Подготовка дошкольников к обучению грамоте
Консультация для воспитателей
Выполнил (а) учитель-логопед
Зарипова Л.М.
Проблема подготовки детей к обучению грамоте в последнее время не только не теряет своей актуальности, но приобретает ещё большую остроту в связи с изменениями психологических и социальных условий, в которых находится как ребёнок, так и воспитывающий его взрослый. От эффективности такой подготовки зависит успешность последующего обучения в школе.
Подготовка к школе в детском саду включает 2 основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, нравственное, умственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребёнок будет изучать в школе.
Для чего же необходимо обучать детей грамоте в детском саду?
Для того, чтобы ребёнок умел использовать свои слух и зрение, умение анализировать и синтезировать, выделять главные признаки речевого материала - одним словом, имел общую ориентировку в звуковой системе языка. Несформированность фонематической системы может вызвать затруднения при обучении в школе.
Идея обучения грамоте в детском саду возникла давно. На основе исследований таких учёных, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. П. Усова был сделан вывод, что в детском саду обучать детей грамоте можно. В 1956-1959 гг. известный советский методист А. И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.К. Д. Ушинский предложил новый метод обучения – от звука к букве, таким образом разработал аналитико-синтетический метод, который обеспечивал сознательное обучение чтению, а не механическое заучивание.
Методика Д. Б. Эльконина отличалась от обычных систем введением детей в звуковую действительность языка, что облегчает последующие усвоения грамматики и орфографии, тем самым формируя интерес к языку и его законам и избавляя от ошибок на письме.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду – развитие связной речи, словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи. Исследование и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами. Чтобы в старшем дошкольном возрасте не возникали проблемы по подготовке к обучению грамоте, звуковой культурой речи необходимо заниматься с младших групп детского сада. Воспитателям детского сада в младших группах решать такие задачи по звуковой культуре речи, как:
- упражнять в отчётливом произнесении гласных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов, коротких фраз; - развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, слуховое внимание, голосовой аппарат; - формировать правильный темп речи, умение говорить спокойно, с естественной интонацией.
Основные задачи по подготовки к обучению грамоте в средней группе: - закрепить произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков; - развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание; - развивать фонематический слух, различать и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
- совершенствовать интонационную выразительность речи.
В средней группе рекомендуются игры, направленные на: - развитие речевого слуха; - развитие фонематического слуха
К основным задачам в старшем возрасте относятся: - продолжать развивать фонематический слух; - учить определять место звука в слове (начало, середина, конец) - дифференцировать звуки; - учить составлять по образцу простые и сложные предложения; - дифференцировать твёрдый – мягкий, глухой – звонкий звук. В подготовительной к школе группе ставятся следующие задачи: -совершенствовать фонематический слух; - учить называть с определенным звуком;
- находить слова с определенным звуком в предложении;
- определить место звука в слове;
- упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без слюзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;
- учить делить слова (двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (ма — ли — на, Маша) на части;
- учить составлять слова из слогов (устно);
- учить выделять последовательность звуков в простых словах (мак, дом); - познакомить с буквой.
Для старшего дошкольного возраста рекомендуются игры, направленные на: - развитие фонематического слуха; - развитие звукового анализа и синтеза; - членение предложений.
Учитывая особенности детей, материал по обучению грамоте необходимо давать синхронно на разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический). Что делает язычок, когда мы произносим звук? Как проверить, он звонкий или глухой? На чью песенку похож звук? (ветра,водички). Поэтому, знакомя с буквой, мы сравниваем её с предметами, изменяем, превращаем в другую букву, в интересную картинку, изображаем букву пальчиками, всем телом, находим на ощупь в мешочке, выкладываем из палочек, рисуем в воздухе. и т. д.
Трудности овладения чтением и письмом в школе возникают не только из-за нарушения фонематического слуха, но и из-за сложностей запоминания букв (их графического изображения, нарушения пространственной ориентировки, неумения ребёнка координировать движения кистей и пальцев рук, нарушения мышечного тонуса пальцев. Поэтому одним из условий успешной подготовки к обучению грамоте является подготовка детской руки к письму. Начинать такую подготовку рекомендуется воспитателям с младших групп. Игры в младшем и среднем возрасте направлены на развитие двигательной координации, подвижности кистей и пальцев рук, а также их силы и ловкости. В старшем возрасте – на развитие тактильной чувствительности, мышечного тонуса, развитие тонких двигательных координаций кистей и пальцев рук, формирование сенсомоторных координаций, элементарных специфических графических навыков. Кроме того, мелкая моторика – основа развития психических процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, пространственных представлений. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и психологической готовности ребёнка к школе. Развивая моторику, мы готовим детскую руку к письму.
Правильно и чётко организованная работа по обучению грамоте в детском саду возможна только в том случае, если педагоги хорошо знают состояние речевого развития всех детей группы. Для того чтобы выяснить, насколько у ребёнка развит фонематический слух, навыки анализа и синтеза, необходимо индивидуальное всесторонне обследование, которое проводится в первой половине дня, на доступном возрасту материале, с помощью различных игр и упражнений. В результате диагностики заполняется диагностическая карта. Параметры обследования зависят от возраста ребёнка, от задач возрастной группы по проблеме обучения грамоте.
Главная цель нашей работы – обеспечить ребёнку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в школе. Использование инновационных технологий по подготовке детей к обучению грамоте позволяет значительно сократить время на формирование и развитие из языковых и речевых средств, делает процесс обучения для детей интересным, снимает проблемы мотивационного плана, порождает речевую активность и творчество.
От участия родителей во многом зависит успешность подготовки ребёнка к обучению грамоте. Используются такие формы работы с родителями: открытые просмотры, выставки пособий, мастер-классы, тренинги, речевые досуги, консультации-практикумы, оформление газет, журналов, совместное изготовление игр, пособий, разработка памяток и др.
Каким же должен выйти ребёнок из детского сада? У ребёнка должны быть развиты:
- фонематическое восприятие; - первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза; - графо-моторные навыки; - элементарные навыки чтения и письма.