Подготовка педагога к аттестации в контексте разработки и внедрения индивидуального образовательного маршрута в учреждении среднего профессионального образования
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач – к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при организации работы педагога по индивидуальным образовательным маршрутам.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога– это структурированная система действий преподавателя или мастера производственного обучения, работающего в системе СПО, на определённом этапе работы, это его замыслы относительно собственного продвижения в образовании, готовые к реализации в педагогической деятельности. В ИОМ в полной мере отображаются личные образовательные потребности педагога, а особое место отводится самосовершенствованию и профессиональной компетенции. Следовательно, в ИОМ входят следующие направления деятельности:
1. Аналитическое направление (диагностическая карта). В него входит:
- диагностика затруднений (анкетирование, беседа, опрос);
- изучение методической грамотности (посещение уроков, внеклассных мероприятий);
- диагностика достижений обучающихся (выявление проблем);
- инновационная деятельность;
- передача собственного опыта (конференции, мастер-классы, публикации в сборниках различных уровней).
2. Информационное направление (нормативные документы, методические рекомендации).
3. Построение индивидуального маршрута. В него входит комплекс различных мероприятий по педагогической подготовке (обучающие семинары, тренинги, самообразование, занятие с педагогом- психологом и т.д.).
4. Индивидуальные и групповые консультации по методике преподавания
5. Оказание помощи педагогу при составлении аттестационного портфолио и подготовке подтверждающей документации.
Структура индивидуального маршрута профессионального мастерства педагога
1. Титульный лист
2. Информационная справка об авторе ИОМ
3. Карта ИОМ
4. Тема. При ее выборе необходимо учитывать актуальность и важность, научно-теоретическое и практическое значение, степень освещённости данного вопроса в литературе, взаимосвязь выбранной темы с единой методической темой образовательного учреждения.
5. Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений.
6. Формы самообразования педагога (индивидуальная форма, инициатором которой является сам педагог; групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации).
В ИОМ отражаются следующие направления деятельности:
1. Профессиональное (изучение ФГОС СПО, Профстандартов; разработка рабочих программ по ведущим дисциплинам, ПМ в соответствии с требованиями ФГОС СПО; знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет; плановое повышение квалификации на курсах; плановая аттестация; профессиональные публикации; участие в конкурсах профессионального мастерства).
2. Психолого-педагогическое (ориентированное на студентов и родителей: изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы; повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения).
3. Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения) самоанализ профессиональной деятельности; создание собственного УМК лучших разработок уроков, интересных приёмов и находок, сценариев внеклассных мероприятий; совершенствование структуры самоанализа урока; внедрение новых форм оценивания знаний обучающихся; участие в олимпиадах, конкурсах, вебинарах; посещение семинаров; выступления перед коллегами на педсоветах, конференциях; обобщение и распространение собственного опыта.
4. Информационно-коммуникационные технологии (создание собственного сайта, его пополнение; освоение новых компьютерных программ и ТСО).
5. Здоровьесберегающие технологии (их внедрение в образовательный процесс).
Карта ИОМ подготовки преподавателя к аттестации
Направления деятельности | Содержание деятельности | Результат как педагогический продукт | Формы презентации достижений |
1-ое полугодие | 2-ое полугодие |
Самообразо-вание | 1. Прохождение курсов повышения квалификации. 2. Пополнение и систематизация фонда оценочных средств. 3. Создание личного сайта педагога. 4. Применение разнообразных цифровых образовательных ресурсов, сетевых и дистанционных технологий. 5. Освоение современных образовательных технологий. 6. Профориентационная работа/ работа в качестве тьютора/ наставника. | 1. Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации и дополнительных образовательных программ по ведущей дисциплине. 2. Прохождение дистанционных курсов. 3. Посещение занятий коллег (обмен опытом). 4. Подготовка студентов к участию научно- практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах. 5. Участие в работе экспертных комиссий, жюри конкурсов, олимпиад. | 1.Разработки уроков, внеурочных мероприятий. 2. Распространение методического опыта работы в форме публикаций на различных уровнях. 3. Участие в проведении мероприятий методической направленности. | 1. Открытые уроки. 2. Мастер- классы. |
Работа в предметно- цикловой комиссии/ участие в методической работе ОУ | 1. Участие в заседаниях предметно- цикловой 2. Обучение через технологии развития профессинальной компетенции комиссии. | Например: 1. Заседание творческих групп, методических объединений. 2. Обучение через технологии развития профессинальной компетенции | 1. Выпуск печатных изданий. 2. Разработки методических рекомендаций . 3.Исследовательская деятельность. 4.Реализация проектов. 5.Статьи. 6.Разработки занятий. | 1. Выступления на педагогический советах, семинарах, конференциях различного уровня, круглых столах. 2. Создание банка научно- методических разработок. |
Таким образом, индивидуальный маршрут подготовки к аттестации- это процесс постепенного движения к намеченным ступеням профессионального развития, а присвоение желаемой квалификационной категории – реальный результат ее достижения, который демонстрирует поступательный характер самосовершенствования педагога.
Список использованной литературы:
Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. – М., 2005. – 496с.
Дмитриева М.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала. – Новокузнецк, 2000. – С.15-36.
Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. – М., 2014. – 449с.
Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание)// Вестник образования. – М., 2013. – С.3-47.