СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебное занятие. Подготовка к написанию сочинения по картине А.К.Саврасова "Грачи прилетели". 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебное занятие. Подготовка к написанию сочинения по картине А.К.Саврасова "Грачи прилетели". 4 класс»

Учебное занятие.

Класс: 4

Предмет: русский язык

Образовательная программа: Дидактическая система Л.В.Занкова


Тема: Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».


Цель: Создать условия, чтобы к концу занятия каждый учащийся смог подобрать материал для написания сочинения по заданной теме.


Задачи: 1. Учить выражать в слове свои впечатления, представления.

2. Формировать умение отбирать речевые средства.

3. Совершенствовать умение строить текст в определённой

композиционной форме.

4. Способствовать развитию чувств и эмоций детей, развитию творческого

воображения.



Предварительная подготовка:

1.На уроке изобразительного искусства дети знакомятся с репродукциями картин о весне (И. И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода»; А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; К. Ф. Юон «Весенний солнечный день») и обсуждают замысел художника и изобразительные средства картины.

2. На уроке литературного чтения учащиеся знакомятся с художественными произведениями, близкими к картинам по теме и настроению, анализируют содержание и языковые средства (стихи: «Весна» К. Некрасова, «Весна в лесу» Н. Заболоцкий, «В небе тают облака…» Ф. Тютчев и др.)

3. Дети заводят «корреспондентские блокноты», куда записывают наиболее яркие выражения о состоянии природы весной, встретившиеся им в художественных произведениях.

Оборудование: медиопроектор, репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели», карточки.


Ход занятия:

1.Эмоциональный настрой на восприятие картины.

- Ребята,вы рады, что пришла весна? Вы ждали её? Почему?

(Рады. Стало тепло, природа оживает. Скоро каникулы и т.д.)

-А я вам хочу прочитать про одного человека, который тоже очень ждал весну. Послушайте:

«Он поехал в деревню навстречу весне, природе. Снял комнатку в большом деревенском доме. Но первые дни работа никак не клеилась. Он подолгу стоял у окошка, бродил по дороге, присматривался, прислушивался, но ничто не трогало его сердца в деревенском пейзаже, весну он не чувствовал.

Но однажды утром разбудили его неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо! Вот оно! Началось!.. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное - птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые чёрные гнёзда ожили: вокруг них хлопотали прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

Так и не захлопнув окна, он стал пристраиваться на подоконнике со своей работой, напевая: «Грачи прилетели! Весна пришла!»

- Как вы думаете, о ком шла речь, и какую работу начал этот человек?

( Это мог быть художник, поэт и т.д. Дети высказывают свои предположения.)

- Хотите узнать, о ком я рассказала, и посмотреть эту работу?

На экране учитель демонстрирует репродукцию картины, дети вспоминают, что видели её в учебнике по литературному чтению для 3 класса, учитель напоминает имя художника и название картины, предлагает рассмотреть.

2.Рассматривание картины.

( Дети молча рассматривают картину.)

- Совпало ли настроение художника с настроением, которое у вас вызывает эта картина? Почему?

(Мнения детей расходятся:

- Нет. У него настроение весёлое, а картина какая-то серая, скучная.

- Да, совпало. Много грачей ,чувствуется самое начало весны, ждёшь чего-то лучшего.)

3. Целеполагание.

- Ребята, я слышала такое выражение «прочитать картину». Как вы его понимаете?

( Описать словами то, что видим на картине и что чувствуем, глядя на неё.)

-А что у вас получится в результате такого описании?

(Сочинение.)

-Хотите попробовать «прочитать» эту картину?

( Да.)

- Значит, какая тема нашего урока?

( Работа над сочинением по картине.)

- А кто сможет написать это сочинение прямо сейчас, без подготовки?

( Дети сомневаются.)

- Значит, какую цель мы поставим для себя?

( Подготовиться к написанию сочинения)

-Как вы будете готовиться?

( Рассмотреть все объекты картины.

Описать каждый объект.

Вспомнить структуру сочинения.

Высказать своё впечатление.

Поработать над орфографией. И т.п.)

4. Беседа по содержанию картины.

- Можно ли назвать этот пейзаж красивым?

(Пейзаж очень простой, скромный, но очень задушевный, родной.)

-Саврасов - мастер лирического пейзажа. Как вы понимаете это слово? Предлагаю выбрать то значение слова «лирический», которое подходит к пейзажу.

На экране показывает карточку:

1.Лирический – род поэзии.

2. Лирический – поэтический, задушевный, взволнованный.

3. Лирический – мягко-певучий, нежный тембр голоса.

( Дети выбирают значение 2.)

- Действительно, на своей картине Саврасов мастерски передаёт состояние природы. Это своего рода рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. Образ весенней природы, созданный художником, - это лирическое переживание увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее зрителя.

- Представьте, что вы оказались в этом месте. Какие звуки услышали?

( Птичьи крики, шелест веток, взмахи крыльев, журчание воды, хруст снега под ногами.)

-А что бы вы ощутили?

( Лёгкий тёплый ветерок, запах талой земли, свежесть весеннего воздуха.)

- Назовите три образа на картине, которые сразу же привлекли ваше внимание, чем – то заинтересовали.

( Небо, снег, деревья с грачами.)

- А что, на ваш взгляд, на картине было особенно дорого самому художнику?

( Грачи, которые вернулись на родину. В названии картины они упоминаются.)

- Представьте себя на месте этих грачей. Что бы вы кричали?

( Вот мы и дома! Как хорошо в родном краю! Скорее давайте вить гнёзда и выводить птенцов! И т.п.)

5. Работа над сочинением – мозаикой.

а) Составление плана.

- Какие части будут в нашем сочинении и о чём каждая из них?

(В результате детских предложений учитель на доске записывает план сочинения.)

План:

1.Вступление. (Общий вид картины, замысел художника.)

2. Основная часть. (Описание деталей картины: небо, деревья, грачи, снег…)

3. Заключение. (Свои впечатления от картины.)

б) Работа в группах.

-Я предлагаю вам составить сочинение – мозаику. Как вы понимаете это выражение?

( Составить по одной части сочинения в группах, а когда прочитаем друг за другом, получится общая картина.)

- Действительно, вам нужно разделиться на группы в соответствии с частями плана и составить в каждой группе по 2-3 предложения, воспользовавшись моими карточками – помощниками и своими предварительными записями в «корреспондентских блокнотах».

На столах карточки:

Группа 1 -Карточка 1.

Задание: выбрать выражения, подходящие к картине.

Природа, воздух:

начинает просыпаться

тронута дыханием весны

первые шаги весны

пахнет весной

звенит от грачиного крика


Группа 2 - Карточка 2.

Задание: Выбрать подходящие к картине прилагательные, характеризующие небо и облака.

Небо:

Голубое, ярко-голубое, синее, сине-зелёное, синеватое, нежно-голубое,

голубоватое, серое, серо-голубое, чистое, высокое, сияющее.

Облака:

Белые, серые, кучевые, тяжёлые, низкие, лёгкие.

Группа 3 - Карточка 3.

Задание: найти слова, которые не подходят к содержанию картины, и заменить их антонимами.

Быстро тает посветлевший снег. Чистая вода стекает в закованный льдом пруд. Стройные деревца наклонились от тяжести грачиных гнёзд. Они как будто отклонились друг от друга, стараясь согреться.


Группа 4 - Карточка 4.

Задание: Выбрать подходящие к картине прилагательные. Можно образовать однокоренные глаголы и наречия.

Грачи:

мирные – драчливые

радостные – грустные

тихие – крикливые

шумные – смирные

спокойные – суетливые

счастливые – печальные

беспечные – трудолюбивые

родные – чужие


Группа 5 - Карточка 5.

Задание: Выбрать слова – названия эмоций, чувств и настроения, которые помогут передать ваше восприятие картины.


Эмоции:

радость лёгкость

ликование счастье

торжественность надежда

бодрость свобода

тревога добродушие

беспокойство равнодушие


Настроение:

весёлое спокойное

грустное чудесное

странное поэтическое

лёгкое радостно-тревожное


Дети работают в группах над составлением текста своей части общего сочинения. Затем выбирают одного человека от группы, который красиво прочтёт получившийся текст.

в) Выступления групп.

Представители групп выстраиваются у доски в соответствии с частями плана и друг за другом зачитывают свои тексты.

6. Обсуждение общего сочинения.

( Примерный текст получившегося сочинения:

Художник изобразил первые шаги весны. Воздух звенит от грачиного крика, который разбудил всю округу от зимнего сна.

По серо- голубому небу плывут, как корабли, пока ещё низкие облака. Скоро они будут белыми и лёгкими.

Быстро тает потемневший снег. Грязная вода стекает в освободившийся ото льда пруд. Стройные деревца наклонились под тяжестью грачиных гнёзд. Они как будто склонились друг к другу, стараясь согреться.

Крикливые грачи, вернувшиеся с юга, принялись с шумом и суетой вить гнёзда. Птицы радостным гомоном провозглашают о приходе весны.

Глядя на картину, испытываешь странные, противоречивые чувства. На фоне поэтического спокойствия – радостно-тревожную надежду на свободу и счастье!)

- Получилось ли у вас сочинение? Почему вы так решили?

( Получился связный текст по плану с описанием именно этой картины и наших чувств от неё.)

- Какие слова, выражения, предложения вам особенно понравились, запомнились?

(Высказывания детей.) Запишите их в свои блокноты.

- Что, на ваш взгляд, не удалось кому–то? Почему? А как надо было?

7. Рефлексия. Домашнее задание.

- Итак, какую цель вы поставили в начале нашего занятия?

(- Подготовиться к написанию сочинения.)

- Кто готов? А кто ещё сомневается?

( Поднимают руки.)

- Хотите попробовать? Какое домашнее задание вы бы хотели выполнить?

(-Написать сочинение.)

- Итак, дома я вам предлагаю написать сочинение на черновик. А на следующем уроке мы проведём анализ ваших работ, орфографическую работу и после этого вы напишите сочинение в чистовом варианте. Желаю удачи!


Примечание: Учитель раздаёт всем детям ксерокопию репродукции картины, а желающим («слабым» учащимся)– ещё и карточку с опорными словами.


з над составлением текста своей части общего сочинения.и заменить их антонимами.

0000000000000000000000000000000000000000000000