Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе
учителя-логопеда МБОУ СОШ с. Красногорск
Тен Александры Менгуновны
Тема: Дифференциация звуков [с-з].
Цель:
упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях;
развивать фонематический слух;
упражнять в звуковом анализе и синтезе слов, определении позиции звуков в словах;
закреплять употребление предлогов;
развивать речевую память, внимание, аналитическую деятельность, логическое мышление, мелкую моторику;
воспитывать умение выслушивать ответы других.
Оборудование: игрушки зайца и собаки, карточки с буквами «З» и «С», компьютер, презентация, предметные картинки.
Ход занятия:
1.Оргмомент.
Логопед: -Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в зоопарк. А на чем мы отправимся путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:
По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход.
Лишь гудит машина важно.
Что такое? (Пароход)
Логопед: - По каким признакам догадались что пароход?
( По волнам плывет, быстрый, машина гудит)
Логопед: -Догадайтесь, кто нас пригласил нас в зоопарк (загадывает загадки).
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся? (зайка)
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая … (собака)
(Дети отгадывают загадки, логопед помещает перед детьми игрушечных зайца и собаку)
Логопед: - Кто управляет пароходом? (Капитан)
Логопед: - Кто ему помогает? ( Матросы)
Логопед: - Я буду капитаном, а вы будите матросами. Для того чтобы попасть на пароход нужно научиться пользоваться сигнальными карточками. На звонкий звук [з] поднимаем карточку с букой «З», на глухой звук [с] карточку с буквой «С». Слушайте внимательно звуки, которые я буду говорить.
Логопед: - П, Т, К, С, Ш, Б, В, З, С, П, Х, Ф, С, Ж, З, Т, Г, С, П, К, Д, З, М, С.
Логопед: - Молодцы. А сейчас занимаем свои места на пароходе.
2.Сообщение темы занятия.
Логопед: -Как вы думаете с какими звуками мы сегодня будем работать? Правильно, [с-з].
3.Анализ и сравнение характеристик звуков.
Логопед: - Давайте дадим характеристику этим звукам.
Логопед: - Кто вспомнит и расскажет все о звуке [с]? (Согласный, глухой, твердый)
Логопед: - Кто вспомнит и расскажет все о звуке [з]? (согласный, звонкий, твердый)
Логопед: - Чем они похожи? (Оба согласные, твердые)
Логопед: - Чем отличаются? (Звук [с] глухой, а звук [з] звонкий)
4.Развитие фонематического слуха.
Игра «Запомни – повтори»
Логопед: - По дороге в зоопарк собачка нам предлагает провести речевую разминку.
(логопед предлагает повторить слоговые цепочки, цепочки слов, чистоговорки)
Са-са-за; За-са-за; Сы-зы-зы- и т.д.
Сом-зонт – сок; зайка-сумка-завод; собака-заноза-соль
За-са-за-вот идёт коза. Зу-зу- су- - мы видели лису.
Са-за-са – вот летит оса. Су-зу-су- отвязали мы козу.
5. Пальчиковая гимнастика
Логопед: - Молодцы! А сейчас приготовили бинокли для наблюдения.
(звучит музыка, выполняется пальчиковая гимнастика.)
Кто на всех морях бывал? (показываем бинокль)
Кто держал в руках штурвал? (управляем штурвалом)
Чаек видел, кто в дали? (показываем чаек)
Тот, кто любит корабли! (показываем лодочку)
(музыка усиливается)
Логопед: - Внимание! Начинается шторм, поднять паруса! (имитируем кистями рук натягивание каната)
6. Дифференциация звуков в словах
Логопед: - Шторм закончился, но от качки все вещи на пароходе перепутались. Нужно разложить их по полкам. На верхнюю полку положим картинки, в названии которых слышим звук [с]. На нижнюю полку наборного полотна положим картинки со звуком [з].
(картинки, перепутанные на наборном полотне)
Дети четко произносят слово и определяют место звука в слове.
Логопед: - Запомните картинки
(картинки закрываются шторкой)
Логопед: - Вспомните и назовите картинки со звуком[с]. (Сумка, насос, носки, стакан)
Логопед: - Вспомните и назовите картинки со звуком [з]. (Комбинезон, зонт, рюкзак)
Логопед: - Молодцы! Посмотрим в бинокль, что мы видим впереди. ( логопед выставляет картинку с зоопарком).
7. Физ. Минутка.
Логопед: - Внимание! Стоп машина. Мы приплыли к зоопарку. Засиделись мы на пароходе, надо бы размяться.
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)
Работа с картинками.
(Логопед обращает внимание детей на картинки на наборном полотне: лиса, заяц, собака, ослик, коза, слон, барсук, свинья, зубр, носорог, лошадь)
Логопед: - Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке.
Логопед: - Наш зоопарк необычный, потому-то в нем живут разные животные, и все они дружат друг с другом. Какие животные живут в зоопарке? ( дикие и домашние)
Логопед: - В названиях наших животных есть звуки [с-з]. рРассмотрите внимательно и скажите, какая картинка лишняя. Почему? (лошадь)
8. Упражнение в подборе предлогов в предложениях.
Логопед: - Дети, посмотрите, у зайки и собачки в лапках конверты. В них для нас приготовленные задания. Давайте выполним задание от зайки. (на доске выставляются схемы предлогов С,ИЗ,ЗА,ИЗ-ЗА,ИЗ-ПОД)
Зайка спрятался… куст.
Рысь спустилась … дерева.
Козы пасутся … домом.
Ослик выглядывает … будки.
Лиса выскочила … норы.
Ёжик выкатился … дивана.
9.Упражнение в определении позиции звуков в словах.
Игра « Паровозик»
Звери грустные стоят ,
Путешествовать хотят.
Но не знают – как? Куда?
Помогите, детвора.
(дети берут картинки с наборного полотна и распределяют их по вагонам , объясняя свой выбор и позицию звука в слове)
10. Работа по предупреждению дисграфии.
Игра « Зонтики» (Логопед обращает внимание детей на доску с правильными и неправильными буквами «З» и «С»)
Логопед: - Посмотрите на доску, на ней написаны правильные и неправильные буквы, нам нужно отыскать одинаковые по размеру, шрифту, цвету буквы З и С.
Логопед: - Звери опять вернулись в свой зоопарк, а нам пора на пароход. Садимся и отправляемся в обратный путь.
Логопед: - Каждый моряк должен уметь четко произносить трудные предложения. Предлагаю потренироваться в произношении чистоговорки:
Зое сниться странный сон, с Зоей рядом серый слон.
(произношение чистоговорки отдельными детьми.)
11. Итог занятия
Логопед: - Мы приплыли в группу. Наше путешествие окончено. Что вам понравилось в путешествии. Мы покидаем пароход, вы хорошо работали, молодцы.