СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ВПР-2025: проблемы и инструменты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой доклад по теме "Подготовка в ВПР-2025: проблемы и инструменты". В ней указываются проблемы, с которыми сталкиваются кчителя при подготовке детей к ВПР по английскому языку, и даны советы, как организовать качественную работу.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ВПР-2025: проблемы и инструменты.»

Автор О.В. Пьянкова,

учитель английского языка

МАОУ «СОШ №132» г. Перми.

Подготовка к ВПР-2025: проблемы и инструменты.

Исходя из описания контрольных измерительных материалов для проведения в 2024-2025 уч. году всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся в целях осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и федеральных основных общеобразовательных программ.

Всероссийские проверочные работы основаны на системнодеятельностном, уровневом и комплексном подходах к оценке образовательных достижений. В рамках ВПР наряду с предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования оценивается также достижение метапредметных результатов, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные). Тексты заданий проверочных работ в целом соответствуют ФГОС.

Назначение ВПР - оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО) и федеральной образовательной программы основного общего образования (ФОП ООО). Образовательные организации могут использовать проверочные работы для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, проводимых в рамках реализации образовательной программы.

Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания учебных предметов, а муниципальными органами управления образованием и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.

Не предусмотрено использование результатов проверочных работ для оценки деятельности педагогических работников, образовательных организаций, муниципальных органов управления образованием и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Цели ВПР кажутся благими со стороны контролирующих органов. А что происходит на самом деле в школах? С написанием учащимися всероссийских проверочных работ сталкивается практически каждый учитель-предметник. На практике ни один педагог не отзывается о данной процедуре положительно. Педагоги привыкли к подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ и ответственно относятся к ним учащихся, но не одобряют проведение ВПР.

Чтобы подготовить учащихся к Государственной итоговой аттестации, ФИОКО (Федеральный институт оценки качества знаний) наряду с Министерством Образования предлагает начать писать работы, подобные ОГЭ и ЕГЭ, с 4 класса. Учителя и учащиеся сталкиваются с рядом проблем при подготовке и написании ВПР. Эти проблемы связаны как с подготовкой, так и с написанием проверочных работ.

  1. Тесты ориентированы на экзаменационный уровень. Успешные показатели написания приводят к усложнению ВПР в последующие годы. Неудовлетворительные показатели уровня знаний учащихся негласно приводят к заключению о некачественной работе учителя и образовательного учреждения в целом.

  2. В программах предметов отсутствуют часы на подготовку к ВПР. Учителям приходится корректировать прохождение рабочих программ, чтобы ознакомить учащихся с форматом работ. А они, как сказано выше, приравниваются к экзаменационным работам.

  3. Ученики сталкиваются с многочисленными контрольными работами разных форматов. Они в течение учебного года выполняют письменные работы по основным предметам (по разделам или темам, четвертные, полугодовые, годовые, срезы знаний, мониторинги) и параллельно тестовые по программам предметов ВПР, которые учителями приравниваются к сдаче экзамена с утроенным коэффициентом.

  4. Младшие школьники не готовы к написанию ВПР. Наблюдаются изменения в сознании нового поколения, причем, не в лучшую сторону. По откликам опытных педагогов все больший процент учащихся имеет низкий процент самосознания в учебе, обращается к ГДЗ при выполнении домашних работ, ленится, отвлекается на гаджеты. А на самом деле некоторые учащиеся к 4 классу (и даже старше) не могут подписать работу.

  5. Отношение родителей к данному виду контроля остается разным. Высоко мотивированные взрослые нанимают репетиторов, приводят детей на курсы подготовки, то есть, вкладываются материально. Другая часть родителей отмахивается от данной процедуры как от еще одной навязанной идеи школы, что вызывает подобную реакцию у детей. Существуют единичные случаи, когда ученики не являются в школу в день написания работы.

  6. ВПР по иностранному языку разрабатываются впервые. Ранее только ученики 7 и 10 классов писали ВПР по английскому и другим иностранным языкам. Процедура проходила на компьютерах с использованием программных установок и аудиофайлов. С этого года проверочная работа во всех параллелях с 4 по 8 класс и в 10 проводится на бумажном носителе. Тесты для тренировок издаются в ограниченном количестве. А те, что есть, качественно не проверены и содержат авторские ошибки.



Следующие трудности предстают, прежде всего, перед учащимися в период написания проверочных работ.

  1. Тесты во время написания ВПР распределяются рандомно. Один класс может писать один предмет. В этом случае учащиеся могут иметь пару дней на подготовку. Либо в каждом классе произвольно раздаются тесты по нескольким предметам. Тогда ученики узнают предмет для написания во время самого теста. Это обеспечивает чистоту написания работ, но выдает низкий результат.

  2. Массовый контроль учащихся со стороны вышестоящих органов накладывает отпечаток недоверия к работе учителя и вызывает психологические проблемы у подростков. Школьники 6 параллелей с начальной школы, 4 класса, пишут работы по 13 предметам в совокупности. В связи с этим у учащихся проверяется большой объем знаний и предлагается к выполнению широкий спектр заданий. Если в выпускных классах на ОГЭ и ЕГЭ у учащихся есть предметы по выбору, что сужает объем запоминаемой информации, то, например, в 8 классе, список предлагаемых к сдаче ВПР расширяется до 11 предметов.

  3. Успешное написание работ по всем предметам посильно только самым талантливым и работоспособным детям. Они ответственно готовятся к работам, переживают, не спят ночами и боятся, словно сдают экзамены. При написании ВПР им зачастую не хватает времени на выполнение всех заданий. Остальные учащиеся поверхностно относятся к выполнению работ, оканчивая их написание за 20 минут и даже гордятся этим. Они зачастую показывают неудовлетворительные результаты, что разочаровывает педагогов, и снижает мотивацию к обучению самих учеников.

Даже при комплексе проблем, связанных с написанием ВПР, администрации ОО и учителя не вправе отказаться от данной процедуры. Поэтому каждый учитель ищет свои пути выхода из затруднительного положения, хотя при подготовке и проведении проверочных работ необходимо задействовать усилия всех сторон образовательного процесса.

  1. Педагогу следует тщательно изучить кодификаторы и КИМ, проанализировать их соответствие с рабочей программой, продумать внедрение заданий ВПР в процесс урока, домашнюю работу учащихся. Для повышения мотивации школьников и повторения пройденного материала подобрать игры, тренировочные упражнения, тесты на онлайн платформах. Эффективно создать подборку заданий, которой можно пользоваться ежегодно. На уроках можно проводить пятиминутные тесты для анализа готовности к ВПР, понимания возможности списывания учащимися друг у друга и коррекции заданий.

На уроках английского языка учителю следует подбирать учебный материал в соответствии с заданиями ВПР. В них должны содержаться упражнения по аудированию, смысловому чтению, лексике, грамматике, письму. В счет уроков на повторение провести тренировочную ВПР, чтобы познакомить учащихся с полным форматом работы, снизить уровень тревожности школьников, проанализировать время и самостоятельность выполнения работы.

  1. От родителей требуется контроль выполнения домашних заданий, отказа от использования ГДЗ или списывания. Помимо этого родители должны регламентировать использование гаджетов подростками.

  2. Учащимся необходимо научиться правильно распределять время, отведенное на тестирование, анализировать выполнение работы, свои знания или пробелы по темам, найти способы восполнить неусвоенный материал. Для этого осознания также может потребоваться помощь взрослых. Чуткий педагог и/или родитель всегда сможет ее оказать.

  3. Администрации ОО следует поддерживать молодых педагогов в развитии, помогать с установлением дисциплины в сложных классах или в работе с трудными подростками, продолжать практику бесед с семьями школьников, не желающих учиться.

В заключение нужно сказать, что ВПР – это маленький ЕГЭ. Обучение выполнению заданий начинается в младших классах. Учителям английского языка, работающим в начальной школе, предстоит большое дело – готовить малышей к серьезной работе, развивая навыки написания ВПР, что является залогом успеха в дальнейшем школьном обучении.