СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Погорельский. Слово о писателе. Черная курица, или Подземные жители

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Погорельский. Слово о писателе. Черная курица, или Подземные жители»

Раздел: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА.

Урок 29. Тема: Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Нравственные уроки сказки.

Класс: 5

Тип урока: урок комбинированный.

Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Антония Погорельского, временем создания его повести-сказки «Черная курица, или Подземные жители», совершить «виртуальное» путешествие в Санкт-Петербург, читая начало произведения.

Задачи: Образовательная: продолжить знакомить учащихся с писателями 19 века и их творчеством, углублять знания о литературной сказке, уметь отличить сказочную повесть от повести.

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения прозаического произведения, расширять словарный запас учащихся, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к русской классической литературе.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться выразительно читать и слушать учителя и одноклассников, развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.

Метапредметные: Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: пронимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые операции, действовать по плану, осознавать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: понимать информацию, использовать знаково-символические средства для конспектирования учебного материала в рабочей тетради.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор.


Этапы урока


Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

Приветствует учащихся. Организует проверку готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга. Осуществляют самооценку готовности к уроку.

2.Повторение изученного материала.

1.Повторение. Пересказ статей учебника «Рифма. Способы рифмовки» и «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» на с. 114-116.

2. Самостоятельная работа по определению рифм (перекрестная, парная и опоясывающая) на карточке по вариантам (см. приложение)

Слушает пересказы учащихся, задает вопросы, проводит самостоятельную работу.

Пересказывают статьи учебника, выполняют самостоятельную работу.

2. Целеполагание.

Вступительное слово учителя.

Вы уже много знаете о сказках. Это целый мир: необъятный, загадочный. Сегодня мы будем говорить о повести-сказке «Черная курица, или Подземные жители». Ее написал замечательный писатель Антоний Погорельский в 1829 году.

- Посчитайте, сколько лет тому назад?

Слайд 1 Запишите тему урока, имя писателя, годы жизни, название и дату написания произведения.

Цели: определите цели и задачи на урок.

Готовит их к восприятию материала урока, записывает тему урока на доске, помогает учащимся выполнить целеполагание.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.





Записывают тему урока в тетради, ставят перед собой цели на урок.

3. Актуализация знаний.

Работа с портретом писателя. - А теперь, ребята, посмотрим на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? (добрым, честным, целеустремленным)

- Посмотрите на этот добрый, целеустремленный глубокий, пронзительный взгляд. Вообразите себе, что этот красивый,  синеглазый, со светлыми вьющимися волосами, чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы бы ему задали? Запишите их в тетрадь.

Возможные варианты:

- Какие сказки Вы любили в детстве? Кто их рассказывал?

- Когда Вы научились читать?

- А в детстве Вы сочиняли сказки?

- Как Вы придумали сказку о черной курице?

Дома, готовясь к следующему уроку, опираясь на рассказ учителя, работая с учебником, анализируя сказку, они записывают ответы на каждый вопрос.

Организует беседу с учащимися по слайдам презентации, направляет, задавая вопросы. Контролирует выполнение заданий.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, опираясь на изученный ранее материал. Слушают учителя. Делают записив тетради.

4. Изучение нового материала.

Слайды 2-5. Рассказ учителя о писателе.

Слайды 6-15. Рассказ учителя о городе Санкт-Петербург с элементами обращения к тексту произведения и цитирования отдельных строк.

Слайды 16-17. Беседа:

- Кто главный герой сказки? (Мальчик Алеша)

- Сколько Алеше лет?

- Почему Алеше одиноко?

- Что помогает Алеше справиться со скукой?

- Что еще кроме чтения книг скрашивало Алешино одиночество?
Почему? и другие

Рассказывает о писателе, о жанре изучаемого произведения, готовит учащихся к восприятию и анализу сказочной повести. Беседует с учащимися.

Учащиеся слушают учителя, размышляют, отвечают на вопросы, цитируют произведение.

5.Физкультминутка


Организует проведение физкультминутки.

Выполняют физкультминутку.

6. Аналитическая работа с таблицей.

Слайды 18-19 Работа с таблицей «Характер Алеши».

Заполнение 1 графы.

До получения семечка…

Имея семечко…




Совместно с учащимся работает по заполнению таблицы.

Заполняют таблицу.

7.Подведение итогов урока.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Все ли поставленные цели реализованы?

- В чем отличие сказочной повести от повести, от сказки?

Организует формулирование итогов по теме урока в виде беседы.

Формулируют ответы на вопросы в виде монологических высказываний.

8.Рефлексия

Продолжите фразу…

Слайд 20. Сегодня на уроке я…

- научился…;

- узнал…;

- заинтересовался…

Организует и выполняет контроль рефлексии.

Выполняют рефлексию.

9. Домашняя работа:

Приготовить пересказ эпизодов:

1 ряд: задание № 4 на с. 149;

2 ряд: расскажите о первой ночи от лица Алеши;

3 ряд: расскажите о второй ночи от лица Алеши.

Задание в рабочей тетради - заполнить 2 графу таблицы «Характер Алеши» - Имея семечко…

Организует инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник.




Приложение 1

Антоний Погорельский: страницы биографии
       В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе.
      Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные пансионы?
      Существительное пансион образовано от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и обучались разным наукам.
      Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах.
      В семьях рождаются дети. По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.
      Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона...
      — Какие бы чувства испытали вы, оказавшись в такой ситуации?
      Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.
      Мы сегодня будем читать сказку, в которой главный герой живет в таком пансионе.
      Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему частных учителей — тогда это называли домашним образованием. Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война 1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
      В 1817 г. у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, близкий друг императора Александра II, его флигель-адъютант и, что самое главное, знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.
      — Что такое псевдоним?
      Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
      Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник.
      Итак, Алексей Перовский взял себе псевдоним Антоний Погорельский.
      

Проверочные вопросы
      Зададим несколько вопросов, чтобы выяснить, как дети поняли наш рассказ.
      — Какие русские писатели в детстве учились в частных пансионах?
      — Как вы понимаете, что такое пансион!
      — Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы?
      — Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский?
      — Что такое псевдоним!
      — Какой псевдоним взял себе Перовский?
      — Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица, или Подземные жители»?

Приложение 2

Сказка «Черная курица, или Подземные жители»      Комментированное чтение
      Стилистика и синтаксис этой сказки, особенно в начале чтения, сложны для детей. Лучше, если читать начнет учитель, гибко интонируя текст и внимательно следя за реакцией детей, комментируя непонятные для них слова и выражения. Учитель читает по учебнику до слов: «Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих» (с. 123).
      Комментарии
      В Первой линии — на Васильевском острове улицы, пересекающие остров в длину, называются проспектами, в ширину — линиями.
      Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделен был канавою — канавами в Петербурге тогда часто называли каналы.
      Поговорю с вами пространнее — поговорю подробнее.
      Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жилье — сени — помещение между жилой частью дома и крыльцом; верхнее жилье — комнаты на втором этаже.
      И все его любили и ласкали. Ласкали — ласково, по-доброму разговаривали (стоит пояснить потому, что сейчас даже среди детей часто встречается иное понимание этого слова).
      Особливо — особенно.
      И библиотека, которою пользовался Алеша, большею частию состояла из книг сего рода — т. е. из рыцарских романов и волшебных повестей.
      Деяния славнейших рыцарей. Деяния — подвиги, знаменитые поступки.
      В вакантное время — в дни каникул; вакации — каникулы.
      Из барочных досок — из досок, которыми когда-то были обшиты барки (деревянные баржи). Доски прибивали к корпусу, т. е. обшивали днище барки с помощью деревянных гвоздей (железные в воде начали бы ржаветь).
      Ворота и калитка, кои вели в переулок. Кои — которые.
      Талисман — по суеверным представлениям, предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу.
      Экспозиция закончена. Далее текст сказки продолжают поочередно читать ученики. Большие абзацы стоит разбить на более маленькие отрывки. Важен не темп чтения, а правильное интонирование, верное понимание смысловых отрезков, которое свидетельствует об усвоении текста. Учитель по мере необходимости комментирует.
      Комментарии
      Читаем до слов: «Но делать было нечего: надлежало дожидаться, пока кончится обед!» (с. 125).
      И вощили красного дерева столы и комоды — в то время деревянные полы не красили, мебель не покрывали лаком, а натирали воском — вощили, чтобы полы и мебель блестели и не портились.
      Провизия — продукты.
      Киевское варенье — ягоды, сваренные в Киеве, считались особенным лакомством.
      Нарочно купленные шесть восковых свечей — если специально для важного случая покупали шесть свечей из воска, которые были достаточно дорогими, то это значило, что в другое время в пансионе использовались дешевые сальные свечи, которые при горении часто давали неприятный запах.
      Явился парикмахер и показал свое искусство над буклями, тупеем и длинной косой учителя — учитель по немецкой моде того времени носил на голове прическу (или парик) с буклями (т. е. локонами, завитыми прядями волос) по бокам, на макушке — тупей (взбитый хохол), сзади — коса.
      Шиньон — накладные волосы.
      Взгромоздил на ее голове целую оранжерею разных цветов — парикмахер сделал жене учителя прическу по моде того времени — высокую, пышно взбитую, обильно украшенную цветами.
      По окончании головного убора — когда парикмахер закончил убирать, т. е. украшать, прическу жены учителя.
      Салоп — широкое женское пальто.
      Возымел он к ней ужас и отвращение. Поясним с помощью подбора синонимов для детей слово возымел — почувствовал, ощутил, стал питать.
      Умильно — нежно, приятно; льстиво, угодливо.
      Империал — (устаревшее) во времена Екатерины II русская золотая монета в 10 рублей, а после 1897 г. — в 15 рублей. Содержала 11,61 г золота.
      Кушак — пояс.