СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 10-11 классов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

пояснительная записка к рабочей программе по химии для 10-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 10-11 классов»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коргонская средняя общеобразовательная школа»





Приложение к основной образовательной программе

основного общего образования,

утверждённой приказом директора № 70 от 27.06.2018г.









Рабочая программа



Наименование учебного предмета: Химия

Образовательная область: естествознание



Класс: 10-11


















































с. Коргон, 2018 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы

Настоящая программа по химии для 10-11 класса создана на основе следующих документов:

-Примерной программы по химии для 10-11 класса, разработанной в соответствии с государственными стандартами 2004 года;

- Примерные программы основного общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. №03-1263) в соответствии с рабочей программой по химии к учебникам для 8-11 классов (авторы О. С. Габриелян);

- Положения о рабочей программе МБОУ «Коргонская СОШ»

Учебно-методический комплект

- Габриелян, О.С. Химия. 10 кл. учебник для. общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2009. - 271 с

- Габриелян, О.С. Химия. 11 кл. учебник для. общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2009. - 271 с

Вклад учебного предмета «Химия» в общее образование

Мировая и национальная система общего образования претерпевает в настоящее время интенсивные изменения. Она активно вовлечена в процесс глобализации, где становится основным механизмом реализации модели устойчивого развития мира, приобретает новые свойства: гуманизм, интеграцию, динамизм, мобильность, личностно ориентированный характер.

Российское общее образование находится на стадии завершения модернизации и претерпевает существенные изменения во всех своих компонентах.

Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно, ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

В системе общего образования и выполнения его целей учебный предмет «Химия» вносит весомый вклад в обучение, развитие и воспитание школьников, в формирование у учащихся научной картины мира и мировоззрения. Изучение химии является одним из компонентов процесса разностороннего развития и воспитания обучающихся; становления их индивидуальности; способности адаптироваться и использовать свой потенциал в выборе дальнейшего образования, профессиональной деятельности, а также реализовать себя в условиях современного общества. 

Изучение химии способствует решению общейцели естественнонаучного образования -дать единое представление о природе,сформировать естественнонаучную картину мира, мировоззрение и экологическуюкультуру, а также вносит вклад в формирование нравственности, духовности, общихключевых компетенций, в воспитание трудолюбия, экологической и потребительской культуры учащихся.

Цели учебного предмета «Химия»

-развитие информационных общеучебных умений, а именно умений находить, понимать, перерабатывать информацию из разных источников, в том числе из сети Интернет, создавать мультимедиапрезентации, эссе и др.;

-осознание ценности химической информации и образования, значимости знаний химии для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;

-развитие у учащихся интеллекта, нравственности, коммуникативности, понимания общественной значимости науки химии и её технологий как источника получения многих жизненно важных продуктов и материалов;

-формирование позитивного отношения к химии как возможной области дальнейшего химического образования и профессиональной деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение химии в 10 классе - 35 часов, т.е. 1 час в неделю.

Класс

Кол-во часов

1

10

35

2

11

34

Итого

69



Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения химии ученик должен знать:

-Понятия органическая химия, природные, искусственные и синтетические материалы;

- основные положения ТХС, понятия изомер, гомолог, гомологический ряд, пространственное строение;

-правила составления названий классов органических соединений;

-качественные реакции на различные классы органических соединений;

-важнейшие физические и химические свойства основных представителей изученных классов органических веществ;

-классификацию углеводов по различным признакам;

-характеристики важнейших классов кислородсодержащих веществ;

-классификацию и виды изомерии;

-правила техники безопасности.

-важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

-основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

-основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

-важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

Уметь:

-Составлять структурные формулы изомеров;

-называть основные классы органических веществ по международной номенклатуре;

-строение, гомологические ряды основных классов органических соединений;

-составлять уравнения химических реакций, решать задачи;

-объяснять свойства веществ на основе их строения;

-уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения;

-определять возможность протекания химических реакций;

-решать задачи на вывод молекулярной формулы вещества по значению массовых долей химических элементов и по массе продуктов сгорания;

-проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников;

-грамотно обращаться с химической посудой и оборудованием;

-использовать полученные знания для применения в быту.

-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

-характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

-объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

-проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Перечень контрольно-измерительных материалов

- Зуева М. В., Гара Н. Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 10 кл.:Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997. – 160с.

- Комиссарова Л. В. Химия: Контрольные и проверочные работы., 2002.-77с.

- Павлова Н. С. Контрольные и самостоятельные работы по химии:./Н. С. Павлова.-М.:Экзамен,2009.-221с.

- Приложение 3.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В 10 КЛАССЕ

Тема 1. Введение (2 часа)

Основные понятия: органическая химия, природные. Искусственные и синтетические органические вещества.

Тема 2. Углеводороды (10 часов)

Основные понятия: Алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены. Гомологические ряды. Химические свойства углеводородов.

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения (9 часов)

Основные понятия: Спирты, фенолы, альдегиды и кетоны. Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Дисахариды и полисахариды. Функциональная группа. Качественная реакция.

Тема 4. Азотсодержащие органические соединения (4часа)

Основные понятия: Амины. Анилин. Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты.

Тема 5. Биологически активные вещества (4 часа)

Основные понятия: Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства.

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (6 часов)

Основные понятия: Полимеры. Пластмассы, волокна.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В 11 КЛАССЕ

Тема 1

Строение вещества (11ч)

Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.

Единая природа химической связи. Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.

Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи. Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.

Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.

Газообразное состояние веществ а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.

Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение.

Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита.

Тема 2.

Химические реакции(8 ч)

Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо - и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.

Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.

Химическое равновесие. Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.

Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул «бутана и изобутана.

Тема 3.

Вещества и их свойства (12ч)

Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.

Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).

Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.

Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.

Демонстрации. Коллекция образцов металлов и неметаллов.



Учебно-тематический план

10 класс



п/п

Разделы

программы

Количество

часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ

1

Введение.

2



3

Углеводороды

10

1

1

4

Кислородсодержащие органические соединения.

9

1

2

5

Углеводы

4


1

6

Азотсодержащие органические соединения.

4


2

7

Биологически активные вещества

6

1

3


Учебно-тематический план

11 класс



п/п

Разделы

программы

Количество

часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ

1

Строение веществ

13

1

1

2

Химические реакции

9

1


3

Вещества и их свойства

12

2

2



Календарно-тематическое планирование ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

3. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наглядные пособия

- Таблицы: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, строение атомов, типы химической связи, массовая доля вещества, химические соединения,

- Модели строения атома, кристаллические решетки

- Оборудования: колбы, пробирки, штативы, реактивы, химические вещества

Средства обучения

-учебно-лабораторные оборудования и приборы

- учебно-практическое оборудование

Экранно-звуковые пособия

- Безопасность на уроках химии

- Мастер – класс учителя химии. 8-11 классы

- Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца.

- Химия. Электронная библиотека.

- Виртуальная лаборатория. Химия (8-11 класс)

Интернет-ресурс

-http://megaresheba.ru/publ/reshebnik/khimija/8_klass_gabrieljan/30-1-0-1047 для учителя химии

-http://slovo.ws/resh/005/08/05/ для учителя химии

-http://kopilkaurokov.ru/himiya?class=10 уроки по химии

-http://www.gdz.name/reshebnik-2015/himija-9-klass-gabrielyan-zadanie-16-5 по химии 8-11 класс





10