I. Пояснительная записка по предмету «Литературное чтение»
(программа «Школа России»)_4 класс (102 ч)
на 2022 – 2023 учебный год
Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа
Рабочая программа учителя по предмету «Литературное чтение» составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской программы: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий и др. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с., Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014. —128 с., рабочей программы по предмету МБОУ СОШ №27.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Цели и задачи данной программы, особенности программы
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Название учебно-методического комплекта (учебник, хрестоматия, согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
1. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014. —128 с.,
2. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Учебник для 4 класса. В 2 ч / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М.В.Бойкина. -М. : Просвещение. 2022 г – (Школа России).
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных работ
Программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю), в том числе на проведение 8-ми контрольных работ и комплексной работы на межпредметной основе.
Наизусть: 11 стихотворных произведений.
В соответствии с ООП НОО МБОУ СОШ №27 г. Белгорода, календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год программа будет выполнена за счет уплотнения материала.
По календарю на 2022-2023 учебный год - 98 час. Корректировка выполнена за год за счет объединения 4 уроков.
Объединены следующие уроки:
№1: Введение. Знакомство с учебником. и №2: Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом
№18: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Характеристика героя. №19: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Деление сказки на части
№23: М.Ю. Лермонтов »Ашик Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. и №24: М.Ю. Лермонтов »Ашик Кериб». Характеристика героев
№46: П.П. Бажов «Серебряное копытце». и №47: П.П. Бажов «Серебряное копытце». Составление плана сказки. Подробный и краткий пересказы
Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков
Программа предусматривает проведение (комбинированных, контрольных, коррекционных) уроков с использованием фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах. В основе уроков лежит системно-деятельностный подход. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.
Основными формами текущего контроля являются:
устный опрос
диагностические работы
контрольные
тестовые задания
II. Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»
(программа «Школа России»)_4 класс (102 ч)
на 2022 – 2023 учебный год
№ п/п | Наимено-вание раздела программы | Тема урока | Дата проведения |
по плану | факти-чески |
| Летописи, былины, жития. 11 часов. | Введение. Знакомство с учебником. | 01.09 | |
| Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом |
| Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. | 05.09 | |
| Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | 06.09 | |
| Былина «Три поездки Ильи Муромца». | 08.09 | |
| Из летописи «И повесил Олег щит свой на врата Царь-града» | 12.09 | |
| События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. | 13.09 | |
| Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Летопись - источник исторических фактов. | 15.09 | |
| Житийная литература. Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие Сергия Радонежского | 19.09 | |
| Житие Сергия Радонежского | 20.09 | |
| Наши проекты. Поговорим о самом главном. | 22.09 | |
| Чудесный мир классики 19 часов | Проверим себя. Проверочная работа по разделу «Летописи. Былины. Жития». Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 26.09 | |
| Контрольная работа по проверке уровня сформированности читательских умений | 27.09 | |
| А. Слонимский «О Пушкине А.С.». А.С.Пушкин «Няне» | 29.09 | |
| Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Няне». А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!» | 03.10 | |
| Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Очей очарованье». А.С. Пушкин «Туча» | 04.10 | |
| А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Характеристика героя. | 06.10 | |
| А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Характеристика героя. | 10.10 | |
| А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Деление сказки на части |
| Внекл. чтение. Урок КВН по сказкам А. С. Пушкина | 11.10 | |
| А.Шан-Гирей «О Лермонтове А.Ю.». М.Ю. Лермонтов «Ашик Кериб» | 13.10 | |
| М.Ю. Лермонтов «Ашик Кериб» | 17.10 | |
| М.Ю. Лермонтов »Ашик Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок | 18.10 | |
| М.Ю. Лермонтов »Ашик Кериб». Характеристика героев |
| Жизнь творчество Л.Н.Толстого. Толстой С. «О Толстом Л.Н.» Л.Н. Толстой «Детство» | 20.10 | |
| Л.Н. Толстой «Детство» | 31.10 | |
| Л.Н. Толстой «Детство». Внекл чтение. Творчество Л.Н.Толстого | 01.11 | |
| А.П. Чехов «Мальчики» | 03.11 | |
| А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа - герои своего времени. Поговорим о самом главном. Проверим себя. Проверочная работа по разделу «Чудесный мир классики». | 07.11 | |
| Контрольная работа по проверке уровня сформированности читательских умений | 08.11 | |
| Поэтическая тетрадь 11 часов | Знакомство названием раздела, прогнозирование его содержания. Как составить рассказ по картине. В мире книг. | 10.11 | |
| К.Д. Ушинский «Четыре желания» | 14.11 | |
| К.Д. Ушинский «Четыре желания» | 15.11 | |
| Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид». Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко» | 17.11 | |
| А.А. Фет. «Весенний дождь». А.А. Фет «Бабочка» | 21.11 | |
| Чтение наизусть стихотворения А.А.Фета «Весенний дождь». Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!». Е.А. Баратынский «Где сладкий шёпот» | 22.11 | |
| Чтение наизусть стихотворения Е.А.Баратынского «Где сладкий шёпот». И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями» | 24.11 | |
| Н.А. Некрасов «Саша» | 28.11 | |
| Чтение наизусть стихотворения Н.А.Некрасова «Саша». И.А. Бунин «Листопад» | 01.12 | |
| Чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина «Листопад». Поговорим о самом главном. Проверим себя. Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь». | 05.12 | |
| Контрольная работа по проверке уровня сформированности читательских умений | 06.12 | |
| Литературные сказки 12часов | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 08.12 | |
| В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 12.12 | |
| В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. Подробный пересказ. Краткий пересказ | 13.12 | |
| П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 15.12 | |
| П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 19.12 | |
| П.П. Бажов «Серебряное копытце». Составление плана сказки. Подробный и краткий пересказы |
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 20.12 | |
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 22.12 | |
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 09.01 | |
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Внекл. чтение. Сказки любимых писателей | 10.01 | |
| Поговорим о самом главном. Проверим себя. Проверочная работа по разделу «Литературные сказки». | 12.01 | |
| Контрольная работа по проверке уровня сформированности читательских умений | 16.01 | |
| Делу время-потехе час 8 часов | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Как сочинить весёлый рассказ. В мире книг. Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени» | 17.01 | |
| Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. | 19.01 | |
| В.Ю. Драгунский «Главные реки» | 23.01 | |
| В.Ю. Драгунский «Главные реки». Составление плана. Пересказ. Поговорим о самом главном. | 24.01 | |
| В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | 26.01 | |
| В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Составление плана. Пересказ. | 30.01 | |
| Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе. | 31.01 | |
| Обобщающий урок. Проверим себя. Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час». | 02.02 | |
| Страна детства 10 часов | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б. С. Житков «Как я ловил человечков» | 06.02 | |
| К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 07.02 | |
| К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 09.02 | |
| Поговорим о самом главном. М. М. Зощенко «Ёлка» | 13.02 | |
| М. М. Зощенко «Ёлка». Составление плана. Пересказ. | 14.02 | |
| Как хорошо уметь читать. М.И. Цветаева «Наши царства» | 16.02 | |
| М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка..» | 20.02 | |
| Чтение наизусть стихотворения М.И.Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка». С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. | 21.02 | |
| Чтение наизусть стихотворения С.А.Есенина «Бабушкины сказки». Проверим себя. Проверочная работа по разделу «Страна детства». | 27.02 | |
| Контрольная работа по проверке уровня сформированности читательских умений | 28.02 | |
| Природа и мы 10 часов | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 02.03 | |
| Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 06.03 | |
| С.А. Есенин »Лебёдушка» | 07.03 | |
| М.М. Пришвин «Выскочка» | 09.03 | |
| А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | 13.03 | |
| А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Составление плана. Пересказ. | 14.03 | |
| Как хорошо уметь читать. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Герои рассказа | 16.03 | |
| В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. Пересказ. | 20.03 | |
| Проверим себя. Проверочная работа по разделу «Природа и мы». | 21.03 | |
| Контрольная работа по проверке уровня сформированности читательских умений | 23.03 | |
| Родина 6 часов | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Как подготовить презентацию. | 03.04 | |
| И.С. Никитин «Русь» Образ Родины в поэтическом тексте | 04.04 | |
| Чтение наизусть стихотворения И.С.Никитина «Русь». С.Д.Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | 06.04 | |
| Чтение наизусть стихотворения С.Д.Дрожжина «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» | 10.04 | |
| Чтение наизусть стихотворения А.В.Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…». Поговорим о самом главном. Песня защитников Брестской крепости. Наши проекты. | 11.04 | |
| Наши проекты. Обобщающий урок. Проверим себя. Проверочная работа по разделу «Родина». | 13.04 | |
| Страна фантазий 4 часа | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания В мире книг. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | 17.04 | |
| Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | 18.04 | |
| Путешествие по стране Фантазии. Внеклассное чтение. «В путь друзья!» Проверим себя. Проверочная работа по разделу «Страна фантазий». | 20.04 | |
| Контрольная работа по проверке уровня сформированности читательских умений | 24.04 | |
| Зарубежная литература 11 часов | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Как составить список литературы. В мире книг. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера» | 25.04 | |
| Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера» | 27.04 | |
| Комплексная работа на межпредметной основе | 02.05 | |
| Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 04.05 | |
| Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 11.05 | |
| Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 15.05 | |
| Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 16.05 | |
| Контрольная работа по проверке уровня сформированности читательских умений | 18.05 | |
| Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | 22.05 | |
| Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | 23.05 | |
| Любимые произведения зарубежных писателей. Проверим себя. Проверочная работа по разделу «Зарубежная литература». | 25.05 | |
III. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса по предмету «Литературное чтение»
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (С РОДНЫМ (РУССКИМ) И РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ) |
1. | Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.) Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014. —128 с., Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Учебник для 4 класса. В 2 ч / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М.В.Бойкина] -12-е изд. -М.: Просвещение. 2022г – (Школа России). | К | УМК выбираются с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения. В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные МОН РФ. При комплектации библиотечногофонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала |
2. | Стандарт начального образования по литературному чтению | Д | С учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения |
3. | Примерная программа начального образования по литературному чтению: | Д | Вестник образования, №2, 2005 Выбирается с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения. Является основой для составления модефицированной программы (при необходимости) |
4. | Методические пособия для учителя, дополнительная литература: | Д | Наряду с профессиональной литературой может быть периодическая печать (см. Приложение) |
2. Печатные пособия
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ |
1. | Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв) | Используется как демонстрационный материал в период обучения грамоте, может работать на протяжении всего обучения в первом классе, чтобы дети имели возможность видеть образцы букв перед глазами. В классе должен быть не менее одного комплекта. |
2. | Касса букв и сочетаний (по возможности) | На уроках обучения грамоте и русского языка используется для фронтальной работы и работы в парах. Желательно иметь по одному комплекту на двух человек |
3. | Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку | Необходим как демонстрационный материал как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепления знаний. В классе должен быть один комплект. |
4. | Наборы сюжетных (и предметных) картинок, репродукции картин в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому языку и литературному чтению (в том числе в цифровой форме) | Используется как демонстрационный материал для работы по развитию речи младших школьников, как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения |
5. | Словари всех типов по русскому языку и литературному чтению | В классе должны быть словари для фронтальной, групповой и самостоятельной индивидуальной работы, а также для работы в парах. Чаще всего (на каждом уроке) используются орфографические, толковые, этимологические словари при знакомстве с новыми словарными словами, при работе над орфографией сложных для младшего школьника слов. |
6. | Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения | Для расширения кругозора чтения должна быть создана классная библиотечка. В ней должны быть как книги для демонстрации на выставке (например, при чтении рассказа Л.Н.Толстого «Акула», организуется выставка книг данного автора с другими его произведениями; при работе по теме «Русский фольклор» на выставке размещаются демонстрационные книги с народными сказками, книги с пословицами и т.п.), так и книги для индивидуального самостоятельного чтения. |
7. | Портреты поэтов и писателей (в соответствии с обязательным минимумом) | Необходимо иметь в классе комплект для демонстрации портрета автора изучаемого произведения. |
Материально-технические средства для реализации программы
Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:
– обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организации опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
– создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т.п.);
– создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.).
Демонстрационные и печатные пособия
– Магнитная доска.
– Наборное полотно.
– Комплект демонстрационных таблиц к «Русской азбуке» В.Г. Горецкого.
– Демонстрационное пособие «Образцы письменных букв».
– Набор печатных букв, слогов.
– Касса букв и сочетаний.
– Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
– Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
– Набор портретов отечественных и зарубежных писателей и поэтов.
– Наборы иллюстраций к изучаемым произведениям.
– Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.
Технические средства обучения
– Персональный компьютер с принтером.
– Ксерокс (по возможности).
– Телевизор с диагональю не менее 72 см.
– Проектор для демонстрации слайдов.
– Мультимедийный проектор.
– Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
– Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.
3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
1. | Аудиозаписи. | Д | Коробки со звукозаписями располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4). Использование аудиозаписей в учебном процессе: 1. На уроках литературного чтения используются аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. |
2. | Видеофильмы. | Д | Коробки с кинофрагментами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4). Использование видеофильмов в учебном процессе: 1. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения литературному чтению. |
3. | Слайды (диапозитивы) | Д | Коробки со слайдами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях. (СанПиН п. 2.5.7.4). Использование слайдов в учебном процессе: 1. Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения литературному чтению (иллюстрации к литературным произведениям). |
4. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы | Д | Использование мультимедийных (цифровых) образовательных ресурсов в учебном процессе: 1. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения литературному чтению. |
4. Технические средства обучения (средства ИКТ)
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени - 3 – 4 уроков (СанПиН п. 2.9.11.).
1. | Телевизор | Д | Телевизор цветной с диагональю экрана не менее 72 см располагается в зоне рабочего места учителя (СанПиН п. 2.5.6.1.). |
.2. | Видеомагнитофон/видеоплейер | Д | Видеомагнитофон располагается в зоне рабочего места учителя (СанПиН п. 2.5.6.1.). Длительность просмотра кинофильмов в 1– 4 классах 15-20 мин (СанПиН п. 2.9.11.,Таблица 4). |
.3. | СD/DVD-проигрыватели | Д | Не рекомендуется в столе учителя устанавливать проигрыватель, т. к. стенки стола резонируют, и происходит искажение звука (СанПиН п. 2.5.6.2.). |
4. | Музыкальный центр | Д | Не рекомендуется в столе учителя устанавливать магнитофон, т. к. стенки стола резонируют, и происходит искажение звука (СанПиН п. 2.5.6.2.). |
5. | Слайд-проектор | Д | Длительность просмотра диапозитивов-слайдов в 1 – 2 классах 7 - 15 мин, в 3-4 классах – 15 - 20 мин (СанПиН п. 2.9.11.,Таблица 4). |
6. | Мультимедийный проектор | Д | Для работы с экранными средствами обучения в классе необходимо оборудовать систему затемнения окон. |
7. | Экран для мультимедийного проектора | Д | В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона. |
8. | Экран для оверхед-проектора | Д | В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона. Проводить демонстрацию экранных изображений на стену не допускается. (СанПиН п. 2.5.3.4.) |
9. | Экран для слайд-проектора | Д | В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона. Проводить демонстрацию экранных изображений на стену не допускается. (СанПиН п. 2.5.3.4.) |
10. | Столик для слайд-проектора | Д | В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. |
11. | Столик для оверхед-проектора | Д | |
12. | Столик для мультимедийного проектора | Д | |
13. | Мультимедийный компьютер | Д | Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. |
14. | Оверхед-проектор | Д | Во избежание порчи проекционные аппараты хранят в сухих, проветриваемых помещениях при температуре не ниже 15 ْ С под матерчатыми или специальными чехлами. |
15. | Сканер | Д | Большое распространение в наше время приобрели устройства сканирования изображения, текстов, рисунков. Изображение преобразуется в цифровую форму для дальнейшей обработки компьютером или воспроизведения на экране монитора. Сканер распознает изображение, автоматически создает его электронную копию, которая может быть сохранена в памяти компьютера. |
16. | Принтер лазерный А4 | Д | Лазерные принтеры для формирования изображения используют лазерный луч. Лазерные принтеры обеспечивают высокое качество и скорость печати. |
17. | Принтер струйный цветной А4 | Д | Струйные принтеры для получения изображения используют чернила. Струйные принтеры дают изображение, по качеству близкое к типографическому. |
18. | Фотокамера цифровая | Д | Цифровая фотокамера производит «захват» изображений электронным образом и сохраняет их в виде цифровых файлов, обеспечивая разнообразные возможности просмотра, редактирования и сохранения изображений, недоступные при использовании обычной фотокамеры. |
19. | Видеокамера цифровая со штативом | Д | Цифровая видеозапись передает мельчайшие нюансы благодаря высокому разрешению изображения и динамичному звуку. |
5. Игры и игрушки.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ |
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины | Ф | Игры могут быть использованы на уроках закрепления и обобщения знаний, на этапе актуализации знаний, при организации внеурочной деятельности и в процессе индивидуальной работы с учащимися. |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).
ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Для обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС необходимо наличие оборудованных кабинетов начальных классов на стационарной основе, или допустимы переносные варианты в соответствии с количеством учащихся (1 комплект или более). Для выполнения требований ФГОС по подпрограмме формированию ИКТ-грамотности младших школьников необходимо наличие компьютерного класса.
АППАРАТНАЯ ЧАСТЬ.
Вариант № 1 (предпочтительный, стационарный) для кабинета начальных классов.
1. | Персональный компьютер учителя | 1 |
2. | Монитор ЖК: диагональ экрана – не менее 19" | 1 |
3. | Акустическая система SVEN 2.0 SPS-700 | 1 |
4. | Проектор короткофокусный с настенным креплением или Проектор мультимедийный с крепежом для потолочного крепления | 1 |
5. | Интерактивная доска SMART BoardDualTouch 685 (сенсорная). | 1 |
6. | Документ-камера, совместимая с доской | 1 |
7. | Графический планшет, совместимый с доской | 1 |
8. | Принтер лазерный (формат А4, тип печати : черно-белый). | 1 |
9. | Источник бесперебойного питания. | 1 |
ПРОГРАММНАЯ ЧАСТЬ. |
1. | Предустановленное системное ПО :Операционная система Microsoft Windows 7 Pro. Предустановленное офисное ПО : Microsoft OfficeProPlus 2010 RUS (с использованием академической лицензии). | 1 |
Технические требования к оборудованию компьютерного класса
КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (1 ПК учителя и 13 ПК учащихся, количество компьютеров учащихся зависит от количества учащихся в классах с учетом деления на подгруппы для проведения практических занятий). |
| Персональный компьютер учителя | 1 |
| Компьютер ученика | 13 |
| Монитор ЖК: диагональ экрана – не менее 19" | 14 |
| Проектор короткофокусный с настенным креплением или Проектор мультимедийный с крепежом для потолочного крепления. | 1 |
| Программное обеспечение управления классом и функционирования Системы контроля качества знаний с интегрированным набором контрольных тестов (презентаций) по различным темам предметов (лицензия на класс). | 1 |
| ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект интерактивных заданий. Книга для учителя. | 1 |
| Конструктор ПервоРобот LEGO WeDo. | 6-8 |
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ |
1. | Обучение грамоте. 1 класс. | 1 |
2. | Программно-методический комплекс «Фантазеры. МУЛЬТИ творчество» | 1 |
3. | Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника: 1 – 4 класс» | 1 |
4. | Программно-методический комплекс «Учимся изучать историю: работа с датами, картами, первоисточниками» (DVD-box, лицензия на класс). | 1 |
5. | Программно-методический комплекс «Мир музыки» (DVD-box, лицензия на класс). | 1 |
2. ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Предметная область «Филология». |
.1. | Таблица демонстрационная «Алфавит. Печатные и рукописные буквы русского алфавита». | 1 |
2. | Комплект таблиц демонстрационных «Обучение грамоте» (32 таблицы), формат 60 х 90 см. | 1 |
3. | Комплект таблиц демонстрационных «Русский язык» с методическими рекомендациями (9 таблиц) для 1 класса, формат 60 х 90 см. | 1 |
4. | Комплект таблиц демонстрационных «Русский язык» с методическими рекомендациями (15 таблиц) для 2 класса, формат 60 х 90 см. | 1 |
5. | Картинный словарь универсальный (демонстрационный, раздаточный) «Русский язык». 1 – 2 классы. | 1 |
6. | Методические рекомендации для учителя к картинному словарю. | 1 |
7. | Комплект портретов писателей демонстрационный (15 портретов). | 1 |
8. | Магнитная азбука демонстрационная (ламинированная). | 1 |
9. | Магнитная касса слогов демонстрационная (ламинированная) | 1 |
10. | Магнитная азбука «Буквы русского алфавита, цифры, математические знаки», 79 элементов в чемоданчике. | 1 |
11. | Магнитная модель-аппликация «Набор звуковых схем» демонстрационная (ламинированные карточки). | 1 |
12. | Модель-аппликация «Набор звуковых схем» раздаточный 25. | 1 |
13. | Комплект наглядных пособий для словарно-логических упражнений по русскому языку «Школьная библиотека фотоизображений». | 1 |
14. | Касса-веер гласных 25. | в зависимости от класс-комплекта |
15.. | Касса-веер согласных 25 |
16. | Касса-веер слогов 25. |