Игровое занятие-тренинг № 1 для детей 1 класса
«Поиск выхода из трудной ситуации»
Выполнила: Демьяненко Г.М.,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 16»
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей. Они должны привыкать к новому коллективу, новым требованиям, повседневным обязанностям.
Психология первоклассника заключается в том, что он еще не осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой.
Чтобы первоклассник мог сознательно регулировать свое поведение, нужно научить его адекватно выражать свои чувства, находить способы выхода из сложных ситуаций. Игровые занятия и упражнения – наиболее эффективный путь школьных проблем. Они способствуют развитию мышления, улучшению навыков общения, созданию коллектива.
Предлагаемые занятия направлены на решение этих задач. Занятие не превышает 30 минут. Задача учителя на занятиях – создание доверительной обстановки, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя и не боялся ошибок.
Цель:
- научить ребят поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно.
- ознакомить ребят с «позитивным переформулированием как способом изменения к ситуации.
Материалы:
- мягкая игрушка- Чебурашка;
- текст рассказа « Вот если бы все было не так…»;
- цветки «Такие мысли мне мешают», «Такие мысли помогут мне»;
- коробочка, куда мы складываем плохие мысли и закрываем на ключ.
Ход занятия
I. Организационный момент (приветствие, знакомство с постоянным другом занятий Чебурашкой) )
II. Сообщение темы и целей занятия.
III Принятие правил работы группы.
– Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, я – как ведущий предлагаю несколько правил:
Правило говорящего. Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца.
Правило поднятой руки. Не перебивать говорящего
Право ведущего. Я, как ведущий, буду следить за соблюдением принятых группой правил. Если я поднимаю руку, это дает знак на то, что в группе шумно и просьба работать тише.
IV. Информационный блок ( на доске изображения-смайлики с мимикой радости и печали)
– Ребята, как вы думаете, какое настроение выражают смайлики? (радостное, грустное)
- Что в жизни нам приносить радость? Почему человек грустит?
– Какие ситуации вызывают у людей тревожность?
Вывод – Постоянное пребывание в таком режиме ведет к грусти. Человек пожжет заболеть. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму.
V. Работа с текстом.
Чебурашка очень удивлен, что можно прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хочется узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждет, когда же мы его этому научим.
Чтение рассказа «Вот если бы все было не так» Из цикла сказок о «Веселом Памси»
– Предлагаю послушать небольшую детскую историю про дракончика Памси, который всегда говорил: «Вот если бы все было не так…» и попал в состояние напряжения и грустил.
Дракончик Памси продолжал грустить, и был очень удивлен, когда его друг посоветовал ему прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.
– Итак, Ты, Памси, грустишь из-за того, что не выдыхаешь огонь, как это делают взрослые драконы, и твоя шерсть не такая гладкая, как у них. Твой папа не живет с вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями, из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом? Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом.
Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые. Памси был удивлен.
– Как это – только светлые? – спросил он.
– Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся, – Друг наклонился и сорвал два цветка.
– Назовем один из них «Даже если…», а другой – «В любом случае…». Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил.
Вместо слов «Вот если бы все было по-другому» говори так: «Даже если я не умею выдыхать огонь, как взрослые, в любом случае, у меня есть друзья, такие же как я, и хотя они тоже пока многого не умеют делать, как взрослые, нам бывает очень хорошо вместе. Даже если папа не живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае, нам с ним бывает очень весело, и у меня остается время поиграть с друзьями.
Памси сделал большие глаза – оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!
– Неужели, это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? – спросил он Друга.
– Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.
– Как твое настроение сейчас? – спросил Друг.
– О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.
VI. Обсуждение.
Вспомните ситуации, когда вы грустили?
– У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях. После обсуждения рассказа учитель говорит ребятам о том, что у каждого бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях. Вместе с ребятами приходим к выводу – мы не можем изменить ситуацию, но можем поменять отношение к ней (можем выбрать о чем думать и как думать)
Вывод – мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать. Итак, давайте сейчас внесем в колонку здоровые способы запись: правильные мысли – «Даже если… В любом случае…».
Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.
VII. Упражнение «Даже если…» – «В любом случае…»
Работа в парах. Детям раздаются заготовки цветков, на одном из которых написано: «Даже если…», а на втором: «В любом случае…»
Инструкция: Первый ученик произносит название первого цветка «Даже если… и указывает проблему: «мне плохо, я невезучий, у меня нет друзей, я получил двойку….». Второй называет свой цветок «в любом случае…» и заканчивает положительной фразой: «это только на сегодня , я не буду расстраиваться, я выучу урок и исправлю двойку. Участники обмениваются цветками. Теперь первый говорит решение проблемы, а второй саму проблему. (плохие мысли кладем в коробочку и закрываем на замок)
VIII. Рефлексия. Получилось выполнить упражнение? Трудно было выполнять?
Вывод – В сложных ситуациях пользуйся правилом: «Мысли выбирай, как цветы – и выбирай только красивые (положительные)»
Домашнее задание. Нарисовать два цветка и потренироваться при помощи фраз «Даже если…» «В любом случае…» изменить свое настроение, искать выход из сложной ситуации.