КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка в 9 классе
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
(выполнение задания 15.3 части 3)».
ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).
Задачи:
образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка, предупреждение речевых ошибок в употреблении деепричастных оборотов, причастных оборотов, вводных слов;
развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;
воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание патриотизма, исторической памяти.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.
Ход урока.
Организационный момент.
1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока.
2) Запись дату урока.
фильм ленинград
Сегодня мы будем говорить о незабываемой героической странице истории – Великой Отечественной войне, тех людях, кто знал войну не по страницам учебника истории. Мы склоняем головы перед ветеранами Второй мировой, избавившими Европу от фашизма. Выбор темы не случаен. В мае 2015года исполняется 70 лет ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ. Мы не имеем права забывать, какой дорогой ценой досталась нашему народу победа, забывать тех, кто ценой своей жизни отстоял право на жизнь будущих поколений. Историческая память… Она уносит нас в прошлое, проходит через сознание каждого и рождает чувство гордости и патриотизма за наш великий народ и нашу Родину. Она становится нашей совестью и связывает поколения.
- Сформулируйте тему и задачу урока. Запишите тему в тетради. Для успешного решения задачи поработаем над расширением нашего словарного запаса. (Слайд №1)
Задание: определить лексическое значение слов:
герой, героический,
самоотверженный
гуманность, гуманный
Актуализация знаний. Для того, чтобы написать сочинение, вспомните схему сочинения-рассуждения:
-Тезис.
-Аргументы (доказательства)
-Вывод.
(Слайд )
2. Что такое тезис?
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
2) Анализ текста.
Слово учителя: Итак, мы повторили основные понятия, необходимые нам для успешного выполнения нашей задачи.
Для анализа мы возьмём текст Сергея Петровича Алексеева (1922 - 2008гг), известного детского писателя, участника Великой Отечественной войны, автора многочисленных произведений о русской истории, о великих сражениях и простых военных буднях, о знаменитых героях и рядовых защитниках Отечества.
2. Вопросы классу:
- Какова тема этого текста? (Битва за Севастополь).
- Назовите стиль данного текста. (Художественный).
- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).
3.Самостоятельная работа по анализу текста в формате ОГЭ:
1.Замените разговорное слово «ныне» в предложении 47 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот ответ.
Ответ:_______________________________
2.Укажите, какое средство выразительности использовано в педложениях : «23. Лицо у матроса суровое. 24. Ворот флотской рубахи порван. 25. Бескозырка чудом держится на затылке».
1) сравнительный оборот
2) фразеологизм
3) олицетворение
4) просторечная лексика
Ответ:____
3.Замените словосочетание «ряды фашистов», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:_______________________________
4.Найдите грамматическую ошибку в употреблении деепричастного оборота.
1.Комиссар Ищенко тронул генерала за руку, показывая на стоящие рядом разбитые пушки.
2. Наклонившись к уцелевшему орудию, рядом просвистела вражеская бомба.
3.Вышли командиры к открытой площадке, не замечая хорошо замаскировавшихся артиллеристов.
Ответ:_______________________________
4.Взаимопроверка самостоятельной работы. Ответы на слайде.
Слово учителя: В своей речи и сочинениях вы используете деепричастные обороты. Надо помнить, что деепричастие (добавочное действие) и глагол-сказуемое (основное действие) должны обозначать действие одного лица (субъекта), а не разных. На письме деепричастные обороты всегда выделяются запятыми.
5. Вопросы классу:
- Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Никто не ушёл, все здесь», - тихо повторил артиллерист и снова припал к орудию»? (Поле битвы не покинул ни один из солдат, все погибли, выполняя свой воинский долг, защищая Севастополь от врага.)
- Какова основная мысль текста? (Во время Великой Отечественной войны советские солдаты проявляли мужество и героизм, защищая Родину от врага. Они не щадили собственной жизни в сражениях за каждый город, за каждую пядь родной земли.)
6. Слово учителя:
В ваших ответах на поставленные вопросы прозвучало слово МУЖЕСТВО. В сочинении - рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом.
Посмотрим, каковы требования задания 15.3 части3.:
Слайд. Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1.Выдвижение тезиса.
Вопросы классу:
- Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение).
В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова МУЖЕСТВО.
- Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (Из толкового словаря).
Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. МУЖЕСТВО - …
- Подберём синонимы к слову МУЖЕСТВО. Обратимся к словарю синонимов - (смелость, стойкость, присутствие духа, храбрость, героизм).
- Подберём антонимы к слову МУЖЕСТВО (трусость, малодушие).
Запишите тезис.
Комментарий к тезису.
Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
В данном случае это могут быть размышления по поводу того, где и при каких обстоятельствах может быть проявлено человеком мужество? Что может послужить причиной проявленного мужества? И т.п.
Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
2. Аргументы + примеры.
1-й аргумент - из прочитанного текста (цитата или № предложения).
2-й аргумент– из Вашего жизненного опыта
(жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).
Слово учителя: В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из истории нашего родного города и его жителей, ветеранов Великой Отечественной войны.
(Историческую справку об этом событии зачитывает ученик (индивидуальное задание)).
Слово учителя: Примером мужества, стойкости человека на войне являются многие люди.
(Краткое сообщение о ветеране войны Н.И.Гороховой рассказывает ученик (индивидуальное задание)).
Задание: Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры.
3.Вывод.
Слово учителя: вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.
4. Абзацное членение.
Вопросы классу:
- Сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части).
(Слайд № 12 - заполнение таблицы-памятки):
Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
План сочинения | Пример написания | Речевые клише | Вводные слова, уместные в каждой части сочинения |
1.Тезис (объяснение лексического значения слова) Комментарий к тезису (2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом). К-ий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта. | Мужество – это… «Мужество - храбрость, присутствие духа в опасности. Проявить мужество и стойкость». С.И.Ожегов «Мужество- спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности. Проявить мужество. Душевная стойкость и смелость. Иметь мужество говорить правду в глаза». Д.Н.Ушаков Проявлено мужество может быть как в мирное, так и в военное время. Но именно война ставит человека перед выбором, испытывая его на прочность. | Я считаю, что…- это… Я думаю, что…- это… Я уверен, что…- это… Я убеждён,что…- это… Мне кажется,что- это… | На мой взгляд, по моему мнению, по-моему, |
Аргументы + примеры. 1-й - из прочитанного текста (цитата или № предложения) 2-й – из Вашего жизненного опыта (жизненные наблюдения; пример из истории посёлка,города,страны;истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.) | Обратимся к тексту С.П.Алексеева. В предложении 29 говорится о матросах, боевых товарищах артиллериста, мужественно защищавших Севастополь в годы Великой Отечественной войны. Все они погибли, но выполнили свой долг перед Родиной – защитили город от врага. Доказательством также служит пример из истории моего родного города. Осенью 1941 года на подступах к Туле кипела ожесточённая битва за город. Советские солдаты, не щадя своих жизней, геройски сражались с врагом. Мирные жители рыли окопы, строили оборонительные сооружения, сутками работали на заводах, выпуская оружие и патроны для фронта. Дорогой ценой досталась победа. За мужество и стойкость, проявленные защитниками Тулы при героической обороне города, Туле присвоено почетное звание "Город-герой". | Обратимся к тексту (автор). Предложение №. Доказательства находим в тексте(автор). Так, предложение №… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению… Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем… Доказательством также служит пример из… Аналогичным подтверждением вышесказанного служит история из моей жизни. Когда… Подтверждение всему вышесказанному можно найти также в истории нашей страны. (приводится конкретный пример) | Во-первых, во-вторых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно |
Вывод. (общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным) | Таким образом, такое качество характера, как мужество, свойственно людям смелым, способным в трудную минуту не струсить, не отступить перед выпавшим испытанием. Поэтому люди, мужественные, отважные, достойны уважения и памяти потомков. (160 слов) | | Таким образом, итак, действительно, |
Слово учителя: подводя итог нашему разговору о мужестве, смелости и героизме, послушаем одно из ваших сочинений.
V. Рефлексия.
- Что нового и важного вы узнали на уроке?
- Где вы сможете применить полученные знания?
VI. Заключительное слово учителя.
Память – бесценный человеческий дар.
Она ограждает нас от малодушия и жестокости. Вы должны знать историю своей страны, гордиться своим народом, его подвигом. И тогда Россия была, есть и будет великой страной со своим героическим прошлым.
Задание на дом: написать сочинение – рассуждение на тему: «Что такое мужество?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста Ю.Я.Яковлева «Сколько маленький Коля помнил себя и войну…» («Репетиционные варианты. Русский язык.ОГЭ 2015,О.М.Крайник, М., Интеллект-Центр, Вариант11, стр.50),
а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работая над сочинением, подумайте над вопросами:
- О каком мужестве идёт речь в тексте, Ю.Я. Яковлева?
-Какое незнакомое чувство удержало руку Коли и не позволило ему съесть корж, предназначенный деду?
- Какие примеры из текста и Вашего жизненного опыта Вы приведёте, объясняя значение слова МУЖЕСТВО?
Приложение
Текст
"ВСЕ ЗДЕСЬ!"
1. Наступили самые трудные дни Севастополя. 2.Кончались боеприпасы. 3.Кончались силы.
4.Командир бригады морских пехотинцев генерал-майор Евгений Иванович Жидилов и комиссар бригады Александр Митрофанович Ищенко направлялись к Хомутовой балке. 5. Здесь сражалась одна из советских артиллерийских батарей.
6. Бегут под огнём советские командиры. 7. Слышат, как отвечает фашистам советская батарея.
8. — Молодцы артиллеристы! — сказал генерал Жидилов.
9.— Орлы! — подтвердил комиссар Ищенко.
10. Вышли командиры к открытой площадке. 11. Смотрят — не видят пока саму батарею. 12. Замаскировались артиллеристы. 13. Зато видят командиры место, куда несутся наши снаряды. 14. Точно ложатся взрывы, ударяют в ряды фашистов.
15. — Молодцы! — не сдержался теперь комиссар Ищенко.
16. — Орлы! — поддержал комиссара комбриг Жидилов.
17. Ещё минута, вторая. Кустами, овражком, снова открытым местом пробежали командир и комиссар. 18. Вот тут совсем рядом Хомутовая балка, рядом совсем батарея.
19. Вышли командиры к её позициям. 20. Вот они, наши пушки, наши орлы-артиллеристы.
21. Смотрят командир и комиссар: из четырёх пушек на батарее уцелела одна-единственная.22. И у этой одной-единственной находится один-единственный артиллерист-матрос.
23. Лицо у матроса суровое. 24. Ворот флотской рубахи порван. 25. Бескозырка чудом держится на затылке.
26. За снарядом посылает снаряд матрос. 27. Словно прирос к орудию. 28. Даже, кажется, не замечает, что явились сюда командиры.
29. Шагнул генерал Жидилов к артиллеристу:
30. — Где остальные?
31. — Здесь,— ответил матрос.
32.Посмотрел командир, посмотрел комиссар — нигде никого не видно. 33. Неужели отступили, отошли без приказа?
34. — Где остальные? — повысил голос, почти закричал генерал Жидилов.
35. — Все здесь,— повторил артиллерист. 36.— Никто не ушёл...
37. Комиссар Ищенко тронул генерала за руку, показал на стоящие рядом разбитые пушки.
38. Посмотрел генерал и только теперь обратил внимание на то, что рядом с пушками, у их колёс, лежали люди.39. Это были матросы, боевые товарищи артиллериста. 40. Все они погибли.
41. — Никто не ушёл. 42. Все здесь,— тихо повторил артиллерист.43. И снова припал к орудию.
44. Тогда в разгар боя ни генерал Жидилов, ни комиссар Ищенко не успели узнать фамилию отважного артиллериста. 45. Фашисты рвались на позиции советской батареи.46. Генерал Жидилов и комиссар Ищенко сами вступили в бой.
47. Известна ныне фамилия героя.48. Им был черноморский матрос Коваленко Иван Захарович.
Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
План сочинения | Речевые клише | Вводные слова, уместные в каждой части сочинения |
1.Тезис (объяснение лексического значения слова) Комментарий к тезису (2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом). К-ий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта. | Я считаю, что…- это… Я думаю, что…- это… Я уверен, что…- это… Я убеждён,что…- это… Мне кажется,что- это… | На мой взгляд, по моему мнению, по-моему, |
Аргументы + примеры. 1-й - из прочитанного текста (цитата или № предложения) 2-й – из Вашего жизненного опыта (жизненные наблюдения; пример из истории посёлка,города,страны;истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.) | Обратимся к тексту (автор). Предложение №. Доказательства находим в тексте(автор). Так, предложение №… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению… Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем… Доказательством также служит пример из… Аналогичным подтверждением вышесказанного служит история из моей жизни. Когда… Подтверждение всему вышесказанному можно найти также в истории нашей страны. (приводится конкретный пример) | Во-первых, во-вторых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно |
Самостоятельная работа по анализу текста в формате ОГЭ:
1.Замените разговорное слово «ныне» в предложении 47 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот ответ.
Ответ:_______________________________
2.Укажите, какое средство выразительности использовано в педложениях : «23. Лицо у матроса суровое. 24. Ворот флотской рубахи порван. 25. Бескозырка чудом держится на затылке».
1) сравнительный оборот
2) фразеологизм
3) олицетворение
4) просторечная лексика
Ответ:____
3.Замените словосочетание «ряды фашистов», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:_______________________________
4.Найдите грамматическую ошибку в употреблении деепричастного оборота.
1.Комиссар Ищенко тронул генерала за руку, показывая на стоящие рядом разбитые пушки.
2. Наклонившись к уцелевшему орудию, рядом просвистела вражеская бомба.
3.Вышли командиры к открытой площадке, не замечая хорошо замаскировавшихся артиллеристов.
Ответ:_______________________________