СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЭГЕ. Решение генетических задач по схемам родословных

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Презентация позволяет познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных, научиться составлять и анализировать родословные. .

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЭГЕ. Решение генетических задач по схемам родословных»

Подготовка к ГИА. Решение генетических задач по схемам родословных   Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности.  А.С. Пушкин

Подготовка к ГИА. Решение генетических задач по схемам родословных

Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. А.С. Пушкин

Особенности генетики человека Невозможность использовать гибридологический метод. Позднее наступление половой зрелости. Малое число потомков в каждой семье. Невозможность создания равных условий жизни для потомков. Отсутствие точной регистрации проявления наследственных свойств в семье. Отсутствие чистых линий. Большое число хромосом. Медленная смена поколений.

Особенности генетики человека

  • Невозможность использовать гибридологический метод.
  • Позднее наступление половой зрелости.
  • Малое число потомков в каждой семье.
  • Невозможность создания равных условий жизни для потомков.
  • Отсутствие точной регистрации проявления наследственных свойств в семье.
  • Отсутствие чистых линий.
  • Большое число хромосом.
  • Медленная смена поколений.
Генеалогический метод основан на прослеживании какого-либо нормального или патологического признака в ряде поколений с указанием родственных связей между членами родословной.   Суть этого метода состоит в том, чтобы выяснить родственные связи и проследить наличие нормального или патологического признака среди близких и дальних родственников в данной семье.

Генеалогический метод основан на прослеживании какого-либо нормального или патологического признака в ряде поколений с указанием родственных связей между членами родословной. Суть этого метода состоит в том, чтобы выяснить родственные связи и проследить наличие нормального или патологического признака среди близких и дальних родственников в данной семье.

Достоинства генеалогического метода С помощью данного метода можно: выяснить природу заболевания; определить тип наследования патологии в семье; рассчитать риск рождения больного потомства; оценить прогноз заболевания; выбрать адекватные и оправданные методы дородовой диагностики, лечения и профилактики, реабилитации и адаптации. провести дифференциальную диагностику наследственных болезней.

Достоинства генеалогического метода

С помощью данного метода можно:

  • выяснить природу заболевания;
  • определить тип наследования патологии в семье;
  • рассчитать риск рождения больного потомства;
  • оценить прогноз заболевания;
  • выбрать адекватные и оправданные методы дородовой диагностики, лечения и профилактики, реабилитации и адаптации.
  • провести дифференциальную диагностику наследственных болезней.

 Условные обозначения при составлении родословной

Условные обозначения при составлении родословной

Пробандом называется лицо, родословную которого необходимо составить. Им может быть больной или здоровый человек - носитель какого-либо признака или лицо, обратившееся за советом к врачу-генетику. Дети одной родительской пары (братья и сестры) называются сибсами. Если сибсы имеют только одного общего родителя, они называются полусибсами. Ниже приведены критерии разных типов моногенного наследования.  При составлении родословной сбор сведений начинается от пробанда!!!

Пробандом называется лицо, родословную которого необходимо составить. Им может быть больной или здоровый человек - носитель какого-либо признака или лицо, обратившееся за советом к врачу-генетику.

Дети одной родительской пары (братья и сестры) называются сибсами.

Если сибсы имеют только одного общего родителя, они называются полусибсами.

Ниже приведены критерии разных типов моногенного наследования.

При составлении родословной сбор сведений начинается от пробанда!!!

Аутосомно-доминантный тип наследования По аутосомно-доминантному типу наследуются заболевания: глаукома, ахондроплазия, полидактилия, брахидактилия.  Заболевание регулярно передается из поколения в поколение без пропусков , то есть прослеживается в родословной по вертикали.  Риск рождения больного ребенка, если болен один из родителей, составляет 50 %.  Оба пола поражаются с одинаковой частотой.  Здоровые индивиды имеют здоровых потомков.  У больного индивида болен один из родителей.

Аутосомно-доминантный тип наследования

По аутосомно-доминантному типу наследуются заболевания:

  • глаукома,
  • ахондроплазия,
  • полидактилия,
  • брахидактилия.

Заболевание регулярно передается из поколения в поколение без пропусков , то есть прослеживается в родословной по вертикали.

Риск рождения больного ребенка, если болен один из родителей, составляет 50 %.

Оба пола поражаются с одинаковой частотой.

Здоровые индивиды имеют здоровых потомков.

У больного индивида болен один из родителей.

Аутосомно-рецессивный тип наследования По аутосомно-рецессивному типу наследуются: альбинизм, фенилкетонурия, аллергия, шизофрения. Родители пробанда здоровы, но аналогичное заболевание может обнаруживаться у родных, двоюродных и троюродных сибсов пробанда, т. е. заболевание прослеживается в родословной по горизонтали (в одном поколении). У здоровых родителей рождаются больные дети. Риск рождения больного ребенка равен 25 % (соотношение больных и здоровых лиц составляет 1:4). В случае кровно-родственных браков между родителями пробанда наблюдается увеличение числа больных в родословной.

Аутосомно-рецессивный тип наследования

По аутосомно-рецессивному типу наследуются:

  • альбинизм,
  • фенилкетонурия,
  • аллергия,
  • шизофрения.
  • Родители пробанда здоровы, но аналогичное заболевание может обнаруживаться у родных, двоюродных и троюродных сибсов пробанда, т. е. заболевание прослеживается в родословной по горизонтали (в одном поколении).
  • У здоровых родителей рождаются больные дети.
  • Риск рождения больного ребенка равен 25 % (соотношение больных и здоровых лиц составляет 1:4).
  • В случае кровно-родственных браков между родителями пробанда наблюдается увеличение числа больных в родословной.
Х-сцепленный доминантный тип наследования У больного пробанда обязательно болен один из родителей. У больного отца все дочери больны, а сыновья здоровы. Х-сцепленные доминантные признаки: гипоплазия эмали (тонкая зернистая эмаль, зубы светло-бурого цвета). У больной матери равно вероятно рождение больной дочери и больного сына. У здоровых родителей все дети будут здоровы. Больных женщин в два раза больше, чем больных мужчин.

Х-сцепленный доминантный тип наследования

У больного пробанда обязательно болен один из родителей.

У больного отца все дочери больны, а сыновья здоровы.

Х-сцепленные доминантные признаки:

  • гипоплазия эмали (тонкая зернистая эмаль, зубы светло-бурого цвета).

У больной матери равно вероятно рождение больной дочери и больного сына.

У здоровых родителей все дети будут здоровы.

Больных женщин в два раза больше, чем больных мужчин.

Х-сцепленный рецессивный тип наследования Заболевание наблюдается у мужчин-родственников пробанда по материнской линии. Сыновья никогда не наследуют заболевания отца. У больного отца все его дочери здоровы и являются гетерозиготными носителями мутантного гена. Если женщина является гетерозиготным носителем мутантного гена, то половина ее сыновей больны, а все дочери здоровы, причем половина ее дочерей является гетерозиготными носителями мутантного гена. Х-сцепленные рецессивные признаки: гемофилия, дальтонизм, отсутствие потовых желез.

Х-сцепленный рецессивный тип наследования

  • Заболевание наблюдается у мужчин-родственников пробанда по материнской линии.
  • Сыновья никогда не наследуют заболевания отца.
  • У больного отца все его дочери здоровы и являются гетерозиготными носителями мутантного гена.
  • Если женщина является гетерозиготным носителем мутантного гена, то половина ее сыновей больны, а все дочери здоровы, причем половина ее дочерей является гетерозиготными носителями мутантного гена.

Х-сцепленные рецессивные признаки:

  • гемофилия,
  • дальтонизм,
  • отсутствие потовых желез.
Y-cцепленный тип наследования У-сцепленные признаки: гипертрихоз (оволосение края ушной раковины), синдактилия (сращение пальцев рук).    Признак передается только по отцовской линии потомкам мужского пола.  Признак наблюдается в каждом поколении.

Y-cцепленный тип наследования

У-сцепленные признаки:

  • гипертрихоз (оволосение края ушной раковины),
  • синдактилия (сращение пальцев рук).

Признак передается только по отцовской линии потомкам мужского пола.

Признак наблюдается в каждом поколении.

Болезнь передается только от матери Больны и девочки, и мальчики Больные отцы не передают болезни ни дочерям, ни сыновьям Митохондриальное наследование Митохондриальные признаки: рассеянный склероз, врожденная аномалия строения сердца, аритмия, сахарный диабет.

Болезнь передается только от матери

Больны и девочки, и мальчики

Больные отцы не передают болезни ни дочерям, ни сыновьям

Митохондриальное наследование

Митохондриальные признаки:

  • рассеянный склероз,
  • врожденная аномалия строения сердца, аритмия,
  • сахарный диабет.
Анализ родословной

Анализ родословной

Правила составления родословных  Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной - арабскими.  Составление родословной начинают от пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола - квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.  Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева на­ право), соединив их графическим коромыслом.  Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.  На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив соответственно их степени родства.  На линии пробанда укажите его двоюродных и т.д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.

Правила составления родословных

Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной - арабскими.

Составление родословной начинают от пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола - квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.

Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева на­ право), соединив их графическим коромыслом.

Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.

На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив соответственно их степени родства.

На линии пробанда укажите его двоюродных и т.д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.

 Выше линии родителей изобразите линию бабушек и дедушек.  Если у пробанда есть дети или племянники, расположите их на линии ниже линии пробанда.  После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители определяются уже после составления и анализа родословной).  Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.  Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.

Выше линии родителей изобразите линию бабушек и дедушек.

Если у пробанда есть дети или племянники, расположите их на линии ниже линии пробанда.

После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители определяются уже после составления и анализа родословной).

Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.

Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.

 Учимся решать задачи на анализ родословных   В первую очередь внимательно изучите схему, обращая внимание на частоту проявления признака (сколько раз встречается, у скольких людей) и пол людей, у которых он проявился (есть ли и у мужчин, и у женщин; у кого встречается чаще) . Далее ориентируемся по следующим ключевым моментам: У родителей без признака появился ребенок с признаком. Такая ситуация однозначно указывает на то, что признак рецессивный . У родителей с признаком появился ребенок без признака. Это точно говорит нам о том, что признак доминантен . Наблюдается перекрестная передача признака: от отца – дочерям, от матери – сыновьям. Происходит при сцепленном наследовании (сцепление с X-хромосомой).

Учимся решать задачи на анализ родословных

В первую очередь внимательно изучите схему, обращая внимание на частоту проявления признака (сколько раз встречается, у скольких людей) и пол людей, у которых он проявился (есть ли и у мужчин, и у женщин; у кого встречается чаще) . Далее ориентируемся по следующим ключевым моментам:

  • У родителей без признака появился ребенок с признаком. Такая ситуация однозначно указывает на то, что признак рецессивный .
  • У родителей с признаком появился ребенок без признака. Это точно говорит нам о том, что признак доминантен .
  • Наблюдается перекрестная передача признака: от отца – дочерям, от матери – сыновьям. Происходит при сцепленном наследовании (сцепление с X-хромосомой).
Признак проявляется только у мужчин в каждом поколении (от отца к сыну). Мы видим, что есть сцепление с Y-хромосомой. Обратите внимание, что при этом мы не сможем сказать, доминантным или рецессивным будет признак. Признак проявляется только у мужчин, но не в каждом поколении (не прослеживается прямая передача от отца к сыну, но есть передача от деда к внуку). Такое возможно при сцеплении с X-хромосомой. У матери с признаком появляется сын без признака (признак рецессивный) . В таком случае признак 100% не сцеплен с полом. У отца с признаком появляется дочь без признака (признак доминантный). Здесь признак точно аутосомный, то есть с полом не сцеплен.
  • Признак проявляется только у мужчин в каждом поколении (от отца к сыну). Мы видим, что есть сцепление с Y-хромосомой. Обратите внимание, что при этом мы не сможем сказать, доминантным или рецессивным будет признак.
  • Признак проявляется только у мужчин, но не в каждом поколении (не прослеживается прямая передача от отца к сыну, но есть передача от деда к внуку). Такое возможно при сцеплении с X-хромосомой.
  • У матери с признаком появляется сын без признака (признак рецессивный) . В таком случае признак 100% не сцеплен с полом.
  • У отца с признаком появляется дочь без признака (признак доминантный). Здесь признак точно аутосомный, то есть с полом не сцеплен.
 Косвенные признаки   Признак проявляется в каждом поколении (закрашенные фигуры есть в каждой строчке схемы). Высока вероятность того, что признак доминантен. Признак проявляется не в каждом поколении. Вероятнее всего, признак будет рецессивным. Признак проявляется в равной степени и у мужчин, и у женщин. Это косвенное свидетельство несцепленного наследования. ВНИМАНИЕ. Косвенные признаки нужно проверять. На основе анализа выдвигайте гипотезу (например, признак рецессивен и не сцеплен с полом), а затем на ее основании пропишите генотипы 2-3 поколений. Если все сходится, гипотеза верна.

Косвенные признаки

  • Признак проявляется в каждом поколении (закрашенные фигуры есть в каждой строчке схемы). Высока вероятность того, что признак доминантен.
  • Признак проявляется не в каждом поколении. Вероятнее всего, признак будет рецессивным.
  • Признак проявляется в равной степени и у мужчин, и у женщин. Это косвенное свидетельство несцепленного наследования.

ВНИМАНИЕ. Косвенные признаки нужно проверять. На основе анализа выдвигайте гипотезу (например, признак рецессивен и не сцеплен с полом), а затем на ее основании пропишите генотипы 2-3 поколений. Если все сходится, гипотеза верна.

 Разбор задачи 1   РЕШЕНИЕ: Признак рецессивный, так как у родителей без признака появляется ребенок с признаком (первые две строчки). Исходя из этого, генотип ребенка из первого поколения – аа. Генотипы детей второго поколения: Аа у девочки и Аа у мальчика (так как признак был у их отца). По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотипы детей первого (1) и второго (2) поколений.

Разбор задачи 1

РЕШЕНИЕ:

Признак рецессивный, так как у родителей без признака появляется ребенок с признаком (первые две строчки). Исходя из этого, генотип ребенка из первого поколения – аа. Генотипы детей второго поколения: Аа у девочки и Аа у мальчика (так как признак был у их отца).

По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотипы детей первого (1) и второго (2) поколений.

 Разбор задачи 2   Признак не сцеплен с полом, так как у первой пары появляется сын без признака (цифра 2) + равное распределение признака между женщинами и мужчинами (по 4 случая). Признак доминантен, так как проявляется в каждом поколении, а также есть у всех детей первого поколения (цифры 1, 2, 3). Исходя из этого, генотипы родителей: отец АА (гомозигота, потому что у всех детей признак есть, то есть нет расщепления), мать аа (признака нет). Дети: 1 Аа, 2 Аа, 3 Аа (все гетерозиготы – проявляется первый закон Менделя). По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей, потомков 1,2,3 и объясните формирование их генотипов.

Разбор задачи 2

Признак не сцеплен с полом, так как у первой пары появляется сын без признака (цифра 2) + равное распределение признака между женщинами и мужчинами (по 4 случая). Признак доминантен, так как проявляется в каждом поколении, а также есть у всех детей первого поколения (цифры 1, 2, 3). Исходя из этого, генотипы родителей: отец АА (гомозигота, потому что у всех детей признак есть, то есть нет расщепления), мать аа (признака нет). Дети: 1 Аа, 2 Аа, 3 Аа (все гетерозиготы – проявляется первый закон Менделя).

По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей, потомков 1,2,3 и объясните формирование их генотипов.

 Разбор задачи 3   Признак рецессивный, так как у родителей без признака, появляются дети с признаком. Признак сцеплен с полом, с X-хромосомой, так как он проявляется исключительно у мальчиков, причем передача идет от деда к внуку. Исходя из этого, генотипы будут следующими: 8 XaY, 9 XAX_ (вторую букву не можем точно определить, так как недостаточно данных), 11 XAXa, 12 XaY. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей 8, 9, потомков 11, 12 и объясните формирование их генотипов.

Разбор задачи 3

Признак рецессивный, так как у родителей без признака, появляются дети с признаком. Признак сцеплен с полом, с X-хромосомой, так как он проявляется исключительно у мальчиков, причем передача идет от деда к внуку. Исходя из этого, генотипы будут следующими: 8 XaY, 9 XAX_ (вторую букву не можем точно определить, так как недостаточно данных), 11 XAXa, 12 XaY.

По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей 8, 9, потомков 11, 12 и объясните формирование их генотипов.

Решение задачи на родословную

Решение задачи на родословную