СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к итоговому сочинению. Направление «Опыт и ошибки»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке разрабатываются подходы к написанию итогового сочинения по литературе. Умение  строить предложения по литературным блокам.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому сочинению. Направление «Опыт и ошибки»»

Магомедова П.М., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №1 г. Кизилюрта.


Урок литературы в 11 классе.

Подготовка к итоговому сочинению.

Направление «Опыт и ошибки»

Форма проведения урока: урок - семинар

Тип урока: урок развития речи

Деятельностная цель:

Формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения.

Содержательная цель:

Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.

Задачи урока:

предметные

  • формировать умение разрабатывать подходы к написанию итогового сочинения по литературе;

  • формировать умение строить высказывание по предложенным литературным блокам

регулятивные

  • формировать умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе

коммуникативные

  • развивать умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

личностные

  • формировать культуру речи;

  • воспитывать умение нравственно-этической ориентации в потоке литературных произведений.

Оборудование: музыкальное сопровождение, распечатанный дидактический материал, презентация



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный (мотивационный) этап

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


Слово учителя. Слайд №1

Приветствие.

Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок – семинар.

Система выставления отметок за этот урок накопительная: ответ - 1 балл. Итог вашей работы будет оцениваться дважды: устная работа по окончании урока, письменная работа по окончании написания сочинения дома. Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы заносите в черновик сочинения-таблицу. Таблица представляет собой формат А4, с подобным вам предстоит работать на экзамене.

Объём вашего сочинения -350 слов. Это формат А4 с двух сторон. Черновик-таблица имеет несколько частей: тема, вступление, основная часть,1 тезис, литературный аргумент; 2 тезис, литературный аргумент, заключение.


Актуализация личностного осмысления учащимися деятельности на уроке

II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока.

Цель: мотивация учащихся.

Слайд №2

Дата проведения итогового сочинения – 7 декабря, 1 февраля и 3 мая.


Слайд №3

Какие направления тем сочинений нас ждут 7 декабря? Пожалуйста, прочитайте на слайде.

В ходе подготовки мы уже разрабатывали с вами подходы и писали сочинения к направлениям «Разум и чувство», «Дружба и вражда», «Честь и бесчестие».



Сегодня целью нашего урока является разработка подходов и отбор литературного материала к сочинению по направлению «Опыт и ошибки».




Ознакомление со сроками сочинений




Чтение направлений. Осмысление.







Осмысление. Участие в формулировке темы урока, целей, задач.





  1. Актуализация знаний

Цель: проверка формирования теоретических знаний об алгоритме написания сочинения по литературе

Слово учителя. Слайд №4

Вспомните, с чего мы начинаем работу над сочинением. Пожалуйста, прочитайте на слайде, из чего состоят 1 и 2 этапы алгоритма работы?


Чтение. Осмысление.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытия учащимися нового знания)

Цель: проверить имеющиеся знания учащихся и разработать пути подхода к теме


Слово учителя. Слайд № 5 - 8

  • Определим лексическое значение слов «ошибка» и «опыт». Из «Толкового словаря» Сергея Ивановича Ожегова мы узнаём, что ОШИБКА, -и, ж. Неправильность в действиях, мыслях. О. в вычислении. Орфографическая о. Писать без ошибок, ошибка вышла (ошибся кто-н.; разг.).

  • Синонимы к слову «ошибка» - грех, погрешность, прегрешение, заблуждение, оплошность, опечатка, описка, промах, упущение, неправильность, просчет, неверность, искажение, недосмотр, недоработка, ослепление, обольщение, самообман, неверный шаг.

  • Значение слова «опыт» - ОПЫТ, -а, м. 1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о. 2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской работы. 3. Воспроизведение какого-н. явления экспериментальным путем, создание чего-н. нового в определенных условиях с целью исследования, испытания. Химические опыты. Опыты селекционеров. 4. Попытка осуществить что-н., пробное осуществление чего-н. Первый о. молодого писателя.

  • Синонимы к слову «опыт» - багаж знаний, искушённость, испытание, исследование, навык, опытность, практика, умение, школа, эксперимент



Слово учителя. Слайд № 9-12

Пожалуйста, познакомьтесь с афоризмами, которые подобрала вам я. А теперь поделитесь, какие афоризмы об опыте, об ошибках нашли вы. Объясните, как вы понимаете смысл этих высказываний.

Слово учителя. Слайд № 13

Ознакомьтесь с пояснениями создателей экзамена. Как они поясняют содержание тем сочинений по направлению «Опыт и ошибки»? Пожалуйста, прочитайте их на слайде.

Какие понятия мы будем раскрывать в своём сочинении?

Какое лексическое значение слов «опыт, ошибка» мы будем раскрывать в своём сочинении?





Работа со словарём: анализ, сравнение.


































Объясняют смысл выбранных ими высказываний



Учащиеся читают.





Учащиеся объясняют.





V.Включение нового знания в систему понятий учащихся

Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Слово учителя. Слайд № 14, 15

Пожалуйста, послушайте стихотворение известного поэта Булата Окуджавы «Пожелание друзьям»» в исполнении певца-барда автора.





























Слайд 16

О какой героине вы вспомнили, слушая эту замечательную песню?


Слайд 17

Пожалуйста, послушайте стихотворение известного русского поэта Евгения Евтушенко «Пожелание друзьям»» в исполнении певца-барда Сергея Никитина.






















Слайд №18

О каком герое вы вспомнили, слушая эту замечательную песню?



Слайд №19

Послушайте стихотворение Сергея Есенина «Моя жизнь».





















Слово учителя. Слайд №20-21

Сделаем вывод из наших рассуждений:

Человеку свойственно ошибаться. Совершая ошибки, он приобретает опыт, который делает его мудрее, сильнее. Эта мысль может стать предположительным тезисом нашего сочинения. Её можно записать в наш черновик.


Слово учителя. Слайд №22

Вспомним алгоритм работы над сочинением: что мы делаем после того, как сформулировали 1тезис сочинения? Пожалуйста, прочитайте памятку по алгоритму работы над сочинением.


Слово учителя. Слайд №23-25

Продолжим работу по сбору материалов к нашему сочинению. В каких изученных нами произведениях речь идёт о людях, чей жизненный путь строился на ошибках, разочарованиях? Кто-то преодолел свои ошибки, сделал выводы, а для кого-то время исправить ошибку оказалось упущенным.





Учащиеся слушают


Булат Окуджава – признанный мэтр авторской песни. Успех пришел к поэту потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. 
        В песнях Окуджавы нет сложных метафор или развернутых непонятных сравнений. И в стихотворении «Давайте восклицать, друг другом восхищаться!» все просто, ясно, но содержит в себе глубокий смысл. Главные темы этого произведения – отношение людей друг к другу, сложность этих отношений, быстротечность жизни. Поэт призывает людей быть терпимее друг к другу: «Давайте говорить друг другу комплименты - Ведь это все любви счастливые моменты».
    Но это произведение не потеряло своей актуальности и в наши дни. Я бы даже сказал, особенно в наши дни, когда люди разобщены и думают только о себе, о своих желаниях, забывая при этом об окружающих людях. А ведь поэт призывает нас: «Давайте понимать друг друга с полуслова». Он предлагает людям преодолеть разобщенность, чтобы, «ошибившись раз, не ошибиться снова».


Учащиеся рассказывают о Наташе Ростовой, героине романа Л.Н. Толстого «Война и мир».



Герой стихотворения Е. Евтушенко – не только глубоко чувствующий и страдающий от невозможности исправить типичные ошибки молодости человек, его герой говорит от лица целого поколения и выражает чувства целого поколения советских людей. В этом стихотворении отразились их общие невысказанные мысли, незаданные вопросы и главное, тоскливое ощущение, что кто-то за вас уже распорядился вашей жизнью, лишил вас возможности выбора. Но кто? Этот вопрос-то не звучит! А наоборот, есть другой призыв: о! кто-нибудь! приди! нарушь!... И это уже не голос героя, а голос автора. Автор ждёт перемен от тех, кто сильнее его, от сильных мира сего. Он, как и его герой, снова перекладывает ответственность за свои решения на таинственного «кого-то». То есть по сути дела, так и не решается разорвать порочный круг «ненужных дружб».



Учащиеся рассказывают о Пьере Безухове, герое романа Л.Н. Толстого «Война и мир».



У Сергея Есенина не хватило сил продолжать духовное восхождение. Он словно смирился со своей «пропащей» жизнью и уже потерял надежду на спасение. В его стихах, особенно послед­него года жизни, нередко слышно разочарование и в прошлом, и в настоящем:

Во многом прав проф. М.М. Дунаев: «В слишком соблазни­тельное время попал Есенин со своей неокрепшей душевностью — и оно сломило его». Но нельзя не согласиться и с В. Ф. Хо­дасевичем: «Прекрасно и благородно в Есенине то, что он был бесконечно правдив в своем творчестве и перед своею совестью, что во всем доходил до конца, что не побоялся сознать ошибки, приняв на себя и то, на что соблазняли его другие...» 




Запись учащимися 1 тезиса.







Чтение пунктов памятки 4,5






Сообщение подготовленных учеников о героях изученных произведений: Родион Раскольников, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского; Настя, «Телеграмма» К.Г. Паустовского; Евгений Базаров, «Отцы и дети» И.С.Тургенева.



Слово учителя.

Вернёмся к алгоритму написания сочинения.

Итак, мы рассмотрели ряд изученных литературных произведений, которые могут стать источниками аргументов для доказательства тезисов в нашем сочинении на тему «опыт и ошибки».








VI.Самостоятельная работа с проверкой

Цель: первичный контроль над овладением техники написания сочинения

Слово учителя.

Продолжим работу над черновиком сочинения. Вспомним, как строится итоговое сочинение по литературе.

Слово учителя. Слайд №26-27

Какие виды заключения можно использовать для нашего сочинения?

В заключении попробуйте из аргументов вывести новую мысль о ценности опыта в жизни человека.

Слайд 28.

Практикум.

Выберите тему, сформулируйте тезис по предложенной теме, подберите произведение для аргументации.

  • 1. Согласны ли вы с народной пословицей «Опыт — это слово, которым люди называют свои ошибки»?

  • 2. Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости. (Б. Шоу)

  • 3. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?

  • 4. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

  • 5. Опыт – самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика. 



Повторение учащимися информации о композиции итогового сочинения.




Ответы учащихся.









Ответы учащихся.

VII. Проектирование дифференцированного домашнего задания.


Слово учителя. Слайд №29

Задание базового уровня: написать сочинение на тему «Опыт и ошибки»

Задание повышенной сложности: написать сочинение на примерные темы направления «Опыт и ошибки», рекомендованные ФИПИ, предложенные в предыдущем слайде.


VIII. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.

Слово учителя. Слайд №30

Достигли ли мы цели урока, смогли решить все поставленные задачи? Пожалуйста, ответьте на вопросы рефлексии


1.Урок заставил меня задуматься о…

2.За урок я узнал/вспомнил/отработал навык...

3.Своей работой на уроке я доволен/не доволен.

4.Чтобы следующий урок стал лучше, надо…





3