СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Погружение в творческое проектирование через исследовательский этап

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как увлечь школьников в поиско-исследовательскую деятельность? Легко! Предлагаю фрагменты урока (вариант семинара)...

Просмотр содержимого документа
«Погружение в творческое проектирование через исследовательский этап»

Семинар 10.11.2017 г.

Почему тема «Исследовательский этап как часть творческого проекта» рассматривается в первом полугодии, а не в четвертой четверти, что соответствовало бы календарному тематическому планированию? Почему именно этот этап, а не учебное проектирование вообще?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к стандарту общего образования второго поколения (ФГОС), где отмечается, что приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е. формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» собственного образовательного процесса [5]. А в программах по технологии проекту отводится ведущая роль[1]. Именно на уроках технологии лучше всего и качественнее можно реализовать это требование. Научно-технический прогресс неизбежно влечет за собой изменения в различных сферах жизни общества, в частности, в образовании. Мы и наши дети должны быть готовы к жизни в быстро меняющихся условиях, уметь эффективно и нестандартно решать возникающие проблемы, проявлять творческий подход [4].

Именно исследовательская деятельность способствует формированию у обучающихся умения работать с информацией (поиск источников, технология работы с информацией); навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта, работы и делового общения в группе [3].

Таким образом, через исследовательский этап проекта в доступной форме мы увлекаем и вовлекаем школьников в познавательную деятельность, побуждаем их к самостоятельному изучению новой темы, новым приемам обработки материала и информации, а значит и умению адаптироваться к быстро изменяющимся условия жизни и научно-техническому прогрессу.

Рассматривая же исследовательскую деятельность в контексте творческого проекта учащегося, необходимо отметить, что на практике часто искажается сам смысл творческой деятельности, исключается самое важное звено проектной деятельности – исследовательское, и она сводится к обычной практической работе, пусть даже тщательно спланированной и достаточно самостоятельной. Мы придерживаемся точки зрения, которая рассматривает исследовательский этап как неотъемлемую часть учебного (творческого) проекта. Учебный проект - в понимании учителя, творческий проект - в понимании учащегося. Учебный проект содержит исследование, но почему необходимо на это акцентировать внимание и почему исследование является таким важным этапом?

Вначале определим, что входит в проектную деятельность и попробуем представить учебный проект для школьника в короткой формулировке, доступной в первую очередь для самого обучающегося:

1. Проектные работы (учебное проектирование)

- поисково-исследовательский этап [6,с.187] (Глозман Е.С.)

- выбор и обоснование темы проекта [7,с.111] (Казакевич В.М.)

2. Конструкторский этап

3. Технологический этап

4. Защита проекта.

Таким образом, можно увидеть, что несмотря на различия в интерпретации первого этапа, в них есть общая цель – поиск идеи творческого проекта. Именно этот этап и содержит главным образом исследовательский компонент проекта.

Нет сомнения, что каждый из вас отметил, что первый пункт «Проектные работы (учебное проектирование)» не раскрыт полностью. Если мы раскроем этот этап в соответствии с потребностью привлечения учеников к самостоятельной деятельностьи в соответствии со стандартами общего образования(ФГОС), тогда самостоятельная работа над разрешением проблемы и получением конкретного результата становится одним из видов деятельности, в которой присутствует исследование.

Теперь посмотрим на развернутый вариант первого этапа учебного проекта со стороны преподавателя:

1. Проектные работы (учебное проектирование):

а) погружение школьников в творческое проектирование;

б) поиск идеи творческого проекта;

в) выбор и обоснование идеи проекта.

В таком варианте определены виды деятельности - погружение, поиск, выбор и обоснование, которые превращают учебный проект в исследование. Почему исследование? В проектную деятельность входят: а) самостоятельная работа над разрешением проблемы б) получение конкретного результата и его публичное предъявление. Эти виды деятельности присущи исследованию [2].

Рассмотрим этапы самостоятельной работы обучающегося с позиции преподавателя.

Для этого необходимо вначале учителю самому «проложить тропинку», которая будет пошагово вести школьника к достижению своей пока еще не осознанной цели.

Расставим последовательно эти "шаги" или этапы:

1)формулирование проблемы

2)постановка задачи –

3)проведение исследования –

4)определение критериев –

5)выработка альтернативных идей –

6)анализ и выбор по критериям лучшей идеи

7)разработка лучшей идеи –

8)планирование изготовления согласно лучшей идее –

9)изготовление объекта проектирования –

10)испытание и оценка –

11) Защита проекта и последующая его самооценка.

В итоге выстраивается схема, согласно которой ученик и учитель становятся участниками общего процесса и, проходя последовательно этапы с 1-го по 7-ой, учащиеся с неизбежностью освоят опыт исследования, испытают переживания, которые сопутствуют творчеству.

Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть следующее:

- во-первых, исследование является важнейшим звеном учебного проекта, без которого не будет собственно творческого проекта;

- во-вторых, при организации учебного проектирования особое внимание необходимо заострить на начальном этапе - этапе поиска идеи проекта, где и сосредоточена творческая, исследовательская деятельность;

- в-третьих, для вовлечения учащихся в поиск идеи проекта необходимо использовать специальные методические приемы, упражнения, стимулирующие творческую мысль, воображение, фантазию;

- в-четвертых, логично начинать работу над творческим проектом (исследовательский этап) не в первой четверти, а во втором полугодии, как создание фундамента, что позволит обучающимся в первой четверти следующего учебного года завершить проект, пройдя конструкторский и технологический этапы;

- в-пятых, целесообразно включать исследовательские задания в уроки при изучении различных тем на теоретических и практических занятиях с целью подготовки учащихся к исследовательской деятельности.


Литература

  1. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студ. пед. вузов. – М.: АРКТИ, 2003.

  3. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

  4. Пахомова О.Ф. Художественно-образовательная среда как условие развития творческой активности школьников. – СПб.: Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007, №45. – с. 407-409.

  5. Екимова М.М. Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры. – Актуальные задачи педагогики: материалы V международной научной конференции (Чита, апрель 2014 г.). – Чита: Молодой ученый, 2014. – с. 111-113.

  6. Глозман Е.С. Технология. Технический труд. 5 класс : учеб. для гор. общеобразоват. Учреждений / Е.С. Глозман. – 5-е изд., испр. – М. : Мнемозина, 2012. – 207 с с. : ил.

  7. Технология. 6 кл. Методическое пособие к учебнику «Технология. Технический труд. 6 класс» / под ред. В.М. Казакевича, Г.А.Молевой. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа. 2015. – 127, [1] с. : ил.

Приложения

План проведения открытого урока(ов) (Мастер-класс) по теме: «Исследовательский этап как часть творческого проекта»





п/п

№ этапа

Содержание урока

Время

Примечание

1

6кл

Организационный момент (приветствие, деление на группы по 3 чел.)

1 мин.


2


Объяснение учителем темы занятия – «Исследование изделия с целью устранения недостатков и увеличения достоинств исследуемого изделия»

1 мин.


3

1

Объяснение задания

*Цель - найти недостатки и достоинства в изделии

*Выставить оценку предлагаемым изделиям (оценка изделия по 10-ой системе)

*Выделить коэффициент - доминант при исследовании изделия

*Выделить наиболее понравившееся изделие в итоге обсуждения

*Ознакомление с раздаточным материалом (матрица)

1 мин.

Включить слайд с примерами изделий и «матрицей»

4

2

Самостоятельная работа в группах (оценка изделия по 10-ой системе) – 1-й экземпляр

3 мин.


5

3

*Условие выступления – 1мин.

*Объявление оценок и их краткое обоснование

5 мин.

Внесение оценок в матрицу по группам на экране

6

4

Объяснение задания:

* Цель - «Исследование изделия с целью устранения недостатков и увеличения достоинств исследуемого изделия» *Предложить свой вариант изделия, устранив выявленные недостатки и улучшить (добавить) достоинства

*Поменять свою оценку в матрице, вписать результаты исследования в графу «Моя идея».

1 мин.


7

5

Самостоятельная работа в группах

3 мин.


8

6

Изложение итога работы группы:

*Варианты изменения изделия для достижения поставленной цели - («Исследование изделия с целью устранения недостатков и увеличения достоинств исследуемого изделия»)

*После выступления каждой группы – вопрос к участникам семинара (учителя, ученики) –

«Группа выполнила задание?

Ответ: 1. Выполнено (Да)

2. Недоработано (Почти)

3. Не выполнено (Нет)

*На уроке – обязательно выслушать мнение школьников

5 мин.


9

8кл.

Организационный момент

*смена классов

*приветствие (лицом к учителям)

*разделение на группы

2 мин.


10


Объяснение учителем темы занятия – «Разработка оригинальной идеи для варианта темы творческого проекта»

1 мин.


11

1

Объяснение задания

* Цель:

1. Исследование различных предлагаемых изделий, их достоинств и недостатков;

2.Итог работы - создание нового изделия, удовлетворяющего потребностям семьи и ребенка(школьника).

* Рассмотреть предлагаемые изделия и внести наиболее понравившиеся в нижний ряд «Пирамиды идей»

3. Ознакомить с раздаточным материалом:

* Бланк – «Пирамида идей»

* Бланк – «Матрица»


1 мин.

На экране проектора слайды: 7-10 изображений изделий, часто используемых семьей и школьниками в домашней обстановке, на отдыхе или в других ситуациях (на улице, на природе и т.п.)

12

2

Самостоятельная работа в группах

1мин.


13

3

Задание – агглютинация (объяснить понятие) по восхождению на пирамиду до вершины

4 мин.


14

4

*Вписать в «Матрицу», в №№ идей, выбранные изделия

*Расставить оценки в соответствии изделия критериям

*Расставить оценки своему изделию в графе «Моя идея»

(система оценки – 10 б.)

3 мин.


15

5

*Выступление группы (1 мин.)

**После выступления каждой группы – вопрос к участникам семинара (учителя, ученики) –

Группа выполнила задание? Итог работы - создание нового изделия, удовлетворяющего потребностям семьи и ребенка(школьника).

Ответ: 1. Выполнено (Да)

2. Недоработано (Почти)

3. Не выполнено (Нет)


6 мин.

Слайды:

*Варианты изделий

*Матрица

16


Выход учеников

1 мин.
















4