СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка обучающихся к военной службе в условиях ФГОС

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» одной из основных задач является формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года определяет цели, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе на период до 2020 года.

Согласно концепции одной из основных причин низкого качества подготовки молодого пополнения поступающего в войска в период призывной кампании, продолжает оставаться низкий уровень морально-психологического состояния основной массы граждан, призванных на военную службу.

Согласно концепции новая система подготовки граждан к военной службе должна основываться на нескольких принципах, одним из которых является принцип массовости – система подготовки граждан к военной службе охватывающая молодёжь со школьного возраста (физическое развитие и военно-патриотическое воспитание с дошкольного возраста)

Просмотр содержимого документа
«Подготовка обучающихся к военной службе в условиях ФГОС»

А.В. Емельянов

преподаватель-организатор ОБЖ

МКОУ СОШ №6 г. Омутнинска

«Подготовка обучающихся к военной службе

в условиях реализации ФГОС»

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжёлые для государства времена становился патриотизм – любовь к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлении своими действиями служить государственным интересам, защищать свою Родину.

Поэтому сегодня возникла острая необходимость на государственном уровне возродить патриотическое воспитание граждан.

В условиях реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» одной из основных задач является формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года определяет цели, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе на период до 2020 года.

Согласно концепции одной из основных причин низкого качества подготовки молодого пополнения поступающего в войска в период призывной кампании, продолжает оставаться низкий уровень морально-психологического состояния основной массы граждан, призванных на военную службу.

Согласно концепции новая система подготовки граждан к военной службе должна основываться на нескольких принципах, одним из которых является принцип массовости – система подготовки граждан к военной службе охватывающая молодёжь со школьного возраста (физическое развитие и военно-патриотическое воспитание с дошкольного возраста)

Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан Российской Федерации. Однако приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи.

При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.

В Программе развития воспитательной компоненты в ОУ на 2013-2020 годы на первом месте из 11 основных направлений организации воспитания и социализации обучающихся находится воспитание патриотизма и гражданственности обучающихся.

Как мы видим, основными целями и задачами военно-патриотического воспитания в нынешних условиях являются развитие у юношей гражданственности и патриотизма, важнейших духовно-нравственных ценностей, формирование качеств защитников Отечества, воспитание верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности.

Добиться этого сегодня непросто: всё нужно начинать почти с нуля. Нужно долго и кропотливо воспитывать любовь к Родине, а только потом учиться её защищать.

Это требует большой воспитательной работы в формировании убеждённости в необходимости защиты своей страны, в верности воинскому долгу, воинской чести, храбрости, стойкости, доблести и мужества.

Один из личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должен отражать:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Приоритетными направлениями при проведении занятий по основам военной службы являются:

​ формирование морально-психологических и физических качеств, необходимых для прохождения военной службы;

​ воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и её Вооружённым силам;

​ приобретение навыков в области гражданской обороны;

​ проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера;

​ изучение основ безопасной военной службы.

Таким образом, в каждом общеобразовательном учреждении сегодня должна результативно работать система подготовки обучающихся к военной службе.

Для решения обозначенных выше задач в нашей школе сложилась система патриотического воспитания обучающихся, которая является частью всей воспитательной системы школы.

Система патриотического воспитания.

Система патриотического воспитания складывалась постепенно: к тематическим классным часам, урокам ОБЖ и физкультуры добавились внеклассные мероприятия, кружок «Юный и меткий стрелок», затем участие юношей в районных конкурсах, строевой подготовке и привлечения родителей в осуществление патриотического воспитания не только в семье, но и в школе.

Ядром системы тематических классных часов в нашей школе является воспитательно-профилактический курс Я.В. Соколова «Я – гражданин России», в котором разработаны классные часы по воспитанию патриотического и гражданского самосознания обучающихся.

Цель данного курса – развитие гражданского, патриотического сознания школьников 5-11 классов через реализацию системы воспитательных занятий, которая социально значима, интересна и полезна детям, удобна для педагогов и реально поддерживается родителями.

Итогом работы всего педагогического коллектива по реализации положений курса станет формирование у обучающихся базовых элементов социальной и гражданской компетентности, позволяющей интегрировать знания, умения, ценностные установки и отношения в выработку собственной гражданской позиции.

В современных условиях преподавателю - организатору ОБЖ необходимо отслеживать изменения в нормативно-правовой базе, знакомиться с опытом коллег. В этом помогает научно-методический и информационный журнал ОБЖ, участие в работе районного методического объединения и регулярная переподготовка на предметных курсах и курсах ИКТ.

Всё это даёт возможность более продуктивно готовиться к урокам и мероприятиям, строить работу в соответствии с последними требованиями, используя различные педагогические и воспитательные технологии.

На уроках ОБЖ применяются технологии обеспечения безопасной жизнедеятельности (ТОБЖ) и информационные технологии для проведения уроков на современном уровне.

Технология сотрудничества используется в урочной и внеурочной деятельности для достижения успеха при взаимодействии всех членов коллектива, игровые технологии при проведении внеклассных мероприятий. При подготовке к смотру строя и песни, на военно-спортивных сборах используются методы воинской технологии, такие как приказ, требование, упражнение и репродукция, так как задачей данной технологии является подготовка к защите Родины.

На уроках ОБЖ, на тематических классных часах много внимания уделяется таким понятиям как патриотизм, Родина, Отечество. Обучающимся объясняется, что патриотизм- это преданность своему Отечеству, любовь к Родине - стремление служить её интересам, защищать от врага.

На военных сборах, при подготовке к смотру строя и песни, к параду в честь великой победы наши обучающиеся на практике познают азы войскового товарищества: общность интересов, взаимное доверие, взаимопомощь.

При подготовке к традиционному в нашей школе смотру строя и песни, посвящённому 23 февраля для 5-9 классов назначаются «наставники» из обучающихся 10-11 классов. Это как положительно для подшефных классов, так и для наставников в плане усвоения основ воинской дисциплины. Данное мероприятие позволяет привлекать к сотрудничеству и родителей обучающихся, которые входят в состав жюри конкурса.

С 2009 года в российском календаре памятных дат появилась ещё одна – День Героев Отечества, отмечаемый 9 декабря. В нашей школе в этот день проводятся тематические классные часы, «Уроки мужества», встречи с героями-афганцами и участниками событий на Северном Кавказе, посещаются библиотечные уроки в детской и центральной библиотеках города.

С 2012 года в школе ведется кружок «Меткий и юный стрелок». Основополагающая идея работы кружка состоит в использовании воспитательного потенциала стрелковых занятий. На этих занятиях ребенок учится не только стрелять, но под руководством опытного педагога вырабатывает в себе важные жизненные качества, патриотизм, а равно и готовность служить в Вооруженных силах нашей страны.

Ежегодно обучающиеся старших классов участвуют в параде, приуроченном ко Дню Победы. Подбор участников ведется из наиболее достойных и подготовленных обучающихся 9-11 классов. Занятия по подготовке к участию в параде проводятся в свободное от уроков время. Благодаря систематическим и интенсивным тренировкам есть высокие результаты. Так в 2013 году обучающиеся нашей школы за строевую подготовку награждены дипломом 1 степени.

Накануне праздника Победы в школе проводится концерт «Салют Победа», на котором обучающиеся рассказывают стихи, исполняют песни на военную тематику.

Обучающиеся 14-18 лет принимают участие в районной военно-патриотической игре «Тропа к генералу» и квестовой игре «Патриот.ru»., которые проводит дворец культуры. В данных мероприятиях участники соревнуются в строевой, физической и огневой подготовке.

Ежегодно обучающиеся старших классов принимают участие в районной Спартакиаде допризывной молодежи, где показывают достойные результаты.

Большое значение в работе с допризывной молодежью отводится гласности достижений обучающихся. Значительные достижения оглашаются в коллективе школы, на родительском собрании, а также на школьном сайте и страницах местных газет.

Важным условием качественной подготовки обучающихся к службе в армии является тесное взаимодействие с военкоматом.

Оно заключается в следующем:

​ своевременном и качественном оформлении необходимых документов для постановки на первичный воинский учёт;

​ обеспечении 100% прохождения медицинской комиссии;

​ получении квалифицированной помощи в разъяснении порядка поступления в вузы Министерства обороны;

​ предоставление справочной литературы и наглядных пособий.

Успешная подготовка к военной службе в школе зависит от создания системы патриотического воспитания, следовательно, наша школа – на правильном пути развития:

​ увеличивается количество классов, работающих по курсу «Я – гражданин России» Я.В. Соколова: 2012-2013-апробация в 5х, 8м классах, 2013-2014 – внедрение в 6х, 8х, 9м классах, 2014-2015-планируется внедрение с 5-11 классы;

​ увеличивается количество желающих детей заниматься в кружке «Юный и меткий стрелок»: 2012-2013- 26 , 2013-2014 -30 обучающихся. Впервые обучающиеся нашей школы заняли 3 место в районных соревнованиях по стрельбе среди 10-11 классов в 2012-2013 учебном году и 3 место в районных соревнованиях по стрельбе среди 5-7 классов в 2013-2014 учебном году;

​ планируется организация клуба «Допризывник» в 2014-2015 учебном году;

​ нет уклонистов от службы по призыву из числа выпускников школы, ежегодно выпускники школы поступают в военные училища и институты: в 2012-2013 году пять выпускников поступили в высшие военные училища;

​ опрос среди юношей 10-11х классов показал, что уверены в необходимости воинской службы 100 % юношей, 90% из числа опрошенных желают служить в рядах Вооружённых сил, начинают всерьёз интересоваться возможностью службы по контракту после службы по призыву 40% юношей.

Таким образом, существенная роль в воспитании истинного патриотизма сегодня принадлежит школам. Возрождение общества и государства на основе патриотизма позволит решить важнейшую для Российской Армии задачу – сформировать высокий духовный потенциал, готовность и способность военнослужащих к защите Отечества.