СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению-описанию зимней природы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен урок подготовки к сочинению.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению-описанию зимней природы»

Подготовка к сочинению-описанию зимней природы

Подготовка к сочинению-описанию зимней природы

Репродуктивная беседа Какие типы текста вы знаете? Вспомните определение описания. (Запись в тетради, 3 слайд). Что можно описать? Какой вопрос можно задать к тексту описательного типа? Как строится описание? ( Запись в тетради, композиция, 4 слайд). Как называются картины, на которых изображена природа?

Репродуктивная беседа

  • Какие типы текста вы знаете?
  • Вспомните определение описания. (Запись в тетради, 3 слайд).
  • Что можно описать?
  • Какой вопрос можно задать к тексту описательного типа?
  • Как строится описание? ( Запись в тетради, композиция, 4 слайд).
  • Как называются картины, на которых изображена природа?
Описание -  это такой тип речи, при помощи которого изображается (описывается) какой-либо предмет или явление путём перечисления его временных или постоянных признаков.
  • Описание -  это такой тип речи, при помощи которого изображается (описывается) какой-либо предмет или явление путём перечисления его временных или постоянных признаков.
Композиция описания Называется предмет или явление, которое нужно описать. Перечисляются признаки предмета описания. Отношение автора к предмету описания(может отсутствовать).

Композиция описания

  • Называется предмет или явление, которое нужно описать.
  • Перечисляются признаки предмета описания.
  • Отношение автора к предмету описания(может отсутствовать).
 Анализ текста Проанализируем текст-описание для того, чтобы увидеть все особенности, которые мы перечислили. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: Какова тема текста? Какова основная мысль? Назовите предмет описания.

Анализ текста

  • Проанализируем текст-описание для того, чтобы увидеть все особенности, которые мы перечислили.
  • Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
  • Какова тема текста?
  • Какова основная мысль?
  • Назовите предмет описания.
 Зима-волшебница Зима! Что может быть прелестнее этой поры с её яркими солнечными утрами, и морозными днями, синими ранними сумерками, полными таинственной прелести, с её ветреными ночами, когда по чёрному бездонному небу, как тени, несутся лёгкие облака, а звёзды кажутся такими далёкими, тусклыми! Недаром зиму называют волшебницей. И в самом деле, какой искусницей надо быть ей, чтобы развешивать на деревьях искристые гирлянды инея, окутывать всё прозрачной дымкой, делать сказочным, фантастическим, необыкновенным, рисовать с таким мастерством причудливые узоры на оконных стёклах, покрывать волшебным ковром голую, неуютную чёрную землю, украшать ослепительной мишурой всё кругом.
  • Зима-волшебница
  • Зима! Что может быть прелестнее этой поры с её яркими солнечными утрами, и морозными днями, синими ранними сумерками, полными таинственной прелести, с её ветреными ночами, когда по чёрному бездонному небу, как тени, несутся лёгкие облака, а звёзды кажутся такими далёкими, тусклыми!
  • Недаром зиму называют волшебницей. И в самом деле, какой искусницей надо быть ей, чтобы развешивать на деревьях искристые гирлянды инея, окутывать всё прозрачной дымкой, делать сказочным, фантастическим, необыкновенным, рисовать с таким мастерством причудливые узоры на оконных стёклах, покрывать волшебным ковром голую, неуютную чёрную землю, украшать ослепительной мишурой всё кругом.
 Беседа по тексту Найдите в тексте прилагательные. На какие признаки предмета указывают эти прилагательные? Какие средства художественной выразительности вы знаете, назовите их, вспомните определения, приведите примеры. Работа с терминами.  (Олицетворение, эпитет, сравнение, метафора).

Беседа по тексту

  • Найдите в тексте прилагательные.
  • На какие признаки предмета указывают эти прилагательные?
  • Какие средства художественной выразительности вы знаете, назовите их, вспомните определения, приведите примеры. Работа с терминами. (Олицетворение, эпитет, сравнение, метафора).
Олицетворение —это средство художественной выразительности, которое заключается в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных. «И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал». ( А. П. Чехов «Ванька»). «Погода была ужасная: ветер выл , мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты». ( А. С. Пушкин «Пиковая дама»).
  • Олицетворение —это средство художественной выразительности, которое заключается в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных.
  • «И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал». ( А. П. Чехов «Ванька»).
  • «Погода была ужасная: ветер выл , мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты». ( А. С. Пушкин «Пиковая дама»).
Эпитет- это образное определение предмета , придающее ему дополнительный эмоциональный оттенок и выразительность. «Ветер дул с бессмысленной яростью»   (К. Г. Паустовский). «Вот парк с пустынными опушками, Где сонных трав печальна зыбь» . (Н. С. Гумилев)
  • Эпитет- это образное определение предмета , придающее ему дополнительный эмоциональный оттенок и выразительность.
  • «Ветер дул с бессмысленной яростью»
  • (К. Г. Паустовский).
  • «Вот парк с пустынными опушками,
  • Где сонных трав печальна зыбь» . (Н. С. Гумилев)
Сравнение -   средство художественной выразительности, построенное на сопоставлении предметов, явлений, понятий. Сравнение чаще всего образуется с помощью оборотов с союзами  как, как будто, будто, словно, точно, что. «Закружилась листва золотая  В розоватой воде на пруду,  Словно бабочек лёгкая стая  С замираньем летит на звезду.» (С.А. Есенин).
  • Сравнение -   средство художественной выразительности, построенное на сопоставлении предметов, явлений, понятий. Сравнение чаще всего образуется с помощью оборотов с союзами  как, как будто, будто, словно, точно, что.
  • «Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду.» (С.А. Есенин).
Метафора- это скрытое сравнение. Слова «кaк», «кaк бyдтo», «cлoвнo» «точно» в метафорах oтcyтcтвyют, нo пoдpaзyмeвaютcя. При этом одно слово или выражение в тексте заменяется на другое, часто употребляемое в переносном значении. «В саду горит  костёр рябины красной , но никого не может он согреть» (С.А. Есенин).
  • Метафора- это скрытое сравнение. Слова «кaк», «кaк бyдтo», «cлoвнo» «точно» в метафорах oтcyтcтвyют, нo пoдpaзyмeвaютcя. При этом одно слово или выражение в тексте заменяется на другое, часто употребляемое в переносном значении.
  • «В саду горит  костёр рябины красной , но никого не может он согреть» (С.А. Есенин).

Какими средствами художественной выразительности пользуется автор, чтобы изобразить зимнее волшебство? Найдите их в тексте. С какой целью автор их использует?
  • Какими средствами художественной выразительности пользуется автор, чтобы изобразить зимнее волшебство? Найдите их в тексте. С какой целью автор их использует?
 Зима-волшебница Зима! Что может быть прелестнее этой поры с её яркими солнечными утрами, и морозными днями, синими (эпитет) ранними сумерками , полными таинственной прелести , (эпитет) с её ветреными ночами, когда по чёрному бездонному небу (эпитет) , как тени( сравнение ) , несутся лёгкие( эпитет )  облака , а звёзды кажутся такими далёкими, тусклыми! (Эпитет) , Недаром зиму называют волшебницей (сравнение , т.п.). И в самом деле, какой искусницей надо быть ей, чтобы развешивать на деревьях искристые (эпитет )  гирлянды ( олицетворение ) инея, окутывать всё ( олицетворение) прозрачной дымкой, делать сказочным, фантастическим, необыкновенным , ( эпитеты) рисовать с таким мастерством причудливые узоры (олицетворение) на  оконных стёклах, покрывать волшебным ковром ( сравнение в т.п.+ эпитет ) голую, неуютную ( эпитет) чёрную землю , украшать ослепительной мишурой всё кругом.( Олицетворение).
  • Зима-волшебница
  • Зима! Что может быть прелестнее этой поры с её яркими солнечными утрами, и морозными днями, синими (эпитет) ранними сумерками , полными таинственной прелести , (эпитет) с её ветреными ночами, когда по чёрному бездонному небу (эпитет) , как тени( сравнение ) , несутся лёгкие( эпитет ) облака , а звёзды кажутся такими далёкими, тусклыми! (Эпитет) ,
  • Недаром зиму называют волшебницей (сравнение , т.п.). И в самом деле, какой искусницей надо быть ей, чтобы развешивать на деревьях искристые (эпитет ) гирлянды ( олицетворение ) инея, окутывать всё ( олицетворение) прозрачной дымкой, делать сказочным, фантастическим, необыкновенным , ( эпитеты) рисовать с таким мастерством причудливые узоры (олицетворение) на оконных стёклах, покрывать волшебным ковром ( сравнение в т.п.+ эпитет ) голую, неуютную ( эпитет) чёрную землю , украшать ослепительной мишурой всё кругом.( Олицетворение).
 Подбор прилагательных Запишите слово «зима», подберите к нему как можно больше прилагательных. Слова записываем в столбик, на работу 3-4 минуты. Зима:

Подбор прилагательных

  • Запишите слово «зима», подберите к нему как можно больше прилагательных. Слова записываем в столбик, на работу 3-4 минуты.
  • Зима:
 Проверяем! Дети зачитывают записанные прилагательные, добавляют прилагательные с 16 слайда.

Проверяем!

  • Дети зачитывают записанные прилагательные, добавляют прилагательные с 16 слайда.
Снежная Таинственная Загадочная Вьюжная Холодная Синяя Морозная Сказочная Волшебная Искрящаяся Пушистая Воздушная Белоснежная Сверкающая Долгая Незабываемая Праздничная Долгожданная Незабываемая
  • Снежная
  • Таинственная
  • Загадочная
  • Вьюжная
  • Холодная
  • Синяя
  • Морозная
  • Сказочная
  • Волшебная
  • Искрящаяся
  • Пушистая
  • Воздушная
  • Белоснежная
  • Сверкающая
  • Долгая
  • Незабываемая
  • Праздничная
  • Долгожданная
  • Незабываемая
Работа с текстом. Вставить подходящие по смыслу прилагательные. Распечатанный вариант у каждого!  Наконец пришла ________зима!  На ______ дорожках и тропинках лежит _________ снег. Какая _______ красота вокруг! Все деревья оделись в ________ наряд, а кустарники стали ________, как медведи. Ель накинула _____ пальто . Берёза надела _______ платье и стоит, словно _______. Все деревья становятся похожи на ______ бабу. На окнах появляются ________ узоры. Снежинки горят ________, когда падают в лучах _______________ солнца. Скоро Новый год! Это ______ праздник всех взрослых и детей! Мы пойдем кататься на _________ горки и играть в снежки.  Я люблю зиму за её _______ волшебство!  

Работа с текстом. Вставить подходящие по смыслу прилагательные. Распечатанный вариант у каждого!

  • Наконец пришла ________зима!
  • На ______ дорожках и тропинках лежит _________ снег. Какая _______ красота вокруг! Все деревья оделись в ________ наряд, а кустарники стали ________, как медведи. Ель накинула _____ пальто . Берёза надела _______ платье и стоит, словно _______. Все деревья становятся похожи на ______ бабу. На окнах появляются ________ узоры. Снежинки горят ________, когда падают в лучах _______________ солнца. Скоро Новый год! Это ______ праздник всех взрослых и детей! Мы пойдем кататься на _________ горки и играть в снежки.
  • Я люблю зиму за её _______ волшебство!
  •  
 Сравнение с эталоном  Наконец пришла долгожданная зима!  На зимних дорожках и тропинках лежит пушистый снег. Какая необыкновенная красота вокруг! Все деревья оделись в праздничный наряд, а кустарники стали лохматыми, как медведи. Ель накинула сверкающее пальто . Берёза надела белое платье и стоит, словно невеста. Все деревья становятся похожи на снежную бабу. На окнах появляются причудливые узоры. Снежинки горят празднично, когда попадают в лучах утреннего солнца. Скоро наступит Новый год! Это любимый праздник всех взрослых и детей! Мы пойдем кататься на ледяные горки и играть в снежки.  Я люблю зиму за её таинственное волшебство!

Сравнение с эталоном

  • Наконец пришла долгожданная зима!
  • На зимних дорожках и тропинках лежит пушистый снег. Какая необыкновенная красота вокруг! Все деревья оделись в праздничный наряд, а кустарники стали лохматыми, как медведи. Ель накинула сверкающее пальто . Берёза надела белое платье и стоит, словно невеста. Все деревья становятся похожи на снежную бабу. На окнах появляются причудливые узоры. Снежинки горят празднично, когда попадают в лучах утреннего солнца. Скоро наступит Новый год! Это любимый праздник всех взрослых и детей! Мы пойдем кататься на ледяные горки и играть в снежки.
  • Я люблю зиму за её таинственное волшебство!
 План сочинения  1. Общая характеристика предмета описания  2. Перечисление характерных признаков предмета описания. 3. Авторское отношение к предмету описания .

План сочинения

  • 1. Общая характеристика предмета описания
  • 2. Перечисление характерных признаков предмета описания.
  • 3. Авторское отношение к предмету описания .
Написание сочинения.  Желаем успеха!

Написание сочинения.

Желаем успеха!