Геометрическая задача № 25 ОГЭ
(задача на доказательство)
Характеристика задания
Задание 25 ОГЭ по математике представляет собой планиметрическую задачу на доказательство, связанную со свойствами треугольников, четырёхугольников, окружностей. Во многих случаях доказательство может быть проведено несколькими способами.
Сущность доказательства состоит в построении такой последовательности ранее доказанных и принятых в математике утверждений, прямым логическим следствием которых является утверждение, которое нужно было доказать. Вообще, доказать какое-либо утверждение – это значит показать, что утверждение является логическим следствием системы уже доказанных и принятых в науке утверждений.
Задача №25
Баллы
Содержание критерия
2
Доказательство верное, все шаги обоснованны
1
Доказательство в целом верное, но содержит неточности
0
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше
2
Максимальный бал
- Задания, оцениваемые в 2 балла, считаются выполненными верно, если обучающийся выбрал правильный путь решения, из письменной записи решения понятен ход его рассуждений, получен верный ответ. В этом случае ему выставляется первичный балл.
- Нужно нацеливать учащихся на лаконичность и не требовать подробных комментариев и формулировок теорем, при этом в решении должны быть ссылки на теоремы, чтобы показать, что ученик владеет теоретическим материалом.
- Если в решении допущена ошибка непринципиального характера (вычислительная, погрешность в терминологии, или символике и др.) , не влияющая на правильность общего хода решения (даже при неверном ответе) и, позволяющая не смотря на её наличие, сделать вывод о владении материалом, то учащемуся засчитывается балл .
(из рекомендаций ФИПИ)
Трудности решения геометрических задач
- Неалгоритмичность задач
- Необходимость выбора метода решения задачи и теоремы для решения конкретной задачи (нескольких теорем) из большого набора известных фактов
- Нужно решить довольно много задач, чтобы научиться их решать.
Необходимые условия успеха при решении задач по геометрии
- Уверенное владение основными понятиями и их свойствами (определения, аксиомы, теоремы, базовые задачи)
- Знание основных методов решения задач
- Умение комбинировать методы решения задач
- Наличие опыта решения задач
Причины ошибок в решении
геометрических задач
- Невнимательное чтение условия и вопроса
задания
- Недостатки в работе с рисунком
- Принятие ошибочных гипотез
- Незнание и/или непонимание аксиом,
определений, теорем
- Неумение их применять
- Нарушения логики в рассуждениях
- Вычислительные ошибки
Основные умения:
- умение делать чертеж к задаче;
- умение записывать условие и требование задачи;
- умение «видеть» то, что изображено на чертеже;
- умения выполнять дополнительные построения;
- умения выбирать метод решения.
Некоторые методы решения геометрических задач
- Метод подобия
- Метод площадей
- Метод дополнительных построений
- Метод вспомогательной окружности
Метод подобия
Высоты AA 1 и BB 1 остроугольного треугольника ABC пересекаются в точке E . Докажите, что углы AA 1 B 1 и ABB 1 равны.
Решение:
Рассмотрим треугольники АЕВ 1 и ВЕА 1 . Они прямоугольные. углы АЕВ 1 и ВЕА 1 равны как вертикальные, следовательно, треугольники подобны, откуда =
Рассмотрим треугольники ЕВ 1 А 1 и АЕВ, углы АЕВ и ЕВ 1 А 1 равны как вертикальные, из предыдущей пропорции = следовательно, эти треугольники подобны, откуда АА 1 В 1 = АВВ 1
Метод площадей
Внутри параллелограмма ABCD выбрали произвольную точку E . Докажите, что сумма площадей треугольников BEC и AED равна половине площади параллелограмма.
Решение:
Проведем отрезок KN перпендикулярный сторонам AD и BC проходящий через точку E. Площадь параллелограмма S ABCD = AD · KN
Площадь треугольника S AED = AD · EN. Площадь треугольника S BEC = EK · BC. Получаем, что сумма площадей треугольников и равна:
S AED + S BEC AD · EN + EK · BC = AD (EN + EK)=
= AD · NK = S ABCD
Метод дополнительных построений
Точка K — середина боковой стороны CD трапеции ABCD . Докажите, что площадь треугольника KAB равна половине площади трапеции
Решение. Продолжим BK до пересечения с прямой AD в точке F . Заметим, что в треугольниках FDK и BCK стороны CK и DK равны по условию, углы при вершине K равны как вертикальные, а углы KDF и KCB равны как накрест лежащие. Значит, треугольники FDK и BCK равны.
Следовательно, их площади равны, то есть площадь трапеции равна площади треугольника ABF . Но из равенства треугольников также вытекает, что FK = BK , то есть AK — медиана в треугольнике ABF . Тогда треугольник KAB по площади составит половину треугольника FAB , а значит, и данной трапеции.
Метод вспомогательной окружности
В остроугольном треугольнике ABC проведены высоты АА 1 и СС 1. Докажите, что углы СС 1 А 1 и САА равны.
Решение:
Треугольники АА 1 С и СС 1 А имеют общую гипотенузу АС. Поэтому точки А, С, А 1 , С 1 лежат на одной окружности. Углы СС 1 А 1 и САА 1 опираются на одну дугу, и поэтому равны.
Чтобы решить задачу:
- Во-первых, надо научиться анализировать условие задачи. Полезно придерживаться правила: пока не произведён полный, глубокий анализ задачи, не построена её схематическая запись(чертеж), не приступать к самому решению.
- Во-вторых, решение любой геометрической задачи есть последовательное применение каких-то знаний к условиям данной задачи, получение из этих условий следствий (промежуточных решений) до тех пор, пока не получены такие следствия, которые являются ответами на требования (вопросы) задачи. А для того, чтобы получать эти следствия, надо хорошо помнить все знания (определения, формулы, теоремы) из курса математики.
- В-третьих, надо уметь использовать основные методы решения задач.
Д.Пойа «Как решать задачу»
- https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/formirovaniie-umieniia-rieshat-zadachi-po-ghieomietrii
- http://vschool.org.ru/images/doc/proekt/2016-17/math/proekt_math-9.pdf
Спасибо
за
внимание