СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные игры с мячом!

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвижные игры с мячом для начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры с мячом!»

Учитель физической культуры Мозалевская Т.Р. СШ №56 г.Ярославль


«Вышибалы» (русская народная игра). Перед началом игры по жребию определяют двух «вышибал». Они становятся на противоположных кон­цах площадки. Остальные дети выстраиваются в ряд на середине площадки, лицом к «вышибале», у которого мяч. «Вышибала» с размаху бросает мяч, пытаясь задеть любого из игроков на середине поля. Если ему это удалось, то такой игрок считается выбывшим из игры: он должен отойти за границы площадки, Мяч, проскочивший мимо игроков, должен поймать другой «вышибала»: теперь его очередь бросать.

Правила:

1. Если «вышибала» бросил мяч недостаточно сильно, то любой игрок может его поймать: он получит дополнительное очко и может вернуть в игру выбывшего ранее игрока или «сохранить жизнь» в случае прямого попадания мяча.

2. Игрок, пытавшийся поймать мяч, но не сумевший удержать его в руках, считается выбывшим.

3. Последние два игрока сами становятся «вышибалами», и игра повторяется вновь.

4. Иногда договариваются, что игроки могут ловить мяч только с отскока.



«Уральский мяч» (башкирская народная игра). Сейчас в эту игру играют небольшим резиновым мячом, а раньше играли мячом, скатанным из шерсти. На игровой площадке чертят три параллельные линии на расстоянии около 10 м друг от друга: первая линия — это линия бросания мяча, вторая — это средняя линия, третья — это линия обхода. Игроки делятся на две команды: «пастухов» и «метальщиков» мяча. Первый «метальщик» становится за линией бросания, подкидывает мяч над собой и с силой бьет по нему рукой так, чтобы он отлетел за третью линию. Затем он должен сразу же сам бежать за эту линию и быстро возвращаться назад, за линию бросания. Выбитый им мяч ловят «пастухи». Если они успеют поймать мяч и вернуть его за линию бросания, пока бросавший мяч игрок еще туда не вернулся, то этот игрок должен остановиться на том месте, до которого он успел добежать, когда мяч вернули за линию бросания. Если игрок сумел опередить «пастухов», он получает право на дополнительное выбивание мяча в поле. Затем по мячу бьет следующий игрок из команды «метальщиков».

Если все «метальщики» были остановлены в поле, то их строят на специальной линии, которую называют «мостик из одного волоска»: эту прерывистую линию чертят посередине между линией обхода и средней линией.

Самый меткий «пастух» (это определяют игроки его команды) становится с мячом на линии бросания и предлагает любому из «метальщиков» по своему выбору бежать в любую сторону. «Пастух» должен будет попасть в бегущего мячом. Если ему это удастся, то все «пастухи» становятся «метальщиками», в случае промаха игра повторяется снова.

Правила:

1. «Метальщики» бросают мяч по очереди, не переступая ногой через линию бросания.

2. «Пастухи» могут ловить мяч или поднимать его с земли.

3. Чтобы быстрее вернуть мяч за линию бросания, «пастухи могут передавать его друг другу.



«Земля – вода – небо» («Зверь – рыба – птица»)

(русская народная игра)

Для того чтобы успешно участвовать в этой игре, надо знать много названий животных, птиц и рыб. Каждому ребенку необходимо заранее заготовить фанты, которые могут быть у него отобраны в случае неправильного ответа.

Все игроки садятся на ковер или становятся в круг, лицом к центру. В центр выходит ведущий с мячом, он произносит одно из трех ключевых слов и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Игрок должен пой­мать мяч и сразу же назвать соответствующее животное, рыбу или птицу. Затем надо мяч опять перебро­сить ведущему. Если игрок ошибся (не сумел поймать мяч или назвал не то слово), то он отдает свой фант.

Ведущий в быстром темпе перебрасывает мяч все новым и новым игрокам, стараясь всех включить в игру.

В конце игры можно предложить детям, проигравшим фанты, выполнить какое-нибудь веселое коллек­тивное задание: спеть, сплясать всем вместе, чтобы получить назад свои фанты.

Правила:

1. Ведущий может кидать мяч, только после произнесения ключевого слова.

2. Надо кидать мяч прямо в руки, чтобы не отвлекать игрока на его ловлю.

Нельзя повторно называть уже ранее кем-то названное животное, птицу, рыбу — это считается неправильным ответом, и игрок штрафуется на фант.



Перестрелка - игроки одной команды, находясь на своей сто­роне площадки и не выходя за ее пределы, бросают мяч в сторону другой ко­манды через среднюю линию, стараясь попасть им в соперника и тем самым выбить его из игры, а сами они одновременно защища­ются от попадания мячом, брошенным со сторо­ны соперников.

Мяч бросают любым способом одной или обе­ими руками. Защищаясь, мяч можно ловить с лёта, отбивать его любым способом, в том числе ногой, перехватывать его с отскока от поверхнос­ти площадки, от тела игрока или иного препятст­вия, подбирать катящийся или остановившийся мяч в пределах своей игровой зоны или свобод­ной зоны своей площадки.

Поражение — выбивание игрока с площад­ки — считается состоявшимся при непременном условии, что мяч, попавший в игрока с лета, упал на пол. Поражение игрока фиксируется свистком судьи. Вы­битый с площадки пораженный игрок должен пе­рейти за лицевую линию площадки соперника, именуемую «линией 2-го рубежа», и там продол­жить игру, пытаясь броском мяча поразить соперника на его площадке до окончания пар­тии матча.

Задача игроков — выбить всех игроков коман­ды соперника на ее площадке и сохранить на сво­ей максимально большее число не пораженных игроков. Число не пораженных игроков в победив­шей команде определяет счет в выигранной пар­тии матча. Счет 4:0 означает, что в команде, выигравшей в партии, не пораженными на своей площадке остались четыре игрока, а в про­игравшей команде поражены -— выбиты — все игроки. Матч выигрывает команда, ко­торая в нескольких партиях первая наберет 10 и более очков. Победа одной команды с перевесом в 10 очков в первой партии означает победу в матче.

II. Ход игры

Расстановка игроков на площадке.

1. После разминки и жеребьевки сторон пло­щадки игроки обеих команд строятся вдоль ли­цевых линий и проводят ритуал приветствия. После приветствия капитан команды определяет стартовый состав, который располагает­ся на лицевых линиях; остальные участники соревнования покидают площадку и садятся на скамейки запасных.

2. Игровые действия

В перестрелке пять игровых действий: а) бро­сок мяча в соперника; б) защита активная или пассивная от поражения летящим мячом; в) пе­рехват мяча, погашенного касанием о любое пре­пятствие; г) выручение партнера от поражения на своей площадке; д.) передача мяча партнеру на площадке и вне нее;

Бросок мяча в сторону соперника осуще­ствляется одной или двумя руками любым изве­стным способом, в том числе ударом рукой по мячу. Защита от поражения включает в себя не­сколько игровых приемов: а) пассивная защита путем простого увертывания от летящего со сторо­ны соперника мяча; б) активная защита путем от­бивания летящего со стороны соперника мяча ру­ками, ногами и иной частью тела; в) активная защита путем ловли мяча. Перехват мяча, погашенного касанием его о любое препятствие, является игровым действием потому, что, исходя из условия игры, поражать игрока на его площадке может только брошенный руками свободно летящий мяч из площадки соперника. Коснувшийся какого-либо пре­пятствия мяч теряет поражающую силу и становится погашенным. Цель перехвата погашенного мяча — не дать его сопернику, пресечь его ата­кующие действия.

Выручение партнера от поражения на площадке — это перехват на лету (ловля) мяча, отскочившего от партнера после броска соперника. Мяч, попавший в игрока после броска соперника с лёта и не опустившийся на поверхность в пределах площадки, по условиям игры не влечет за собой поражения. Передача пойманного или перехваченного мяча партнеру на площадке имеет своей целью ускорение организации атаки.

Передача мяча партнеру на площадке разре­шается не более трех раз, после чего должна по­следовать атака. Передача может осуществляться как броском руками, так и отрывистым, волейбольным каса­нием. Не допускается подбрасывание мяча само­му себе, если такое подбрасывание не влечет ата­кующего удара.

. Передача мяча друг другу игроками, находя­щимися за линией 2-го рубежа, запрещена во из­бежание потери темпа игры.

Условия поражения игрока

Поражение засчитывается только 1-м судьей и фиксируется одним коротким свистком. Поражение игрока считается завершенным, при условии, если мяч, летящий после броска соперника из-за линий 1-го или 2-го рубежей, попадает на лету в любую часть тела игрока и отскоком от него опускается на поверхность площадки. Игрок, поймавший мяч, брошенный соперником и выронивший мяч из рук до истечения 2 сек., считается пораженным, если он с мячом не сделал одного шага в любом направлении. Мяч, брошенный соперником и попавший в игрока с одновременным касанием его тела и поверхности площадки, считается погашенным и поражающей силы не имеет. Если мяч, брошенный соперником, попал в игрока, отскоком коснулся его партнера и опустил­ся на поверхность площадки, поражен­ным считается игрок, в которого мяч попал первым.

3. Если мяч, брошенный соперником, попа­дает на лету в игрока, находящегося за предела­ми своей площадки (положение «одна нога за линией»), то засчитываете поражение его вне зависимости от того, куда упадет с отскока мяч в порядке наказания игрока, пытающегося приоб­рести игровое преимущество.

4. Мячи, брошенные соперниками, попавшие или коснувшиеся одновременно двоих игроков, ни од­ного из них не поражает.

5. Мяч, брошенный соперником, имеет поражающую силу в момент каса­ния любой части тела игрока вне зависимости от того, е какое место игрового поля он опустится после отскока.

6. Недействительный бросок

Недействительный бросок — это бросок, выполненный с нарушением правил. Такой бросок поражающей силы не имеет. Не влечет поражения игрока мяч, брошен­ный соперником, если при броске соперник на­ступил или заступил линии 1-го или 2-го рубежа. Не влечет поражения игрока мяч, брошенный двумя соперниками одновременно. Недействительным признается бросок после четвертого касания игроками на одной площадке. Недействителен бросок мячом, подобранным соперником с игровой зоны другой команды или из свободной зоны ее площадки.

7. Недействителен бросок из-за пинии 2-го рубежа, если он совершен с передачи мяча парт­нером, играющим там же. Помимо незачета броска, в данной ситуации в порядке наказания мяч по требованию судьи передается на площадку со­перника.





Пионербол — популярная игра детей, которая входит в программу физической культуры, а также просто является частью проведения досуга маленькой ребятни. Похожий на волейбол, пионербол имеет свои отличия и главное установленные правила. Это очень простой и доступный командный вид спорта, где не нужно куча инвентаря и обмундирования. Все, кто сейчас уже играет на определённом уровне в волейбол, начинал первые шаги именно с пионербола, получил азы, набил первые шишки и стал звездой класса в школе или отряда в пионерлагере. Суть игры проста: нужно просто поймать мяч и перебросить её на половину поля противника, желательно целиться туда, где нет игроков, чтобы они не смогли поймать круглого.

Ниже представлены правила пионербола кратко для школьников. Информацию могут брать учителя физкультуры для объяснения игры учащимся. Также данный материал подойдёт для рефератов или докладов.

Площадка и мяч для пионербола

Зачастую, для проведения игр по пионерболу используют волейбольную площадку, стандартные размеры, которой составляют 18 на 9 метров. В большинстве спортзалов школ волейбольные корты имеют именно такие размеры. Посредине поля натянута сетка. Для волейбола она по высоте должна быть 2,43 м — у мужчин, 2,24 — у женщин. Но так как, в пионербол, как правило играют младшие школьники, в зависимости от класса (1-й, 2-й, 3-й или 4-й) можно подстраивать высоту. Не обязательно задирать высотку сетки на 2,5 м — при таком положении ребятишкам будет тяжело, а некоторым просто нереально перекидывать мяч. Стандартной высоты сетки для проведения игр пионербола нету, но из практики 1,90 — 2,20 м самый лучший вариант!

Что касается мяча, то его тоже одолжили у волейбола. Стандартные размеры такого мяча составляют 65-67 см окружность и 260-280 грамм вес. Бывают ситуации, когда в школе нет волейбольного мяча или он недавно пришел в негодность, а новый ещё не купили. В таком случае для игры в пионербол можно использовать футбольный или мини-футбольный мяч. Но ни в коем случае не давайте детям баскетбольный мяч, ведь с его весом можно получить травму!

Пионербол: основные правила игры для детей в школе

По нормам в пионербол играют 2 команды по 6 человек в каждой, но также допускаются поединки 8 на 8 и даже больше, хоть целый класс делите пополам, правда при таком раскладе детям будет неинтересно, ведь мяч в таком количестве учащихся им будет попадать редко.

Теперь рассмотрим процесс игры в пионербол, как нужно играть:

  • После жеребьёвки и расположения игроков на своих местах выполняется подача (бросок на другую сторону поля).

  • При попадании мяча в сетку с подачи или её касания, очко засчитывается противоположной команде. (Важно! Подача выполняется исключительно одной рукой). При заступе за линию очко отдаётся сопернику.

  • Переход в пионерболе также осуществляется по часовой стрелке.

  • В случае, если у подающего нет уверенности в том, что он сразу перебросит сетку, у него есть право передать мяч партнёру и уже тот выполнит бросок.

  • Ирок, который поймал мяч имеет право сразу кинуть его через сетку. Также ему можно отдать пас партнёру по команде или сделать 3 шага, а потом кинуть через сетку или опять-таки отдать пас.

  • Всего команде разрешается выполнить 3 паса за 1 розыгрыш.

  • Нельзя подбрасывать мяч и ловить его — такие действия запрещены правилами. Также очко присуждается противнику, если игрок случайно выпустил мяч из рук и тот коснулся пола.

  • Партия в пионерболе заканчивается, как только одна из сторон первой наберёт 15 или 25 очков. О количестве очков в периоде договариваются перед матчем.

  • Всего играется 2 партии, если счёт 1:1, то назначается дополнительный сет для выявления победителя.

  • После сыгранной партии команды должны поменяться сторонами.

  • Между партиями допускаются перерывы (время обсуждается)

Правила зачисления очков в пионерболе

Команда получает очко если:

  1. Соперник попал мячом в сетку.

  2. Не смог поймать мяч и тот приземлился на пол.

  3. Не смог поймать мяч и тот от его тело вышел в аут.

  4. Пионерболист выполнил более 3-х шагов

  5. За 1 розыгрыш выполнено более 3-х пасов

  6. Игрок-противник сыграл ногой.

Блокировка тоже разрешена

Когда сетка для игры в пионербол натянута не слишком высоко, дети спокойно могут выпрыгивать и блокировать броски противоположной стороны — правилами это не запрещено. Важно заметить, что блокировать могут только те учащиеся, которые расположены на передней линии поля. В случае, когда при блокировке мяч касается игрока и всё равно падает на площадку оборонительной стороны, то после этого игроки ещё могут выполнить 3 паса — касание с блока не идёт в счёт.

Блокировщику запрещается касаться руками и ногами сетки, заступать через линию на территорию противника одной или двумя ногами или руками. В случае не выполнения этих условий очко будет присуждено сопернику.

Как выиграть на соревнованиях по пионерболу?

Пионербол — интересная подвижная игра, которая развивает логику, интеллект и находчивость. В школах принято проводить соревнования между классами и каждый хочет на них победить. Если вы видели уровень противника или уже играли против него и понимаете, что он сильнее и на соревнованиях опять он выиграет, не расстраивайтесь! Выход есть, главное желание играть и побеждать, а также учтите наши некоторые советы:

  • Выберите правильную тактику: нужно расставить так игроков, чтобы не было больших свободных зон, куда можно забросить мяч. Ставьте сильных быстрых игроков рядом с более слабыми, чтобы была подстраховка.

  • Каждый учащийся ни на секунду не должен выключаться из игры. Нужно применять стойку, как у волейболистов: ноги чуть согнуты в коленях, полностью не стоим на пятках, руки всегда перед собой.

  • Тренируйте и усовершенствуйте подачу. С подач забивается много голов — это факт. Лучше выполнять боковую подачу, которая летит по низкой траектории, но с большой скоростью.

  • Не паниковать! Из любой ситуации есть выход. Если проигрываете сопернику несколько очков, возьмите тайм-аут, соберитесь в круг и выявите причины неудач, может нужно провести замену и т.п.