СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подросток и закон

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деловая игра "Подросток и закон". 

Просмотр содержимого документа
«Подросток и закон»

Представьте себе, что жизнь любого Человека –это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица «от сумы и от тюрьмы не зарекайся».

Ребята, вы вступили в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

И сегодняшняя игра нам поможет познакомиться с законами, определяющими нашу жизнь. И мы попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

Думаю, борьба сегодня будет интересной, а победителей определит наше компетентное, неподкупное и справедливое жюри. В состав жюри входят:

Желаем командам позитивного настроя, удачи и, конечно же, победы!

И так, начинаем игру!

1.Первый конкурс традиционный «Приветствие» команды заполняют визитные карточки и представят себя и своего капитана. Посмотрим, какое окажут первое впечатление команды друг на друга, на жюри и на нас, а открывает игру команда № 1, теперь вас приветствует команда № 2 и т.д. и завершает конкурс «Приветствие» команда №…

2. А теперь переходим к второму этапу игры под названием «Угадай-ка: 4 в 1».

3. Следующее задание «Судья».

Игра «Судья» (прочитать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор).

Ситуация 1. Ложный звонок. В класс вбегает ученик: «Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!»

Судья-ученик зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе и детском доме из-за того, что кто-то просто развлекается). А ведь может случиться так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии, ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Ситуация 2: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Судья – воспитанник зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.

- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.

– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?  - может ответить ребенок.

- В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Ситуация 3: На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скукотища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья –воспитанник зачитывает: статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу.  Ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь не нарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет.

Ситуация 4: в классе идет спор двух учащихся:

– ... Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

Судья – воспитанник зачитывает: Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Ситуация 5: Две девочки в классе   ссорятся:

– А ты дылда!!!

– А ты сама Гадина!!!

Судья – воспитанник зачитывает: Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Ситуация 6: в класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Судья – воспитанник зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни
не будет проблем.

4. А мы в свою очередь переходим к конкурсу «Заморочки из бочки».

- У вас на столах сборники уголовных кодексов и комментарии к ним, используйте их при ответах. У меня в мешочке бочонки с номерами заданий. Я по очереди подхожу к членам команды, вы вытаскиваете 3 бочонка, номер бочонка - это номер задания, который вы в письменном виде должны сдать в жюри. Время выполнения заданий 5 минут.

1. Деяния, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, - наказываются лишением свободы на срок….

2. Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста – наказывается обязательными работами на срок….

3. Доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство путём угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего – наказывается ограничением свободы на срок …

4. Нанесение побоев, совершенное с из хулиганских побуждений, - наказываются обязательными работами на срок…

5. Умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное из хулиганских побуждений, - наказывается обязательными работами на срок…

6. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но…

7. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним: …

8. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом в размере…

9. Деяния, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, - наказываются лишением свободы на срок….

10. Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста – наказывается обязательными работами на срок….

11. Доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство путём угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего – наказывается ограничением свободы на срок …

12. Нанесение побоев, совершенное с из хулиганских побуждений, - наказываются обязательными работами на срок…

13. Умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное из хулиганских побуждений, - наказывается обязательными работами на срок…

14. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но…

15. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним: …



5. «Правовые сказки». Поскольку народные сказки писались в довольно мрачные времена, очень давно, то почти в каждой из них можно встретить нарушение каких-нибудь прав человека, принятых в современном мире. Ваша задача определить о какой сказке идёт речь. Всего будет рассказано о 4 сказках.

- В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки в целях вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? («Царевна-лягушка».)

- В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к богатству? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.)

- В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси-лебеди».)

- Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда - очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированы как незаконный захват жилища. («Заячья избушка».)

6. Следующий этап: игра «Верно – неверно».

Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно – неверно». У каждого из вас на столах лежат красные и зеленые карточки. Вы берете их в руки. Я зачитываю ситуации по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Вы, если согласны со мной, поднимаете зеленую карточку, если нет – красную.

- Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги, и говорили что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Действия Саши, Жени и Максима классифицируются как правонарушение. (НЕВЕРНО - эти ребята совершили преступление)

- Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Действия ребят классифицируются как проступок. (НЕВЕРНО - это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

- Верна ли статистика: что в 2017 году в Нижегородской области зафиксировано более 800 преступлений, совершенных подростками? (ВЕРНО).

- Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Поведение Димы расценивается как проступок

- Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своими родителями (НЕВЕРНО, есть исключительные случаи, когда родителей лишают родительских прав)

- Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что поведение мальчишек классифицируется как проступок. (ВЕРНО - названные мальчики не нарушили закон, т.е. не совершили ни правонарушение, ни преступление. Следовательно, их действия можно расценить как проступок)

- Девочки возвращались домой после дискотеки. К ним подошла группа подростков и окружила их. Один из парней вырвал из рук Ирины сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили, что если они кому-нибудь расскажут о случившемся, то их найдут и разберутся с ними. Я считаю, что это правонарушение (НЕВЕРНО – ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ)

7. «Твои права». Задание – какие права ребенка символизирует каждая представленная картинка. Время, отводимое на задание – 5 минут. Команды должны свои ответы огласить и представить письменно жюри.

Ответ: право на образование, право на имя, право на отдых, досуг, право на жилище, тайна переписки.

8. «Коллаж прав человека». Вам нужно будет изобразить на бумаге право: на лечение, на образование т.д., и подготовить защиту: придумать рассказ, спеть песню, рассказать стихотворение, придумать миниатюру в общем любое творческое проявление. На всё даётся 5-7 минут.

На сегодня наша игра подошла к концу! Попросим уважаемое жюри посчитать баллы и подвести итоги. А пока жюри выявляет победителями мы с вами вспомним наши ответы и посмотрим насколько правильными они были.

Конкурс капитанов!

А мы в свою очередь переходим к конкурсу капитанов «Импровизация». Я прошу подняться на сцену по два представителя от команды. Желательно самых артистичных. Ваша задача изобразить то, что написано у вас на карточках, людей, животных или предметы, но не по отдельности, а во взаимодействии, то есть сыграть короткую миниатюру. Вам разрешается использовать слова, мимику, жесты, движения.

Команды должны дать правильное определение показанной миниатюры. Прошу представителям взять карточки с заданием. Жюри оценивает оригинальность и артистичность этого конкурса.