СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка учащихся к олимпиадам и марафонам. Формы и методы работы с одаренными и мотивированными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка учащихся к олимпиадам и марафонам. Формы и методы работы с одаренными и мотивированными детьми

Просмотр содержимого документа
«Подготовка учащихся к олимпиадам и марафонам. Формы и методы работы с одаренными и мотивированными детьми»

Доклад на МО учителей начальных классов

«Подготовка учащихся к олимпиадам и марафонам. Формы и методы работы с одаренными и мотивированными детьми»



Проведение предметных олимпиад является одним из индикаторов качества оказания образовательных услуг в школах.

В образовательных учреждениях района успешно реализуется программа «Одарённые дети». На протяжении нескольких лет под руководством методиста созданы и успешно работают творческие советы по подготовке и проведению предметных олимпиад.

Технология подготовки олимпиадных заданий такова:

1. подготовка спецификации теста;

2. создание тестовых заданий;

3. экспертиза и корректировка тестовых заданий;

4. текстологический анализ, отбраковка и корректировка заданий;

5. формирование контрольных измерительных материалов;

6. корректировка контрольно-измерительного материала;

7. апробация КИМ;

8. обработка анализа результатов.

Спецификация включает описание назначения теста, условий его применения, структуры теста с указанием числа заданий в тесте и его частях, времени выполнения, общих характеристик используемых заданий, критериев оценки заданий в тесте, распределения заданий по блокам содержания и контролируемым видам деятельности, плана теста, в котором представлены данные о каждом задании теста.

В тестах по русскому языку и математике наряду с заданиями с выбором ответа представлены открытые задания различного типа: с открытым кратким ответом, задания по конструированию текста и составление задачи. Такое соотношение связано с тем, что задания, используемые в качестве тестовой работы, создавались в соответствии с современными требованиями теории педагогических измерений.

Основной формой организации учебного процесса в школах района остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности находят широкое применение в рамках нестандартных уроков, в исследовательской деятельности и при проведении экскурсий в природу.

Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся различные формы работы с учащимися, проводимые в школах:

1. Предметные недели:

• «Математика»

• «Русский язык»

• «Литературное чтение»

• «Окружающий мир»

• «Английский язык»

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых способностей, является система воспитательной работы в образовательных учреждениях . Традиционной остаётся подготовка к олимпиадам через систему индивидуально-групповых занятий по предметам.

Технология подготовки учащихся общая для всех ОУ:

1)Совместно с психологом школы проводится анкетирование учащихся, в ходе которого выделяют наиболее мотивированных учащихся.

2)Создаётся банк данных мотивированных учащихся с учётом познавательных интересов учащихся.

3)Педагогами составляется план занятий по подготовке учащихся (подготовку учащихся могут осуществлять несколько педагогов, в зависимости от направления деятельности: окружающий мир, технология, математика, русский язык, английский язык, правила дорожного движения).

4)Занятия с учащимися проводятся индивидуально.

5)Проведение школьных туров олимпиад. Выявление победителей.

6)Участие в районных турах предметных олимпиад.

7)Участие во Всероссийских и Международных дистанционных олимпиадах.

8)Отслеживание результативности участия школьников в олимпиадах различного уровня.

Проводя мониторинг результатов предметных олимпиад, мы определяем уровень овладения знаниями и умениями мотивированных к учебной творческой деятельности учеников начальной школы. Прежде всего, это даёт представление о потенциале школы, позволяет выстроить перспективу развития школы, кроме того, провести отбор и дальнейшее отслеживание одарённых учащихся.

Олимпиады занимают важное место в развитии детей. Именно на 1 ступени обучения происходят первые открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.

Методы и формы работы с одаренными учащимися

Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.

Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини-курсы «мозговые штурмы» во всех вариантах: ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.д.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий

Система развивающего обучения

  1. Принцип деятельности;

  2. Принцип непрерывности;

  3. Принцип целостного представления о мире;

  4. Принцип минимакса;

  5. Принцип психологической комфортности;

  6. Принцип вариативности;

  7. Принцип творчества

В школах широко используются следующие технологии обучения:

  • Технология кооперативного обучения;

  • Технология педагогических мастерских;

  • Проектное обучение;

  • Технология полного усвоения;

  • Проблемное усвоение.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру». Функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим

Игровой метод обучения как средство развития творческих способностей учащихся

«Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта,
в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». М.Ф. Стронин

Функции игровой деятельности

Развлекательная

  • доставить удовольствие

  • воодушевить

  • пробудить интерес

Коммуникативная

  • освоение диалектики общения

Диагностическая

• выявление отклонений от нормативного поведения,

• самопознание в процессе игры
Игротерапевтическая

• преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности

Самореализации

  • проявление способностей и скрытых возможностей



Межнациональной коммуникации

  • усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей



Социализации

  • включение в систему общественных отношений.

Игры делятся

по виду деятельности

• физические (двигательные)

• интеллектуальные (умственные)

• трудовые

• социальные

• психологические

по характеру педагогического процесса

• обучающие тренировочные контролирующие обобщающие

• познавательные воспитательные развивающие

• репродуктивные продуктивные творческие

• коммуникативные диагностические профориентационные психотехнические

по характеру игровой методики

• предметные

• сюжетные

• ролевые

• деловые

• имитационные

• игры-драматизации

Сценарии обучающих игр, способствующих развитию

интеллектуальной и академической одаренности на уроках

(В роли ведущих целесообразно использовать одаренных учащихся)

Сундук мудрости

Внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту.

Пожалуйста, заверните записку и положите ее в «сундук». (Это может быть коробка от конфет). Затем повторно все читают текст. А теперь возьмем из «сундука» по одной записке, где по очереди читаем вопросы и приступаем к ответам. Веду ищи (он же хранитель сундука) называет победителей, учитывая содержательность, глубину вопроса и оригинальность ответа.

Симпозиум

Перед Вами учебный материал (текст, пособие). Пожалуйста, внимательно его прочитайте в течение определенного отрезка времени. Распределение ролей: редактор, критик, автор, рецензент, незнайка, доцент, академик и т.д. (по дополнению учащихся). Затем каждый в своем амплуа должен изложить учебный текст. Остальные участники симпозиума оценивают выступления. Выигрывает самый оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший учебный текст. Участники симпозиума имеют право добавить и дополнить выступления друг друга.

Итак, слушаем выступления членов симпозиума. Подведем итоги. Поздравим победителей. Всем спасибо!

В гостях у сказки

Нам дан учебный текст. Его необходимо прочитать (читают). Теперь придумайте сказку по заданному тексту, но так, чтобы ее основная мысль, основная нить отражала существо учебного текста, с любыми героями и любым сюжетом. Это у нас будет конкурс сказочников. Чтобы придумать хорошую сказку, нужно еще paj прочитать текст быстро и внимательно. За дело! Молено кратко записывать. Небольшое время на подготовку... Слушаем сказки! Ведущий определяет победителей, учитывая оригинальность придуманного, юмор и необычность сюжета. Всем спасибо!

«Изюминка»

Познакомимся с новым учебным материалом по ранее изученной теме. Теперь подумаем, что нового или какая «изюминка» (т. е. особая привлекательность) данного материала вам бросилась в глаза, запала в ваше сознание по сравнению с ранее известным материалом.