1. Орг. момент | 1 | Цель: активизировать внимание учащихся, настроить на работу Метод: беседа Приём: психологический настрой Средство: слово учителя, записи на доске 1.Слово учителя: - Сегодня мы будем готовиться к подробному изложению и вспомним последовательность работы над ним. - Что такое подробное изложение? (подробная передача текста, которую мы запомнили); - С какой целью мы пишем изложение? (Передавая чужой текст, мы развиваем нашу речь). - Рассказ, который вы сегодня услышите, написал Георгий Алексеевич Скребицкий. Все, о чем он рассказывает, случилось с ним самим. Как и многие из вас, он очень любил слушать и читать о зверях и птицах, о природе. Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя путешественником, наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синицы, сороки, ежи, зайцы, белки. Георгий Алексеевич с большой любовью вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей, и ему очень хотелось, чтобы все ребята заботились о животных | Приветствие учителя, запись числа, темы урока, сдача тетрадей с дз. Отвечают на вопросы | |
2. Изучение нового материала | 15 | Цель: Объяснение темы урока Метод: беседа, работа с ключевыми словами Приём: слово учителя, опрос, работа с ключевыми словами Средство: слово учителя и ученика, текст, воспринимаемый на слух. Вступительное слово учителя: Рассказ, который вы сегодня услышите, написал Георгий Алексеевич Скребицкий. Всё, о чём писатель рассказывает, случилось с ним самим. Как и многие из вас, он очень любил слушать и читать о жизни зверей и птиц, о природе. Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя путешественником, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синицы, сороки, ежи, зайцы, белки. Георгий Алексеевич с большой теплотой вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей, и ему очень хотелось, чтобы все ребята были добры к животным. Сообщение цели и темы урока: Мы сегодня напишем изложение по тексту Г.А.Скребицкого, которое будем изучать в 5 классе. - С какой целью мы пишем изложения? (Передавая чужой текст, мы развиваем нашу речь) 1. Первичное чтение текста - Прослушайте текст, определите его основную мысль и тип речи. Подумайте, как лучше озаглавить текст. - А сейчас закройте глаза и представьте то, о чём рассказывает автор. Чтение текста. 2. Беседа по содержанию текста - О чём говорится в тексте? - Где происходит действие? - Какова основная мысль? - Как лучше озаглавить текст? - К какому типу речи относится текст? - Что характерно для этого типа речи? - С каких слов начинается рассказ? - Как автор связывает предложения? - Какие слова автор использует для описания состояния и последовательности действий охотника? - От какого лица ведётся повествование?
| Внимательно слушают текст, после прочтения отвечают на вопросы - О том, как рассказчик пошёл на охоту за зайцами. - В лесу. - Автор рассказывает о встрече с необычным зайцем, которого ему стало стыдно убивать. - «Случай на охоте» - «Как я однажды охотился» - «Хитрый заяц» - Повествование. - Последовательность действий. - «Раз со мной…» - С помощью местоимений: мной-я-мои-мне-мы, заяц-он; наречия (потом) - Глаголы: отправился, стал, подождал, пошёл, гляжу, вышел, не пойму, глянул, замер… - От 1-го лица. | Учитель читает текст в первый раз, задаёт вопросы после прочтения |
3. Закрепление изученного материала | 21 | Цель: закрепить и систематизировать полученные знания Метод: самостоятельная работа Приём: изложение, исправление ошибок, работа с ключевыми словами Средство: слово учителя и ученика, записи на доске 1. Словарная работа - Как вы понимаете «выражение глазёнки так и впились в меня»? - Подберите синонимы к слову «заяц». Гончие – особая порода охотничьих собак. уму – разуму учит – передаёт жизненный опыт. впиться - крепко, глубоко проникнуть, вонзиться во что-нибудь. экзамен – проверка, испытание. - Какое слово употребляет автор, чтобы не повторять слово заяц? (этот) - Назовите основные 3 части текста. (вступление, основная часть, заключение) 2. Анализ теста. Прочитаем 1 часть. -Найдите основную мысль 1 абзаца. - Как её можно озаглавить? Прочитаем 2 часть. - Куда заяц девался? - Куда зайцу на поляне спрятаться? - Кто думает так: «Куда же он девался?» - Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова. Чтение 3 части. - Куда вышел рассказчик? (На середину поляны) -Что он сделал? (посмотрел в сторону и замер) - Как вы понимаете слово замер? Физкультминутка. Поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два..» - Вот такое состояние было у рассказчика, когда он увидел зайца. - Почему он замер? (Увидел зайца) - Где притаился заяц? - Какие слова, близкие по смыслу можно подобрать к слову притаился? (притих, спрятался) - О чём просили глазёнки зайца? (Глазёнки его так и просят: «Не выдавай меня!») Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания. - Как можно озаглавить часть? Чтение 4 части: - Почему охотнику стыдно стало убивать зверька? - Что сделал рассказчик? (опустил ружьё и отозвал собак) - Как продолжилась охота? (Пошли искать других зайцев) - Какую оценку дал рассказчик зайцу? ( Заяц сдал экзамен на хитрость) - Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц? (этот) - Озаглавьте эту часть. 1. Пересказ каждой части текста - При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования - Помните, что повествование ведется от 1-го лица - Учитель дополняет ответы учащихся - Что забыли? 2. На основе плана пишем в черновик подробное изложение, используя план и схему. После написания изложения в черновик исправляем орфографические и пунктуационные ошибки и переписываем изложение в тетрадь для творческих работ Изложение должно содержать 200-250 слов. | Внимательно слушают, после прочтения отвечают на вопросы Внимательно читают каждую часть, после прочтения отвечают на вопросы. Самостоятельная работа учащихся. Чтение изложений учащимися. Пишут сжатое изложение в черновик, а затем в тетрадь для творческих работ. | На доске записываем словарные слова. На доске пишем план: Случай на охоте. Заяц пропал.Оформление доски: опорные слова « Заяц пропал» гоняют, по вырубке, выбегает, девался. «Не выдавай меня!» Оформление доски: «Не выдавай меня!». Вышел, посмотрел и замер, притаился. Глазёнки его так и просят: «Не выдавай меня!» Экзамен на хитрость сдал. Оформление доски: «Экзамен на хитрость сдан». Стыдно стало убивать, опустил, отозвал, пошли искать, этот экзамен сдал. |