Просмотр содержимого документа
«Конспект на тему: "Полифония и ее разновидности"»
Полифония- это такой вид многоголосной музыки, в котором каждый из голосов обладает мелодической самостоятельностью. Говоря образно, полифония — это ансамбль мелодий. Для полифоничности изложения необходимо, чтобы каждый из голосов пел самостоятельную мелодию. Это означает, что если бы он прозвучал один, без участия других голосов, то его мелодия была бы воспринята слушателем как осмысленная художественно- выразительная музыка. Но почему же он не звучит без других голосов? Потому что полифоническое сочетание нескольких самостоятельных мелодий заключает в себе высокий художественный интерес. Одна мелодия оттеняет другую, они взаимно обогащают друг друга.
Разновидности полифонического изложения
Полифония имеет три основные разновидности:
Подголосочная полифония
Разнотемная
Иммитационная
Подголосочная полифония
Это такой вид полифонии, при которой все голоса поют (или исполняются на инструментах) одну и ту же мелодию, но в более или менее различных вариантах одновременно. В русской народной хоровой песне эти мелодические варианты народные певцы называют подголосками, откуда и произошло наименование данного типа полифонии. Подголосочные мелодии — это звучащие все новые и новые мелодические вариации «на тему». Верхние голоса часто «расходятся» с нижними то в терцию, то в квинту. Эти «расхождения» в терцию и последующие слияния в унисон представляют собой типичнейшие явления для подголосочной полифонии и русской народной песни. Подголосочная полифония широко используется и в профессиональной музыке, особенно русских композиторов- от Глинки до Прокофьева включительно.
Разнотемная полифония
Этот тип полифонии подразумевает сочетание одновременно разных мелодий. Иногда эти мелодии образуют между собой определенный художественный контраст, в этом случае подобную полифонию можно назвать контрастной. Превосходным примером может служить пьеса «Два еврея» из «Картинок с выставки» Мусоргского.
Имитационная полифония
Что такое «имитация» в музыке? Вообще говоря, имитация — это значит подражание. В музыке же это есть повторение темы в другом голосе, сейчас же после ее звучания в первом голосе. В имитационной полифонии одна и та же тема повторяется во все голосах в разное время. Заметим, что продолжение мелодии в первом голосе, сопутствующее появлению темы во втором голосе, называется противосложением. Если во втором голосе имитируется не только тема, но и ее продолжение, то в этом случае имитация называется каноном. Яркий пример двухголосного канона- дуэт Ленского и Онегина в сцене дуэли из оперы Чайковского «Евгений Онегин».
Особенно распространена в музыке так называемая тональная имитация, повторение темы дается вкинтой выше или чистой квартой ниже, чем звучала тема. И при этом в мелодии возникают некоторые изменения интервалов. Изменения эти вызываются заботой о том, чтобы повторение темы не слишком далеко ушло из главной тональности.