Пояснительная записка
Цели:
- приобщение младших школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.
Задачи обучения адыгейской литературе в 3 классе:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к адыгейской литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике адыгейской литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации;
- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении адыгейской и русской литературы;
- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений адыгейской и русской литературы, выявлять их сходство и национально обусловленное своеобразие художественных решений.
Программа по адыгейской литературе составлена для учащихся 3 класса МБОУ "НШ №26" на основе федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы начального образования (УМК «Школа России»); Родные просторы, авторы С.С.Ситимова, А. Б. Чуяко, 3 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Качество, 2012.
В учебном плане МБОУ"НШ №26" на изучение адыгейской литературы в 3 классе отведено 2 часа в неделю, всего 70 часов (35 учебных недель).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«адыгейская литература»
Требования к уровню подготовки учащихся
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;
быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины - определения сборников не используются).
работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Личностные, метапредметные, предметные результаты изучения курса.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья» и т. д..
- уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
- освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
- оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
- Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Познавательные
- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
- Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.
- Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные
- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Слушать и понимать речь других.
- Работать в паре.
Предметные результаты
Ученик научится
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
- использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев и, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять поступки героев, соотнося их с содержанием текста);
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);
- участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.
Ученик получит возможность научиться
- Воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
- отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;
- высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;
- делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.
СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета «адыгейская литература»
I. Наша Республика Адыгея (9 ч.)
Название республики, ее столица; народы, живущие в Адыгее, адыгейские имена, адыгейская национальная одежда; сельское хозяйство, промышленность, полезные ископаемые, образование.
Произведения:Чуяко Дж.. «Моя Адыгея», Жанэ К. «У адыгов обычай такой», Беретарь Х. «О, как она, земля моя, щедра!», «Псекупс», Тлехас «Родной язык», «Моя земля», Дербе Т. «Люблю я свой народ», Крючков «Адыгея».
II. Адыгейское народное творчество и национальные игры (15ч.)
1. Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы.
2. Пословицы и поговорки о мудрости, разуме, мужестве, труде, честности, дружбе, добре, зле, семейных традициях.
3.Сказки и сказания о добре и зле, храбрости и трусости, добрых поступках, дружбе, честности.: «Не рой другому яму», «Воробей и волк», «Овца и коза», «Трудовые деньги».
4. Произведения из адыгейского нартского эпоса: «Как Саусырыко вернул огонь нартам», «Золтое яблоко нартов", «Сэтэнай-цветок», «Шэбатныко – сын Орзэмэджа», Освобождение нарта Несрена».
5. Национальные игры.
Общеразвивающие адыгейские национальные игры на быстроту, внимательность, смекалку, точность.: «Скачки», «Жмурки», «Лебеди и просо», «Журавли-журавушки».
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (40 ч.).
1. Моя семья.
Произведения о родном языке, родителях, вежливости, воспитании в семье, правилах общественного поведения: Машбаш И. «Четверостишия», К. Кумпилов «Зерно», Куев Ш. «Родник в ауле», Тлепцерше И. «Пшиш- река», Паранук М. «маленький чабан», Гутова С. «Закружилось»,
«Ненастная пора», Яхутль С. «Родина», Жане К. «Ах, эта козочка!», «Зерно», Андрухаев Х. «Река», «Весна и лентяй».
2. Мир вокруг нас.
Жане К. «Дождик», «Новоселье», Салов Е. «Дольмен», Машбаш И. «Сказка о кузнечиках, об их пропавшем царе и о мудрой зайчихе», Паранук М. «Зима», Куёк Н. «Снежинка», «Считалка», Кошубаев П. «Отец ушёл на войну», Жанэ К. «Гармонистка».
Литературные сказки.
Литературные сказки и их особенности.
Литературные сказки о животных: Гадагатль А. «Петух-хвастун», Чуяко Ю. «Лиса и Орземес»
З. Загадки, пословицы, литературные произведения о временах года и их явлениях, о трудовой деятельности людей, о жизни птиц и домашних животных.
4. Наше детство.
Произведения поэтов и писателей Адыгеи о детях, о детских забавах, о воспитании ребенка в адыгейской семье вежливости, гостеприимства, красноречия.
5. Уважаем и помогаем старшим.
Адыгейские пословицы и литературные произведения о вежливости, труде, помощи и взаимопомощи, об элементах адыгагьэ.
IV. Загадки, пословицы, сказки, стихотворения в рассказы народов Республики Адыгея. (6ч)
(Для внеклассного чтения)
1. Загадки о фруктах, овощах, животных.
2. Пословицы о труде, дружбе, мудрости, уме, честности, добре, зле.
З. Сказки о животных, бытовые сказки: «Солдатская шинель» (русская сказка), «Заказчик и мастер» (армянская сказка), «Кисть винограда» (греческая сказка).
Тематическое планирование
№ | Разделы | Количество часов |
1 | Наша Республика Адыгея. | 9 |
2 | Адыгейское устное народное творчество и национальные игры. | 15 |
3 | Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. | 40 |
4 | Загадки, пословицы, стихотворения и рассказы народов Республики | 6 |
| Итого | 70 |