СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка по математике, 2 класс. УМК "Школа России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка по математике, 2 класс. УМК "Школа России",

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка по математике, 2 класс. УМК "Школа России".»


  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников уменииеучиться) и авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Белыковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1 - 4 классы».


Реализация программы направлена на достижение следующих целей:

  • математическое развитие младших школьников;

  • освоение начальных математических знаний;


  • развитие интереса к математике, стремление использовать математические
    умения в повседневной жизни;

• привитие умений и качеств, необходимых человеку XXI века.


Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение
основных целей начального математического образования:

• формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности

основе овладения несложными математическими методами познания

окружающего (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять

количественные и пространственные отношения);

  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

  • развитие пространственного воображения;

  • развитие математической речи;

  • формирование системы начальных математических знаний и умений их

применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

  • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотное

  • развитие познавательных способностей;

  • воспитание стремления к расширению математических знаний;

  • формирование критичности мышления;


  • развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать

высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.




Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Числа от 1 до 100. Нумерация.

16

2

Сложение и вычитание от 1 до 100.

70

3

Умножение и деление чисел от 1 до 100.

18

4

Табличное умножение и деление.

21

5

Повторение.

10

6

Резерв.

1


Итого:

136


Содержание программы (136 часов)

Числа от 1 до 100. Нумерация (16 часов).

Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование и название чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные.

Сравнение чисел.

Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношение между ними.
Длина ломаной.

Периметр прямоугольника.

Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по
часам с точностью до минуты.

Монеты (набор и размен).

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.

Решение задач в два действия на сложение и вычитание.


Сложение и вычитание (70 часов)

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.

Порядок действий в выражениях, содержащих два действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.

Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания.

Выражения с одной переменной вида а+28, 4З- с.
Уравнение. Решение уравнения.

Решение уравнений вида 12+х=12, 25-х=20, х-2=8 способом подбора.

Решение уравнений вида 58-х=27, х-З6=2З, х+З8=70 на основе знания взаимосвязей
между компонентами и результатами действий.

Углы прямые и непрямые. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.

Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.


Умножение и деление (18 часов)

Конкретный смысл и название действий умножения и деления. Знаки умножения (точка) и деление (две точки).

Название компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.

Переместительное свойство умножения.

Взаимосвязь между компонентами и результатами каждого действия; их использование при рассмотрении умножения и деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, З, 4.

Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два-три действия (со скобками и без них).

Периметр прямоугольника (квадрата).

Решение задач в одно действие на умножение и деление.


Табличное умножение и деление (21 час)

Конкретный смысл и название действий умножения и деления. Знаки умножения и деления.
Составлять таблицу умножения и деления на 2 и З.

Решать задачи на умножение и деление и иллюстрировать их.

Повторение - 10 часов.

Резерв - 1 часов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К концу обучения во втором классе ученик научится:
называть:

- натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;

- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;

- единицы длины, площади;

- компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);

- геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);

сравнивать:

- числа в пределах 100;

- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого); - длины отрезков; .

различать:

- отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;

- компоненты арифметических действий;

- числовое выражение и его значение;

- российские монеты, купюры разных достоинств;

- прямые и непрямые углы;

- периметр прямоугольника;

читать:

- числа в пределах 100. записанные цифрами;

- записи вида 5 х 2 = 10, 12 : 4 = 3;

воспроизводить:

- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих

случаев деления;

- соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;

приводить примеры:

- однозначных и двузначных чисел;

- числовых выражений;

моделировать:

- десятичный состав двузначного числа;

- алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;

- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы. рисунка;

распознавать:

- геометрические фигуры (многоугольники, прямоугольник, угол);

упорядочивать:

- числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;

характеризовать:

- числовое выражение (название, как составлено);

- многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);

анализировать:

- текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;

- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа

решения;

классифицировать:

- углы (прямые, непрямые);

- числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);


конструировать:

- тексты несложных арифметических задач;

- алгоритм решения составной арифметической задачи;


контролировать:

- свою деятельность (находить и исправлять ошибки);


оценивать:

- готовое решение учебной задачи (верно, неверно);


решать учебные и практические задачи:

- записывать цифрами двузначные числа;

- решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;

- вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и

письменные приемы вычислений;

- вычислять значения простых и составных числовых выражений;

- вычислять периметр прямоугольника (квадрата);

- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;

- заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.


К концу обучения во втором классе ученик получит возможность научиться:
формулировать:

- свойства умножения и деления;

- определения прямоугольника и квадрата;

- свойства прямоугольника (квадрата);


называть:

- вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;

- элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);


читать:

- обозначения луча, угла, многоугольника;


различать:

- луч и отрезок;


характеризовать:

- расположение чисел на числовом луче;

- взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют

общую точку (общие точки);


решать учебные и практические задачи:

- выбирать единицу длины при выполнении измерений;

- обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;

- указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);

- изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;

- составлять несложные числовые выражения;

- выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА


Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения


Личностные результаты освоения предмета

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

Целостное восприятие окружающего мира.

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты освоения предмета

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
средства и способы её осуществления.

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные
способы достижения результата.

Способность использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебно-познавательных и практических задач.

Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и
учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Умение работать в материальной и информационной среде начального образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Математика».

Предметные результаты освоения предмета

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных
и пространственных отношений.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на
клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её
на принтере).

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения
программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего
школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки
предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более
высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме.

Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в
форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5 - 6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений
учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придается наибольшее
значение.

В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной
основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике во втором классе: способность решать учебно-
практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов
деятельности, коммуникативных и информационных умений.

Виды контрольно-измерительных материалов


Вид работы

По теме

Тест № 1

Табличное сложение и вычитание

Стартовая диагностика

Вводная

Контрольная работа




Математический диктант № 1

Повторение

Математический диктант № 2

Нумерация чисел от 1 до 100

Контрольная работа № 1

Нумерация чисел от 1 до 100

Тест № 2

Задача

Математический диктант № 3

За 1 четверть

Контрольная работа № 2

За 1 четверть

Математический диктант № 4

Устное сложение и вычитание в пределах 100

Контрольная работа № 3

Устное сложение и вычитание в пределах 100

Контрольная работа № 4

За 1 полугодие

Промежуточная диагностика

За 1 полугодие

Тест № 3


Математический диктант № 5

За 1 полугодие

Математический диктант № 6

Письменные приёмы сложения и вычитания

Контрольная работа № 5

Письменные приёмы сложения и вычитания

Математический диктант № 7

Сложение и вычитание чисел от 1 до 100

Контрольная работа № 6

Сложение и вычитание чисел от 1 до 100

Контрольная работа № 7

За 3 четверть

Тест № 4

За 3 четверть

Математический диктант № 8

Умножение

Контрольная работа № 8

Умножение и деление

Математический диктант № 9

Умножение и деление

Контрольная работа № 9

Умножение и деление на 2 и 3

Итоговая стандартизированная

диагностика

Тест № 5

Итоговый

Математический диктант №10

За год

Контрольная работа № 10

За год


Примерное количество контрольных работ



Период обучения

Диагностический материал

1 четверть


Входная контрольная работа - 1.L



Тесты - 2.



Контрольные работы - 2.



Математические диктанты - 3.

2 четверть


Тесты -1.



Контрольные работы - 2.



Математические диктанты - 2.

3 четверть


Тесты -1.



Контрольные работы - 3.



Математические диктанты - 3.

4 четверть


Тесты -1.



Контрольные работы - 3.



Математические диктанты - 2.

Итого:


Тесты - 5.



Контрольные работы -10.



Математические диктанты - 10.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч. -
М.: Просвещение, 2012.

2. со. Математика. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 2 класс. Издательство
«Просвещение». - М.: Просвещение, 2012.

3. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.

4. Математика и конструирование. Конструирование. 2 класс. Волкова С.И., Пчелки-
на А.Л. - М.: Просвещение, 2013.

  1. Математика. Проверочные работы. 2 класс / Волкова С.И. - М.: Просвещение, 2010.

6.Математика. Контрольные работы. 1-4 классы/ Волкова С.И. - М.: Просвещение,
2010.

Рекомендуемая для использования учебно-методическая литература:

1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2012.

2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика. Методические рекомендации. 2 класс. - М.: Просвещение, 2012.

3. Волкова С.И. Конструирование. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование». - М.: Просвещение, 2012.

4. Крылова О.Н. Математика: итоговая аттестация: 2 класс: типовые текстовые задания. - М.: Экзамен, 2011.

  1. Волкова С.И. Математика. 2 класс. Устные упражнения. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Моро М.И. для тех, кто любит математику. - М.: Просвещение, 2013.

  1. Уроки математики с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.С. Асафьева, Ю.М. Багдасарова [и др.]. -
    М.: Планета, 2011. - (Современная школа).

8. Повторение и контроль знаний. Математика. 1-2 классы. Тесты, филворды, кроссворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением / И.Е. Васильева, Т.А. Гордиенко, Н.И. Селезнева. - М.: Планета, 2010. - (Качество обучения).

9. Математика. 2 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: Н.И. Селезнева. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).

10. Математика. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост.: М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).

11. Математика. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).

12. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / сл. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).
13. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с
электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Требования к оснащению учебного процесса на уроках математики.

Для работы обучающимся необходимы:


Печатные пособия


Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке.
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.

Карточки с заданиями по математике для 2 класса.


Технические средства обучения Оборудование рабочего места учителя:

- Классная доска с креплениями для таблиц.

- Магнитная доска.

- Персональный компьютер спринтером.

- Ксерокс.

- Аудиомагнитофон.

- СDIDVD-проигрыватель.

- Телевизор с диагональю не менее 72 см.

- Проектор для демонстрации слайдов.

- Мультимедийный проектор.

- Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.


Экран но-звуковые пособия

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по математике.

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по математике.
Мультимедийные (цировые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике.


Учебно-практическое оборудование


Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка,
треугольники, ластик.

Материалы: бумага (писчая).


Демонстрационные пособия

Объекты, предназначенные для демонстрации счёта.
Наглядные пособия для изучения состава чисел.


Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и
неразмеченные линейки, циркуль, набор угольников, мерки).


Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, площади,
периметра).


Демонстрационная таблица умножения, таблица Пифагора.
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур и тел.


Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.


Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.