СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подготовка ребенка к систематическому школьному обучению» Рекомендации для родителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для проведения родительского собрания с родителями будущих первоклассников (май). Рекомендации педагога и психолога, как подготовить ребенка к систематическому обучению в школе за летний период, перед поступлением в школу в 1 класс.

Просмотр содержимого документа
««Подготовка ребенка к систематическому школьному обучению» Рекомендации для родителей.»

Выступление на родительском собрании

1 слайд. «Подготовка ребенка к систематическому школьному обучению»

Рекомендации для родителей

2 слайд. Чтобы ребенок мог успешно учиться, к моменту поступления в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты те системы и функции организма, которые начинают испытывать повышенную нагрузку с самого начала обучения (врачи и педагоги называют их школьно необходимыми). Прежде всего, это относится к центральной нервной системе. Ребенок должен уметь тормозить свою двигательную активность, иначе ему будет трудно высидеть школьный урок, внимательно воспринимать то, что говорит учитель, осваивать чтение и письмо.

Для того, чтобы ребенок овладел письмом, рисованием, необходимо, чтобы у него мелкие мышцы кисти достигли определенного развития и сформировались моторные (двигательные) навыки.

И, наконец, необходимо, чтобы у ребенка хорошо была развита речь, чтобы он умел четко выражать свою мысль и правильно произносить звуки. Без этого он не сможет научиться грамотно писать.

Большинство детей, поступающих в первый класс, функционально готовы к выполнению школьных требований без труда справляются с учебой. Однако, как показали многолетние наблюдения педагогов, психологов, врачей, среди первоклассников есть такие дети, которым учеба дается с трудом, хотя умственно они развиты совершенно нормально. Одни уже с самого начала становятся неуспевающими учениками, другие выполняют школьные требования, получают хорошие и даже отличные отметки, но достигают этого ценой большого напряжения. А оно быстро приводит к переутомлению и ухудшению состояния здоровья ребенка: снижается темп физиологической прибавки массы тела, появляются раздражительность, плаксивость, нарушения сна.

Такие дети не готовы к систематическому обучению из-за того, что у них запаздывает развитие школьно необходимых функций. Чаще всего такое отставание связано с неблагоприятным течением внутриутробного развития и родов, частыми заболеваниями на первом году жизни, сопровождающимися нарушением нормального усвоения минеральных солей и белка – основных пластических материалов, необходимых для построения костной и мозговой ткани. Все это вызывает задержку развития нервной и мышечной систем.

Правда, в процессе обучения отстающие функции совершенствуются, и ребенок постепенно догоняет в развитии своих сверстников. Но на это уходят месяцы, а иногда и весь первый год обучения, и то, что упущено за это время, придется наверстывать в будущем. А это может сказаться на успеваемости ребенка, вызвать нежелание учиться и даже неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья.

Поэтому еще до поступления ребенка в школу можно и нужно с помощью специальных упражнений стараться ускорить развитие школьно необходимых функций.

3 слайд. К ежедневным занятиям с ребенком советуем приступить, как только ему исполнится 5 лет. Пусть он систематически занимается рисованием: раскрашивает картинки, перерисовывает, рисует с натуры, копирует – не сдерживайте его фантазию, но следите, чтобы он правильно держал карандаш, фломастер, ручку, кисточку. Очень полезно лепить из пластилина и вырезать из бумаги, ткани, картона различные фигуры (ножницы должны быть достаточно острыми, но с закругленными, тупыми концами). Если есть конструктор с мелкими деталями, собирайте его вместе с ребенком. Учите детей пришивать пуговицы, вязать крючком, вышивать, но только под наблюдением! Все это будет стимулировать развитие мышц кисти.

Если у ребенка имеются дефекты произношения, следует заблаговременно обратиться к логопеду. Так как наблюдения показывают, что дети, неправильно произносящие отдельные звуки, и пишут неправильно.

Для того чтобы у ребенка сформировалась правильная речь, постоянно читайте с ребенком и мотивируйте его на самостоятельное чтение, чаще обсуждайте с ним прочитанные книги, побуждайте рассказывать об увиденном или составлять рассказы по картинкам, прививайте навык общения, умения вести диалог, пользоваться вежливыми словами, правильно формулировать вопросы. Помните, что владение техникой чтения позволит вашему ребенку овладеть и другими учебными навыками.

4 слайд. Занятия по подготовке руки к письму, развитию мелкой моторики кисти следует проводить систематически (начать за полгода до поступления в школу). Педагоги настойчиво советуют не учить письму букв до школы, а лишь использовать приемы и движения пальцев кисти, с помощью которых выполняются различные элементы. Кроме того, эти занятия будут способствовать и воспитанию усидчивости, внимания, сосредоточенности, привычки заниматься регулярно и сохранять при этом относительную неподвижность – словом, всего того, что потребуется в школе.

В начале каждого занятия следует показать ребенку на листе как должны двигаться пальцы и кисть при выполнении очередного элемента. Затем отработайте это движение в воздухе. Потом предложите ребенку воспроизвести отработанное движение: обвести по пунктирной копии образец элемента. После этого нужна физкультпауза. Теперь он должен самостоятельно изобразить заданный элемент письма на листе. Помните: 6-7 летний ребенок не может писать непрерывно более 3 минут – появляются ошибки. Через 2-3 минуты (за это время ребенок успеет заполнить 1-2 строки) сделайте перерыв, физминутку для пальчиков. Вместе с ребенком обсудите его работу, за успехи похвалите, на ошибки обратите внимание. Затем продолжите еще 1-2 строки. Когда ребенок работает, следите, чтобы он не торопился, аккуратно выводил линии, лист лежал наклонно, неподвижно, правильно держал ручку (конец ручки смотрит в плечо), правильно сидел (прямая спина, чуть наклонена голова, ноги на подставке, локоть не свисал со стола).

Второе занятие (через 2-3 дня) посвятите воспроизведению этого же элемента еще на 3-4 строчках. Осваивать боле одного элемента в неделю не следует, иначе навык движения не закрепится.

Каждое занятие должно длиться не более 20-25 минут, не дольше. После этого у детей наступает утомление, внимание становится неустойчивым.

5 слайд. Обратите внимание на мебель, за которой работает ребенок, они должны соответствовать его росту. Ноги должны твердо стоять под прямым углом на полу или подставке. Расстояние от тетради до глаз устанавливают так: рука, согнутая в локте, опирается о стол, кончики пальцев касаются угла глаза. Свет должен падать слева.

Развитие двигательных навыков, особенно тонких движений пальцев рук, оказывает существенное влияние на развитие мозга и речи, что очень важно при подготовке к школе.

6 слайд. Остановимся на знаниях и умениях, необходимых первокласснику:

  1. Умение считать от 0 до 10 (и в обратном порядке).

Следует отметить, что ребёнок должен не просто «вызубрить» эти цифры: он должен уметь применять счёт на практике, соотносить число и предмет (к примеру, можно предложить ребёнку сосчитать количество пуговиц на одежде, карандашей на столе, ворон на дереве; попросить малыша расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать). Процесс счёта должен быть осознанным.

Не только осуществлять простейшие математические операции, но и
3. Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести.

7. Иметь базовые пространственные представления (вправо/влево, вверх/вниз).
В домашней обстановке можно попросить ребёнка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено, взять ложку в правую руку, а кусочек хлеба в левую. Гуляя вместе по городу, можно предложить ребенку описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина, перед подъездом.

8. Уметь копировать с образца (действовать по образцу).Можно нарисовать в клетчатой тетради узор и попросить ребёнка его продолжить.

9. Уметь классифицировать и обобщать, исключать лишнее (например, диван, стул, стол – мебель, тарелка – лишняя – это посуда).


8 слайд. Навыки, необходимые первокласснику:

Озаботьтесь заранее формированием навыков самостоятельности у своего ребенка. Помните, что в школе без них вашему малышу будет очень трудно. Следует постепенно приучать будущего первоклассника к самостоятельности: просить помочь накрыть на стол, убрать в комнате, застелить постель, выбросить мусор, сходить за хлебом.

В данный период очень важно соблюдать режим дня, чтобы ребенок привыкал ложиться спать не позднее десяти и вставать в определённое время 7-8 часов утра (это значительно снизит вероятность возникновения трудностей в период адаптации). Очень важно сформировать у дошкольника представление о том, что за чем нужно делать утром и вечером. Для этого хорошо использовать пробковую или пластмассовую доску или холодильник, прикрепляя на них стикеры и напоминалки.

ПОДРУЖИТЕ МАЛЫША С ЧАСАМИ. Это необходимый для школы навык — ориентация во времени. Если ваш малыш еще не разбирается, который час, научите его этому. Многим детям легче ориентироваться по электронным часам. Ребенок должен знать, что значит четверть часа, полчаса, через час. Повесьте в детской большие часы (любые, главное, чтобы ребенок мог узнавать по ним время). Во время чтения, игры или еды можно поставить часы на стол и обратить внимание на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось.

В школе есть правила, которые необходимо выполнять: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не кричать. Без понимания этих элементарных законов ребенку будет трудно в 1-м классе. Чтобы развить в малыше умение следовать и играть по правилам, используйте командные игры. Благодаря им ребенок усвоит, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат. Пусть все игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»). Еще один важный урок, который дают малышу командные игры, — это спокойное отношение к проигрышу.

Игра может выступать и как элемент самозанятости, ребенок может сам осваивать разные роли, через погружение в игру.

9 слайд. Простые рекомендации.

НЕ ПУГАЙТЕ ребенка ШКОЛОЙ. Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство», не жалейте его: мол, бедненький, начинаются трудовые будни. Даже в шутку не пугайте школой. Не стоит при малыше также обсуждать предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы или канцтоваров.

ПОКУПАЙТЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ, тогда он окажется вовлеченным в процесс подготовки к первому сентября. Пусть малыш сам выберет себе пенал, ручки, карандаши и линейки, тетради, обложки. Придя домой, не прячьте покупки в шкаф — дайте их ребенку, чтобы он привык к новым для него вещам. Пусть он собирает портфель, носит его по квартире, раскладывает на столе тетради и карандаши, тогда простые указания учителя: «Достаньте красную ручку или тетрадь в линейку» не вызовут у малыша трудностей: он четко будет знать, где у него что лежит. Хорошо также сходить с ребенком в выбранную школу, если вы еще этого не сделали. Погуляйте возле школы. Так малыш быстрее привыкнет к новому месту.

Помните, что педагогика — это наука.

  • Если Вы хотите заниматься с ребенком дома, используйте методическую литературу.

  • Занимайтесь с ребенком подготовкой к школе в игре. Ведь игра для дошкольника — ведущий вид деятельности.

  • Главное в подготовке ребенка к школе — создать мотивацию и радостное ожидание.

Помните, что с приходом в школу ребенок меняет социальную площадку и социальный статус. Только создание ситуаций успеха и вера в ребенка помогут вам.

Спасибо за внимание.




Источники:

  1. https://www.kp.ru/guide/podgotovka-k-shkole.html

  2. https://onlineschool-1.ru/doshkolnik/

  3. https://zoon.ru/article/parenting/kak-podgotovit-rebyonka-k-shkole/

8