Просмотр содержимого документа
««Поэт в России больше, чем поэт…» (Литературная критика 2-ой половины 19 века)»
«Поэт в России больше, чем поэт…»
Литературная критика 2-ой половины 19 века
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
А. Пушкин. «Поэт и толпа» (1827)
…другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь…
Н. Гоголь. «Мёртвые души» (гл. 7)
| «Эстетическая критика» («пушкинское направление», «артистическое направление», теория «чистого искусства») | «Реальная критика» («гоголевское направление», «дидактическое направление», «социологическая критика») |
Представители | П. В. Анненков, А.В. Дружинин, В.П. Боткин и др. | Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, М.А. Антонович и др. |
Общественная позиция | Либеральные западники | Революционеры-демократы |
Социальные группы | Дворяне (преимущественно) | Разночинцы (преимущественно) |
Журналы | «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Русский вестник» | «Современник», «Отечественные записки» (с конца 1860-х) |
Программные статьи | «О мысли в произведениях изящной словесности», «Старая и новая критика» (Анненков) «Критика гоголевского периода русской литературы и наше к ней отношение» (Дружинин) | «Очерки гоголевского периода русской литературы», «Эстетические отношения искусства к действительности» (Чернышевский) «Что такое обломовщина?» (Добролюбов) |
Роль искусства | Литература и искусство – сфера эстетического | Литература и искусство - «учебник жизни» |
Задачи литературы и искусства | Служение идеям «вечной красоты, добра и правды» | «Воспроизводить жизнь, объяснять её, выносить приговор» |
Ценностные приоритеты | «Вечные ценности» (красота, добро, истина) | «Злободневность» (общественная проблематика) |
Оценка значимости творчества | С точки зрения абсолютных законов художественности, главное - талант | С точки зрения значимости проблематики, главное – служение обществу |
Достоинства | Внимание к специфике творчества, к языку, к вечным ценностям | Внимание к общественным проблемам, активная роль в обществе |
Недостатки | Недоверие к злободневной проблематике («чистое искусство») | Пренебрежение спецификой творчества, тенденциозность |
Сравнительный анализ
А.А. Фет
Музе
Пришла и села. Счастлив и тревожен,
Ласкательный твой повторяю стих;
И если дар мой пред тобой ничтожен,
То ревностью не ниже я других.
Заботливо храня твою свободу,
Непосвящённых я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.
Всё та же ты, заветная святыня,
На облаке, незримая земле,
В венце из звёзд, нетленная богиня,
С задумчивой улыбкой на челе.
(1882)
Н.А. Некрасов
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из её груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
(1848)
Сравните, как изображают свою Музу два поэта.
Какие литературно-критические позиции представлены в этих стихотворениях?
Чьи эстетические воззрения лично вам ближе? Почему?
Литературная критика 2-ой половины 19 века
(продолжение)
| Нигилисты |
Представители | Д.И. Писарев, В.А. Зайцев |
Общественная позиция | Западники-демократы, разрушители устоев Пропагандисты естественно-научных знаний |
Журнал | «Русское слово» |
Программные статьи | «Базаров», «Мотивы русской драмы», «Реалисты» (Писарев) |
Роль искусства | Искусство само по себе бесполезно (и даже вредно) |
Задачи литературы и искусства | Участие в пропаганде естественно-научных знаний и общественных идей |
Ценностные приоритеты | Передовые научные знания и общественные идеи («порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта») |
Оценка значимости творчества | С точки зрения пользы для популяризации научных знаний и общественных идей |
Достоинства | Популяризация научных знаний, полемичность |
Недостатки | Отрицание самостоятельности искусства, утилитаризм |
| Славянофилы |
Представители | А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский и др. |
Общественная позиция | Славянофилы |
Журнал | «Русская беседа» |
Программные статьи | «О возможности русской художественной школы» (Хомяков) «Обозрение современной литературы» (Аксаков) |
Роль искусства | Литература и искусство – голос народа |
Задачи литературы и искусства | Поэтическое воссоздание лучшего из народной жизни |
Ценностные приоритеты | Христианско-православные ценности, «соборное сознание» |
Оценка значимости творчества | С точки зрения выражения народных чаяний: «духовная сила народа творит в художнике» |
Достоинства | Народность, поиски самобытных жанровых форм |
Недостатки | Отрицание социально-аналитических начал и психологизма, морализаторство |
| Почвенники ("органическая критика") |
Представители | Ф.М. Достоевский, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов |
Общественная позиция | Компромисс между западниками и славянофилами: просвещенное общество «должно соединиться с народной почвой» |
Журналы | «Время», «Эпоха» |
Программные статьи | «Пушкин», «Дневник писателя» (Достоевский) «После “Грозы” Островского» (Григорьев) «Критический разбор “Войны и мира”» (Страхов) |
Роль искусства | «Искусство есть потребность для человека» |
Задачи литературы и искусства | Воодушевить человека своими идеалами, выразить сущность стремлений и идеалов народа |
Ценностные приоритеты | Христианско-православные ценности, «всечеловечность», нравственная красота личности |
Оценка значимости творчества | С точки зрения выражения «народной сущности в её многообразных проявлениях» |
Достоинства | «Принцип понимания» оппонентов |
Недостатки | Эклектизм, утопичность |
Вместо вывода
Я.П. Полонский
В альбом К. Ш…
Писатель, если только он
Волна, а океан – Россия,
Не может быть не возмущён,
Когда возмущена стихия.
Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражён,
Когда поражена свобода.
(1865)