Слово учителя. Слайд №1 Приветствие. Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок – семинар. Система выставления отметок за этот урок накопительная: ответ - 1 балл. Итог вашей работы будет оцениваться дважды: устная работа по окончании урока, письменная работа по окончании написания сочинения дома. Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы заносите в черновик сочинения-таблицу. Таблица представляет собой формат А4, с подобным вам предстоит работать на экзамене. Объём вашего сочинения -350 слов. Это формат А4 с двух сторон. Черновик-таблица имеет несколько частей: тема, вступление, основная часть,1 тезис, литературный аргумент; 2 тезис, литературный аргумент, заключение. | Актуализация личностного осмысления учащимися деятельности на уроке |
Слайд №2 Дата проведения итогового сочинения – 7 декабря, 1 февраля и 3 мая. Слайд №3 Какие направления тем сочинений нас ждут 7 декабря? Пожалуйста, прочитайте на слайде. В ходе подготовки мы уже разрабатывали с вами подходы и писали сочинения к направлениям «Разум и чувство», «Дружба и вражда», «Честь и бесчестие». Сегодня целью нашего урока является разработка подходов и отбор литературного материала к сочинению по направлению «Опыт и ошибки». | Ознакомление со сроками сочинений Чтение направлений. Осмысление. Осмысление. Участие в формулировке темы урока, целей, задач. |
Слово учителя. Слайд № 5 - 8 Определим лексическое значение слов «ошибка» и «опыт». Из «Толкового словаря» Сергея Ивановича Ожегова мы узнаём, что ОШИБКА, -и, ж. Неправильность в действиях, мыслях. О. в вычислении. Орфографическая о. Писать без ошибок, ошибка вышла (ошибся кто-н.; разг.). Синонимы к слову «ошибка» - грех, погрешность, прегрешение, заблуждение, оплошность, опечатка, описка, промах, упущение, неправильность, просчет, неверность, искажение, недосмотр, недоработка, ослепление, обольщение, самообман, неверный шаг. Значение слова «опыт» - ОПЫТ, -а, м. 1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о. 2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской работы. 3. Воспроизведение какого-н. явления экспериментальным путем, создание чего-н. нового в определенных условиях с целью исследования, испытания. Химические опыты. Опыты селекционеров. 4. Попытка осуществить что-н., пробное осуществление чего-н. Первый о. молодого писателя. Синонимы к слову «опыт» - багаж знаний, искушённость, испытание, исследование, навык, опытность, практика, умение, школа, эксперимент Слово учителя. Слайд № 9-12 Пожалуйста, познакомьтесь с афоризмами, которые подобрала вам я. А теперь поделитесь, какие афоризмы об опыте, об ошибках нашли вы. Объясните, как вы понимаете смысл этих высказываний. Слово учителя. Слайд № 13 Ознакомьтесь с пояснениями создателей экзамена. Как они поясняют содержание тем сочинений по направлению «Опыт и ошибки»? Пожалуйста, прочитайте их на слайде. Какие понятия мы будем раскрывать в своём сочинении? Какое лексическое значение слов «опыт, ошибка» мы будем раскрывать в своём сочинении? | Работа со словарём: анализ, сравнение. Объясняют смысл выбранных ими высказываний Учащиеся читают. Учащиеся объясняют. |
Слово учителя. Слайд № 14, 15 Пожалуйста, послушайте стихотворение известного поэта Булата Окуджавы «Пожелание друзьям»» в исполнении певца-барда автора. Слайд 16 О какой героине вы вспомнили, слушая эту замечательную песню? Слайд 17 Пожалуйста, послушайте стихотворение известного русского поэта Евгения Евтушенко «Пожелание друзьям»» в исполнении певца-барда Сергея Никитина. Слайд №18 О каком герое вы вспомнили, слушая эту замечательную песню? Слайд №19 Послушайте стихотворение Сергея Есенина «Моя жизнь». Слово учителя. Слайд №20-21 Сделаем вывод из наших рассуждений: Человеку свойственно ошибаться. Совершая ошибки, он приобретает опыт, который делает его мудрее, сильнее. Эта мысль может стать предположительным тезисом нашего сочинения. Её можно записать в наш черновик. Слово учителя. Слайд №22 Вспомним алгоритм работы над сочинением: что мы делаем после того, как сформулировали 1тезис сочинения? Пожалуйста, прочитайте памятку по алгоритму работы над сочинением. Слово учителя. Слайд №23-25 Продолжим работу по сбору материалов к нашему сочинению. В каких изученных нами произведениях речь идёт о людях, чей жизненный путь строился на ошибках, разочарованиях? Кто-то преодолел свои ошибки, сделал выводы, а для кого-то время исправить ошибку оказалось упущенным. | Учащиеся слушают Булат Окуджава – признанный мэтр авторской песни. Успех пришел к поэту потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. В песнях Окуджавы нет сложных метафор или развернутых непонятных сравнений. И в стихотворении «Давайте восклицать, друг другом восхищаться!» все просто, ясно, но содержит в себе глубокий смысл. Главные темы этого произведения – отношение людей друг к другу, сложность этих отношений, быстротечность жизни. Поэт призывает людей быть терпимее друг к другу: «Давайте говорить друг другу комплименты - Ведь это все любви счастливые моменты». Но это произведение не потеряло своей актуальности и в наши дни. Я бы даже сказал, особенно в наши дни, когда люди разобщены и думают только о себе, о своих желаниях, забывая при этом об окружающих людях. А ведь поэт призывает нас: «Давайте понимать друг друга с полуслова». Он предлагает людям преодолеть разобщенность, чтобы, «ошибившись раз, не ошибиться снова».
Учащиеся рассказывают о Наташе Ростовой, героине романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Герой стихотворения Е. Евтушенко – не только глубоко чувствующий и страдающий от невозможности исправить типичные ошибки молодости человек, его герой говорит от лица целого поколения и выражает чувства целого поколения советских людей. В этом стихотворении отразились их общие невысказанные мысли, незаданные вопросы и главное, тоскливое ощущение, что кто-то за вас уже распорядился вашей жизнью, лишил вас возможности выбора. Но кто? Этот вопрос-то не звучит! А наоборот, есть другой призыв: о! кто-нибудь! приди! нарушь!... И это уже не голос героя, а голос автора. Автор ждёт перемен от тех, кто сильнее его, от сильных мира сего. Он, как и его герой, снова перекладывает ответственность за свои решения на таинственного «кого-то». То есть по сути дела, так и не решается разорвать порочный круг «ненужных дружб». Учащиеся рассказывают о Пьере Безухове, герое романа Л.Н. Толстого «Война и мир». У Сергея Есенина не хватило сил продолжать духовное восхождение. Он словно смирился со своей «пропащей» жизнью и уже потерял надежду на спасение. В его стихах, особенно последнего года жизни, нередко слышно разочарование и в прошлом, и в настоящем: Во многом прав проф. М.М. Дунаев: «В слишком соблазнительное время попал Есенин со своей неокрепшей душевностью — и оно сломило его». Но нельзя не согласиться и с В. Ф. Ходасевичем: «Прекрасно и благородно в Есенине то, что он был бесконечно правдив в своем творчестве и перед своею совестью, что во всем доходил до конца, что не побоялся сознать ошибки, приняв на себя и то, на что соблазняли его другие...» Запись учащимися 1 тезиса. Чтение пунктов памятки 4,5 Сообщение подготовленных учеников о героях изученных произведений: Родион Раскольников, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского; Настя, «Телеграмма» К.Г. Паустовского; Евгений Базаров, «Отцы и дети» И.С.Тургенева. |