СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подробное изложение по тексту Г.А. Скребицкого

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: активизировать внимание учащихся, настроить на работу

Метод: беседа

Приём: психологический настрой

Средство: слово учителя, записи на доске

Просмотр содержимого документа
«Подробное изложение по тексту Г.А. Скребицкого»

Класс: 5А.

Дата: 21 сентября 2016.

Тема урока: Подробное изложение

Тип урока: усвоение новых знаний

Разновидность урока: традиционный

Уровень подготовленности класса: средний

Средства обучения: текст изложения, записи на доске (план, опорные слова)

Цели урока:

Лингвистическая: знать понятия тема, основная мысль, тип и стиль речи, текст, абзац, микротемы.

Языковая: знать алгоритм написания подробного изложения.

Коммуникативная: уметь подробно воспроизводить чужой текст.

Культуроведческая: познакомить учащихся с тематикой произведений Г.А.Скребицкого.


Ход урока


Этап

Время

Деятельность  учителя

Деятельность

учащихся

Примечания

1. Орг. момент

1

       Цель: активизировать внимание учащихся, настроить на работу

Метод: беседа

Приём: психологический настрой

Средство: слово учителя, записи на доске

1.Слово учителя:

- Сегодня мы будем готовиться к подробному изложению и вспомним последовательность работы над ним.

- Что такое подробное изложение? (подробная передача текста, которую мы запомнили);

- С какой целью мы пишем изложение? (Передавая чужой текст, мы развиваем нашу речь).

- Рассказ, который вы сегодня услышите, написал Георгий Алексеевич Скребицкий. Все, о чем он рассказывает, случилось с ним самим. Как и многие из вас, он очень любил слушать и читать о зверях и птицах, о природе. Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя путешественником, наблюдать за животными.

В доме у него всегда жили синицы, сороки, ежи, зайцы, белки. Георгий  Алексеевич с большой любовью вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей, и ему очень хотелось, чтобы все ребята заботились о животных

Приветствие учителя, запись числа, темы урока, сдача тетрадей с дз.

Отвечают на вопросы


2. Изучение нового материала

15

Цель: Объяснение темы урока

Метод: беседа, работа с ключевыми словами

Приём: слово учителя, опрос, работа с ключевыми словами

Средство: слово учителя и ученика, текст, воспринимаемый на слух.

Вступительное слово учителя:
Рассказ, который вы сегодня услышите, написал Георгий Алексеевич Скребицкий. Всё, о чём писатель рассказывает, случилось с ним самим. Как и многие из вас, он очень любил слушать и читать о жизни зверей и птиц, о природе. Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя путешественником, любил наблюдать за животными. 
В доме у него всегда жили синицы, сороки, ежи, зайцы, белки. Георгий Алексеевич с большой теплотой вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей, и ему очень хотелось, чтобы все ребята были добры к животным. 
Сообщение цели и темы урока:
Мы сегодня напишем изложение по тексту Г.А.Скребицкого, которое будем изучать в 5 классе. 
- С какой целью мы пишем изложения?

(Передавая чужой текст, мы развиваем нашу речь)

1. Первичное чтение текста

- Прослушайте текст, определите его основную мысль и тип речи. Подумайте, как лучше озаглавить текст.

-  А сейчас закройте глаза и представьте то, о чём рассказывает автор.

Чтение текста.

2. Беседа по содержанию текста

- О чём говорится  в тексте?

- Где происходит действие?

- Какова основная мысль?

- Как лучше озаглавить текст?

- К какому типу речи относится текст?

- Что характерно для этого типа речи?

- С каких слов начинается рассказ?

- Как автор связывает предложения?

- Какие слова автор использует для описания состояния и последовательности действий охотника?

- От какого лица ведётся повествование? 


Внимательно слушают текст, после прочтения отвечают на вопросы 

- О том, как рассказчик пошёл на охоту за зайцами.

- В лесу.

- Автор рассказывает о встрече с необычным зайцем, которого ему стало стыдно убивать.

- «Случай на охоте»

- «Как я однажды охотился»

- «Хитрый заяц»

- Повествование.

- Последовательность действий.

- «Раз со мной…»

- С помощью местоимений: мной-я-мои-мне-мы, заяц-он; наречия (потом)

- Глаголы: отправился, стал, подождал, пошёл, гляжу, вышел, не пойму, глянул, замер…

- От 1-го лица.

Учитель читает текст в первый раз, задаёт вопросы после прочтения

3. Закрепление изученного материала

21

Цель: закрепить и систематизировать полученные знания

Метод: самостоятельная работа

Приём: изложение, исправление ошибок, работа с ключевыми словами

Средство: слово учителя и ученика, записи на доске

1. Словарная работа

Как вы понимаете «выражение глазёнки так и впились в меня»?

- Подберите синонимы к слову «заяц».

Гончие – особая порода охотничьих собак.

уму – разуму учит – передаёт жизненный опыт.

впиться -  крепко, глубоко проникнуть, вонзиться во что-нибудь.

экзамен – проверка, испытание.

- Какое слово употребляет автор, чтобы не повторять слово заяц? (этот)

- Назовите основные 3 части текста. (вступление, основная часть, заключение)

2Анализ теста.

Прочитаем 1 часть.

-Найдите основную мысль 1 абзаца.

- Как её можно озаглавить?

Прочитаем 2 часть.

- Куда заяц девался?
- Куда зайцу на поляне спрятаться?

- Кто думает так: «Куда же он девался?»

- Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова.
Чтение 3 части.
- Куда вышел рассказчик? (На середину поляны)
-Что он сделал?

(посмотрел в сторону и замер)
- Как вы понимаете слово замер?
Физкультминутка.

Поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два..»
- Вот такое состояние было у рассказчика, когда он увидел зайца.

- Почему он замер? (Увидел зайца)
- Где притаился заяц?
- Какие слова, близкие по смыслу можно подобрать к слову притаился?
(притих, спрятался) 
- О чём просили глазёнки зайца? (Глазёнки его так и просят: «Не выдавай меня!»)
Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания. 
- Как можно озаглавить часть?
Чтение 4 части:

- Почему охотнику стыдно стало убивать зверька?
- Что сделал рассказчик? (опустил ружьё и отозвал собак)
- Как продолжилась охота? (Пошли искать других зайцев)
- Какую оценку дал рассказчик зайцу? ( Заяц сдал экзамен на хитрость)
- Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц? (этот)
- Озаглавьте эту часть.

1. Пересказ каждой части текста

- При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования

- Помните, что повествование ведется от 1-го лица

- Учитель дополняет ответы учащихся

- Что забыли?

      2.      На основе плана пишем в черновик подробное изложение, используя план и схему.

После написания изложения в черновик исправляем орфографические и пунктуационные ошибки и переписываем изложение в тетрадь для творческих работ

Изложение должно содержать 200-250 слов.        

Внимательно слушают, после прочтения отвечают на вопросы

Внимательно читают каждую часть, после прочтения отвечают на вопросы. 

Самостоятельная работа учащихся.
Чтение изложений учащимися.

        Пишут сжатое изложение в черновик, а затем в тетрадь для творческих работ.

На доске записываем словарные слова.

На доске пишем план:

  1. Случай на охоте. 

  2. Заяц пропал.Оформление доски: опорные слова
    « Заяц пропал» гоняют, по вырубке, выбегает, девался. 

  1.  «Не выдавай меня!»

Оформление доски:
«Не выдавай меня!». Вышел, посмотрел и замер, притаился.
Глазёнки его так и просят: «Не выдавай меня!»

  1. Экзамен на хитрость сдал. Оформление доски:
    «Экзамен на хитрость сдан». Стыдно стало убивать, опустил, отозвал, 
    пошли искать, этот экзамен сдал. 

4. Итог урока

3

Цель: подведение итогов, систематизация знаний по теме

Метод: беседа

Приём: постановки вопроса

Средство: слово ученика, учителя

Чему мы с вами научились сегодня?

Сдают тетради с готовыми изложениями




ПРИЛОЖЕНИЕ

Хитрый заяц

           Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

          Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: "Не выдавай меня собакам!"

          Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит. 

(По Г. Скребицкому)