее движение воздуха, каждый листик чутко улавливает легчайшее дуновение.
  • И по сей день эти два тополя на бугре кажутся мне необыкновенными, живыми.
10. В каком предложении не употребляются эпитеты? Брёвна с блиндажных перекрытий за эти годы, конечно, растащили, а ямы остались ясные. Вот в этом самом блиндаже в ту тревожную зиму, дней девяносто, а может сто пятьдесят, когда фронт тут остановился, гнало худое ведро через себя дым. А потом как-нибудь утром, при солнышке, боевой порядок меняли, блиндаж бросали, командир торопил свою команду – «ну! ну!» - ординарец печку порушил, втиснул её всю на машину, и колена все, а худому ведру места не нашлось. Ребята чистые, друзья фронтовые!

10. В каком предложении не употребляются эпитеты?

  • Брёвна с блиндажных перекрытий за эти годы, конечно, растащили, а ямы остались ясные.
  • Вот в этом самом блиндаже в ту тревожную зиму, дней девяносто, а может сто пятьдесят, когда фронт тут остановился, гнало худое ведро через себя дым.
  • А потом как-нибудь утром, при солнышке, боевой порядок меняли, блиндаж бросали, командир торопил свою команду – «ну! ну!» - ординарец печку порушил, втиснул её всю на машину, и колена все, а худому ведру места не нашлось.
  • Ребята чистые, друзья фронтовые!
11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей. Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали. Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.
  • 11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
  • Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.
  • Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.
  • Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали.
  • Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.
12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Чего она мне нервы мотает? По дому плавали запахи и крики. Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник. Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
  • 12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  • Чего она мне нервы мотает?
  • По дому плавали запахи и крики.
  • Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник.
  • Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение . Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло. И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. Дикая рябинка со своей благородной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов. Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.
  • 13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение .
  • Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло.
  • И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой.
  • Дикая рябинка со своей благородной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов.
  • Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.
14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра. Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю. Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.
  • 14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  • Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.
  • Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра.
  • Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
  • Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.
15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам-дворянам его круга. Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, увековеченный Пушкиным под именем «арапа Петра Великого». Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил. С этого момента начинается новая, полная трудов и величия, жизнь гениального русского полководца.
  • 15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
  • Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам-дворянам его круга.
  • Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, увековеченный Пушкиным под именем «арапа Петра Великого».
  • Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил.
  • С этого момента начинается новая, полная трудов и величия, жизнь гениального русского полководца.
16.Укажите предложение, в котором содержится сравнение. Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза. Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом. Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.
  • 16.Укажите предложение, в котором содержится сравнение.
  • Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.
  • Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза.
  • Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
  • Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.
17.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Вода тёплая, точно подогретая. Плетёные кресла удобны, в комнате тихо, уютно. Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит. Всё небо усеяно плевками зениток.
  • 17.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  • Вода тёплая, точно подогретая.
  • Плетёные кресла удобны, в комнате тихо, уютно.
  • Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит.
  • Всё небо усеяно плевками зениток.
18. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнени е. Ты будешь для меня единственным в целом свете. Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, - продолжал Лис.
  • 18. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнени е.
  • Ты будешь для меня единственным в целом свете.
  • Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
  • Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей.
  • Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, - продолжал Лис.
19. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Однажды он принёс в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку с водой. Это у него была такса – чёрная головёшка на четырёх ножках. Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот! Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.
  • 19. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  • Однажды он принёс в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку с водой.
  • Это у него была такса – чёрная головёшка на четырёх ножках.
  • Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!
  • Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.
20. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днём отводил ей на минуту больше, чем вчера. Однажды летним утром пожилой человек в железных очках принёс ему пару протезов, очень ловко сконструированных и пригнанных по мерке. - Спасибо, спасибо, старик, знатная работа, - бормотал Алексей. Он перешёл эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжёлого труда.
  • 20. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
  • Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днём отводил ей на минуту больше, чем вчера.
  • Однажды летним утром пожилой человек в железных очках принёс ему пару протезов, очень ловко сконструированных и пригнанных по мерке.
  • - Спасибо, спасибо, старик, знатная работа, - бормотал Алексей.
  • Он перешёл эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжёлого труда.
21. Укажите предложение, в котором содержится гипербола. Звонили, наверно, раз сто! … все папины товарищи по институту стали, как назло, главными врачами, профессорами или, в крайнем случае, кандидатами медицинских наук. Неужели вы думаете, – сказал я маме и бабушке, – что, если бы этот ваш… кандидат наук заболел гриппом, ему бы столько звонили? Больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе волнуются совершенно посторонние люди, ведь ни мама, ни бабушка не ожидали, что будет столько звонков!..
  • 21. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.
  • Звонили, наверно, раз сто!
  • … все папины товарищи по институту стали, как назло, главными врачами, профессорами или, в крайнем случае, кандидатами медицинских наук.
  • Неужели вы думаете, – сказал я маме и бабушке, – что, если бы этот ваш… кандидат наук заболел гриппом, ему бы столько звонили?
  • Больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе волнуются совершенно посторонние люди, ведь ни мама, ни бабушка не ожидали, что будет столько звонков!..