Доклад на МО учителей начальных классов
«Подготовка учащихся к олимпиадам и марафонам. Формы и методы работы с одаренными и мотивированными детьми»
Проведение предметных олимпиад является одним из индикаторов качества оказания образовательных услуг в школах.
В образовательных учреждениях района успешно реализуется программа «Одарённые дети». На протяжении нескольких лет под руководством методиста созданы и успешно работают творческие советы по подготовке и проведению предметных олимпиад.
Технология подготовки олимпиадных заданий такова:
1. подготовка спецификации теста;
2. создание тестовых заданий;
3. экспертиза и корректировка тестовых заданий;
4. текстологический анализ, отбраковка и корректировка заданий;
5. формирование контрольных измерительных материалов;
6. корректировка контрольно-измерительного материала;
7. апробация КИМ;
8. обработка анализа результатов.
Спецификация включает описание назначения теста, условий его применения, структуры теста с указанием числа заданий в тесте и его частях, времени выполнения, общих характеристик используемых заданий, критериев оценки заданий в тесте, распределения заданий по блокам содержания и контролируемым видам деятельности, плана теста, в котором представлены данные о каждом задании теста.
В тестах по русскому языку и математике наряду с заданиями с выбором ответа представлены открытые задания различного типа: с открытым кратким ответом, задания по конструированию текста и составление задачи. Такое соотношение связано с тем, что задания, используемые в качестве тестовой работы, создавались в соответствии с современными требованиями теории педагогических измерений.
Основной формой организации учебного процесса в школах района остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности находят широкое применение в рамках нестандартных уроков, в исследовательской деятельности и при проведении экскурсий в природу.
Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся различные формы работы с учащимися, проводимые в школах:
1. Предметные недели:
• «Математика»
• «Русский язык»
• «Литературное чтение»
• «Окружающий мир»
• «Английский язык»
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых способностей, является система воспитательной работы в образовательных учреждениях . Традиционной остаётся подготовка к олимпиадам через систему индивидуально-групповых занятий по предметам.
Технология подготовки учащихся общая для всех ОУ:
1)Совместно с психологом школы проводится анкетирование учащихся, в ходе которого выделяют наиболее мотивированных учащихся.
2)Создаётся банк данных мотивированных учащихся с учётом познавательных интересов учащихся.
3)Педагогами составляется план занятий по подготовке учащихся (подготовку учащихся могут осуществлять несколько педагогов, в зависимости от направления деятельности: окружающий мир, технология, математика, русский язык, английский язык, правила дорожного движения).
4)Занятия с учащимися проводятся индивидуально.
5)Проведение школьных туров олимпиад. Выявление победителей.
6)Участие в районных турах предметных олимпиад.
7)Участие во Всероссийских и Международных дистанционных олимпиадах.
8)Отслеживание результативности участия школьников в олимпиадах различного уровня.
Проводя мониторинг результатов предметных олимпиад, мы определяем уровень овладения знаниями и умениями мотивированных к учебной творческой деятельности учеников начальной школы. Прежде всего, это даёт представление о потенциале школы, позволяет выстроить перспективу развития школы, кроме того, провести отбор и дальнейшее отслеживание одарённых учащихся.
Олимпиады занимают важное место в развитии детей. Именно на 1 ступени обучения происходят первые открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.
Методы и формы работы с одаренными учащимися
Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.
Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини-курсы «мозговые штурмы» во всех вариантах: ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.д.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий
Система развивающего обучения
Принцип деятельности;
Принцип непрерывности;
Принцип целостного представления о мире;
Принцип минимакса;
Принцип психологической комфортности;
Принцип вариативности;
Принцип творчества
В школах широко используются следующие технологии обучения:
Технология кооперативного обучения;
Технология педагогических мастерских;
Проектное обучение;
Технология полного усвоения;
Проблемное усвоение.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру». Функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим
Игровой метод обучения как средство развития творческих способностей учащихся
«Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта,
в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». М.Ф. Стронин
Функции игровой деятельности
Развлекательная
доставить удовольствие
воодушевить
пробудить интерес
Коммуникативная
Диагностическая
• выявление отклонений от нормативного поведения,
• самопознание в процессе игры
Игротерапевтическая
• преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности
Самореализации
Межнациональной коммуникации
Социализации
Игры делятся
по виду деятельности
• физические (двигательные)
• интеллектуальные (умственные)
• трудовые
• социальные
• психологические
по характеру педагогического процесса
• обучающие тренировочные контролирующие обобщающие
• познавательные воспитательные развивающие
• репродуктивные продуктивные творческие
• коммуникативные диагностические профориентационные психотехнические
по характеру игровой методики
• предметные
• сюжетные
• ролевые
• деловые
• имитационные
• игры-драматизации
Сценарии обучающих игр, способствующих развитию
интеллектуальной и академической одаренности на уроках
(В роли ведущих целесообразно использовать одаренных учащихся)
Сундук мудрости
Внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту.
Пожалуйста, заверните записку и положите ее в «сундук». (Это может быть коробка от конфет). Затем повторно все читают текст. А теперь возьмем из «сундука» по одной записке, где по очереди читаем вопросы и приступаем к ответам. Веду ищи (он же хранитель сундука) называет победителей, учитывая содержательность, глубину вопроса и оригинальность ответа.
Симпозиум
Перед Вами учебный материал (текст, пособие). Пожалуйста, внимательно его прочитайте в течение определенного отрезка времени. Распределение ролей: редактор, критик, автор, рецензент, незнайка, доцент, академик и т.д. (по дополнению учащихся). Затем каждый в своем амплуа должен изложить учебный текст. Остальные участники симпозиума оценивают выступления. Выигрывает самый оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший учебный текст. Участники симпозиума имеют право добавить и дополнить выступления друг друга.
Итак, слушаем выступления членов симпозиума. Подведем итоги. Поздравим победителей. Всем спасибо!
В гостях у сказки
Нам дан учебный текст. Его необходимо прочитать (читают). Теперь придумайте сказку по заданному тексту, но так, чтобы ее основная мысль, основная нить отражала существо учебного текста, с любыми героями и любым сюжетом. Это у нас будет конкурс сказочников. Чтобы придумать хорошую сказку, нужно еще paj прочитать текст быстро и внимательно. За дело! Молено кратко записывать. Небольшое время на подготовку... Слушаем сказки! Ведущий определяет победителей, учитывая оригинальность придуманного, юмор и необычность сюжета. Всем спасибо!
«Изюминка»
Познакомимся с новым учебным материалом по ранее изученной теме. Теперь подумаем, что нового или какая «изюминка» (т. е. особая привлекательность) данного материала вам бросилась в глаза, запала в ваше сознание по сравнению с ранее известным материалом.