Подготовила : Ганькова К.С.
Подготовка руки дошкольника
к письму
- Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.
- Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.
- У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев.
- Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками .
Работа с
бумагой (оригами,аппликация, создание объемных фигурок, скручивание )
Массаж и самомассажкистей рук и пальцев.
Графические упражнения. Штриховка .
Средства подготовки руки к письму
Вырезание ножницами.
Работа с иголкой .
Пальчиковая гимнастика и упражнения
Рисование, раскрашивание.
Работа с пластилином, тестом,глиной
Игры с веревочкой, шнуровки.
Игры с конструктором и мозаикой.
Карандаш-массажёр
Упражнение «Утюжок»
Толстый карандаш положить на стол,
«прогладить» его сначала одной ладонью,
потом другой, покатать карандаш по столу
в разных направлениях.
Упражнение «Добывание огня»
Положить шестигранный карандаш на
ладошку,прикрыть его другой ладонью и
прокатывать между ладонями сначала
медленно, потом быстрее (от кончиков
пальцев к запястьям).Попробовать это
делать с двумя карандашами сразу.
Упражнение «Пианино»
Прижимать к столу толстый круглый
карандаш кончиком каждого пальца.
Вариант «Дудочка» - играть на карандаше,
как на дудочке, быстро перебирая пальцами,
нажимая воображаемый кнопки.
Упражнение «Волчок»
Вращать длинный тонкий карандаш
на столе указательным и большим
пальцами сначала одной руки, а потом
другой. Выполнять вращение большим
и средним пальцами
Упражнение «Прятки»
Сжать короткий толстый
карандаш в кулачке,
спрятать его.
Упражнение «Скольжение»
Продвигаться вверх и вниз по длине
шестигранного карандаша, уперев
острым концом в стол, перехватывая
его пальцами.
Упражнение «Горка»
Положить большой шестигранный
карандаш на тыльную сторону кисти.
Наклонить руку вниз. Скатывать
карандаш с тыльной стороны кисти
руки, как с горки.
Упражнение «Подъёмный кран»
Поднимать большой толстый круглый
карандаш с поверхности стола,
подцепив его снизу(поочерёдно каждым
пальцем).
Упражнение «Вертолёт»
Вращать длинный тонкий карандаш
между большим, указательным и средним
пальцами. Пусть он вращается
быстро-быстро, как винт вертолёта.
Упражнение «Эстафета»
Сжать толстый гладкий карандаш
указательным пальцем, подержать его
и передать указательному пальцу другой руки.
Передавать карандаш другим пальцам,
как эстафетную палочку.
Упражнение «Ладошка»
Обрисовывать тупым концом тонкого
карандаша ладонь с широко раздвинутыми
пальцами, лежащую на столе, массируя
карандашом межпальцевые зоны.
Использование массажного шарика и эластичного кольца СУ-ДЖОК.
Правильный захват карандаша
Держат тремя пальцами: большим, указательным и средним, которые образуют щепоть. При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный - сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо.
Игровые упражнения
- «Посолим суп»,
- «Покормим цыплят»
- Строим «сруб» из спичек или счётных палочек.
- «Мы гуляем» (Взять решётку для раковины. Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам)
- «Скакалочка»
- «Урожай» (упражнение для большого и указательного пальцев.)
- “ Погладим котёнка”
- “ Весёлые маляры”
Заключение
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей становятся более совершенными. Разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.
Спасибо за внимание!