Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы Л.А.Ефросинина, Литературное чтение Класс:1–4 кл. М: Вентана-Граф, 2019
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», допущенным Министерством образования РФ.
1. Литературное чтение. Учебник .3 класс. В 2-х частях. / Ефросинина Л.А. –М.: - Вентана- Граф,2019.- (Начальная школа ХХI века).
2. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. / Ефросинина Л.А. –М.: - Вентана- Граф,2019.- (Начальная школа ХХI века).
3. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 3 класс. В 2-х частях. / Ефросинина Л.А. –М.: .- Вентана- Граф,2019.- (Начальная школа ХХI века).
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется во 3 классе 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели).Форма итоговой аттестации обучающихся – проверка техники чтения.
В авторскую программу изменения не внесены.
Планируемые результаты изучения предмета
Основными предметными результатами являются:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Планируемые предметные результаты по содержательным линиям
Содержательная линия «Развитие речи»
У обучающегося 3 класса будут сформированы:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта,
Интернет и другие виды и способы связи).
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе обучающиеся научатся:
читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;
знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;
пользоваться библиотечным фондом;
отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
пользоваться справочной литературой
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы опрочитанном.
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
3. Содержание учебного предмета «Литературное чтение. 3 класс»
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Общее содержание обучения литературному чтению представлено в программе следующими разделами: «Устное народное творчество», «Басни», «Произведения А.С. Пушкина», «Стихи русских поэтов», «Произведения Л.Н. Толстого», «Произведения А.Н. Некрасова», «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка», «Произведения А.П. Чехова», «Произведения А.И. Куприна», «Произведения С.А. Есенина», «Произведения К.Г. Паустовского», «Произведения С.Я. Маршака», «Рассказы Л. Пантелеева», «Произведения А.П. Гайдара», «Произведения М.М. Пришвина», «Произведения зарубежных писателей». На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей. Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого, помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения. Жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом.
Виды речевой и читательской деятельности
Восприятие литературного произведения.
Изучение произведений одного и того же жанра и произведений одного и того же автора, особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев).
Сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, характеристика персонажей; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя.
Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Работа с текстом:
осознание последовательности и смысла событий;
вычленение главной мысли текста;
знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка;
деление текста на части и их озаглавливание;
составление плана под руководством учителя;
пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану и самостоятельно;
самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Работа с книгой:
• самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
• отбор и самостоятельное чтение книг по теме и жанру, авторской принадлежности;
• знание элементов книги: форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Периодика (газеты и журналы для детей
Навык чтения.
Чтение вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения. (желательно: темп чтения вслух – не менее 60 слов в минуту и про себя – не менее 80 слов в минуту).
Обучение осознанному чтению целыми словами вслух и молча небольших произведений или глав из произведений. Умение читать текст выразительно, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию (тон, паузы, темп, логическое ударение).
Круг чтения
Учебный материал для чтения и обсуждения в классе:
• произведения устного творчества русского и других народов;
• стихотворные и прозаические произведения
отечественных и зарубежных писателей;
• художественные и научно - популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги, справочники.
Тематика
Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношениях друг к другу, о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственноэстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие:
• более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды (выявление их особенностей);
• стихотворные произведения (наблюдение за ритмом, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: идея победы добра над злом, правды над кривдой; реальность и нереальность событий; герои положительные и отрицательные.
Особенности народной сказки: замедленность действия за счёт повторов; включение побасенок и прибауток; наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты; особые концовки.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой; герои сказки, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: тема, смысл, герои, их поступки, мотивы поступков, структура рассказа: вступление, развитие действия, концовка рассказа; изобразительные средства: эпитеты, сравнения, устойчивые выражения, олицетворения.
Рассказы художественные, научно-художественные, научно-познавательные, очерки.
Рассказы-описания: художественные и научно-художественные.
Повествовательные рассказы
Автор, рассказчик, рассказчик, герой. Рассказы с включением диалога.
Басни: прозаические и стихотворные; структура басни (вступление, развитие действия, мораль; развитие действия - мораль; мораль - развитие действия), художественные особенности басни: иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор.
Литературоведческая пропедевтика
Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:
литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;
• присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;
• герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отношение автора;
• стихотворение, рифма, строка, строфа;
• средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.
Творческая деятельность школьников.
Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии) загадок, небылиц, забавных историй с героями изученных произведений.
Творческая работа по сопоставлению литературных произведений с аналогичными произведениями изобразительного искусства, музыки.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорогами сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.
Чтение: работа с информацией
Информация о книге, произведении, авторе или книге. Умение пользоваться справочниками, словарями, находить информацию.
Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц. Использование готовых таблиц.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа, проба пера;
с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведенияминатексты отдельных произведений, музыкальные образы героев произведений;
с уроками изобразительно искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг - самоделок, уроки коллективного творчества;
Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ:
«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
- выполнение компенсирующих физических упражнений (мини зарядки);
Обработка и поиск информации
- поиск информации в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, контролируемом Интернете;
При работе с текстом: поиске информации и понимании прочитанного
Обучающийся научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
понимать информацию, представленную словесно.
При работе с текстом: преобразовании и интерпретации информации
Обучающийся научится:
пересказывать текст устно.
Формы организации обучения: ведущей формой обучения является учебное занятие, в ходе которого учитель обеспечивает активную познавательную деятельность обучающихся, используя различные формы ее организации: фронтальную, коллективную и индивидуальную. На урочную форму организации учебного занятия отводится 80%, неурочные формы организации учебного занятия - 20% рабочего времени.
Неурочные формы освоения содержания
| Неурочные формы | Номера уроков |
| Урок-исследование | 56, 76, 83, 110, 114, 118 |
| Урок-конкурс | 1, 2, 9, 34, 69, 88, 91 |
| Урок-викторина | 14, 19, 35, 58, 102, 136 |
| Урок-проект | 120 |
| Урок-праздник | 62, 103 |
| Урок-игра | 29, 46, 108, 126 |
| Урок-ИКТ | 52 |
| Всего: | 27 |
Форма промежуточной аттестации
Итоговая комплексная работа