СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Политика органов советской власти в отношении Русской Православной Церкви и верующих в 20-30-е гг. XX века (на примере территории современного Грайворонского района) (исследовательская работа)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обращение к культурно-историческому наследию и преемственности отечественных традиций помогает лучше понять проблемы развития современного общества, задачи укрепления российской государственности, а также нравственных начал как общественной, так и частной жизни сегодняшнего времени. Современное возрождение Белгородско-Старооскольской епархии, возвращение верующим закрытых ранее храмов и воссоздание утраченных ценностей, вызывает возрастающее внимание к религиозной истории нашего региона. Исследование темы политики государства по отношению к православному населению и религиозным организациям необходимо для реконструкции полной картины отношения советской власти к религии, как к враждебной идеологии.

Просмотр содержимого документа
««Политика органов советской власти в отношении Русской Православной Церкви и верующих в 20-30-е гг. XX века (на примере территории современного Грайворонского района) (исследовательская работа)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №2 ГОРОДА БЕЛГОРОДА


«Отечество- 2011»







Секция «Святое Белогорье»




«Политика органов советской власти в отношении Русской Православной Церкви и верующих в 20-30-е гг. XX века

(на примере территории современного Грайворонского района)

(исследовательская работа)







Выполнила:

Подшибихина Надежда Альбертовна,

учащаяся 11 «В» класса.


Руководитель:

Демина Оксана Владимировна,

учитель истории























Оглавление




Введение …………………………………………………………………..

3

Глава 1. Политика органов советской власти в отношении изъятия и доизъятия церковных ценностей и имущества в 1922–1925 годах …..


5

Глава 2. Политика советской власти по отношению к Русской Православной Церкви в 1930-е годы ……………………………………….


7

Заключение ……………………………………………………………….

11

Список источников и литературы ………………………………………

12



Введение




Актуальность исследования. Обращение к культурно-историческому наследию и преемственности отечественных традиций помогает лучше понять проблемы развития современного общества, задачи укрепления российской государственности, а также нравственных начал как общественной, так и частной жизни сегодняшнего времени. Современное возрождение Белгородско-Старооскольской епархии, возвращение верующим закрытых ранее храмов и воссоздание утраченных ценностей, вызывает возрастающее внимание к религиозной истории нашего региона. Исследование темы политики государства по отношению к православному населению и религиозным организациям необходимо для реконструкции полной картины отношения советской власти к религии, как к враждебной идеологии.

Объектом исследования выступает процесс развития отношений между государством и религиозными организациями на территории современного Грайворонского района в 20-30-е гг. XX века. Предметом исследования является деятельность государственных органов на территории Грайворонского района по отношению к религиозным организациям.

В работе были применены как общенаучные, так и специально-исторические методы исследования. К числу первых относятся: системный, ситуационный и причинно-следственный анализ. К числу вторых методов: стравнительно-исторический, хронологический.

Источниковую базу исследования составляют многочисленные группы документов обнаруженые нами в фондах Государственного архива Белгородской области (ГАБО) и Государственного архива Курской области (ГАКО).

Цель исследования: изучить процесс развития отношений государства и религиозных организаций в 20-30-е гг. XX века и его проявления на территории Грайворонского района.

Для раскрытия поставленной цели в исследовании выдвигаются следующие задачи:

  1. Проанализировать деятельность органов советской власти в отношении материального состояния церковных общин с 1920 по 1925 год.

  2. Исследовать взаимодействие церковных организаций и государства в период 1930-1935 годов.

Научная новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении различных аспектов политики государства и религиозных организаций в период с 30-х гг. XX века на материалах конкретного региона.


















Глава 1. Политика органов советской власти в отношении изъятия и доизъятия церковных ценностей и имущества в 1922–1925 годах




Летом 1921 года огромные пространства Поволжья, Украины и Северного Кавказа были поражены голодом, во время которого умерло 5 млн. человек. Как только выяснилась картина бедствия, Святейший Патриарх Тихон обратился с посланием о помощи ко всем верующим людям в России и за рубежом. Ситуация становилась уже угрожающей. «Желая усилить возможную помощь вымирающему от голода населению Поволжья, - вспоминал впоследствии в своём послании Патриарх Тихон, - мы нашли возможным разрешить церковноприходским советам и общинам жертвовать на нужды голодающим драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления».[8]

Однако вслед за этим, в условиях развернувшийся антирелигиозной пропаганды, ВЦИК в дополнение к декрету об изъятии музейных ценностей издал декрет от 23 февраля 1922 года об изъятии церковных ценностей в принудительном порядке. Изъятие церковных ценностей в Грайворонском районе началось весной 1922 года после получения 28 марта телеграфного предложения №113 от Курского Губисполкома на основании постановления ВЦИК от 23 марта 1922года.

Изымались чаши, кадила, лампады, кресты, с икон срывалась накладная художественная фольга («ризы»), с Евангелий – металлические оклады. Наиболее состоятельными оказались церкви города Грайворона, в сельских церквях золота вообще не оказалось.

Изъятие церковных ценностей по стране не принесло большевикам ожидаемого результата, что обусловило начало в 1923 году кампании по доизъятию церковных ценностей. Как объяснялось, голод закончился, но ценности требовались для восстановления хозяйства.

9 июня 1923 года в дополнение к инструкции по доизъятию церковных ценностей уездный уполномоченный получил секретный циркуляр, в ходе реализации которого ситуация была доведена до абсурда – стали изымать одежды священников, тканевое убранство храмов, и даже откровенно ветхие вещи – протёртые коврики, износившиеся ризы и т.п. В конце концов, уездный отдел управления предложил волостным комиссиям по доизъятию церковных ценностей «обратить серьёзное внимание на отбор вещей и не брать разного хлама, как это практикуется многими волостными комиссиями». [ГАБО, ф. Р - 428, оп. 1, д. 87, л.л. 12-14.]

Например в Троицкой церкови города Грайворона было изъято: серебряных изделий общим весом 5 фунтов 73 золотника, в числе которых 1 звездица, 1 чаша, 1 ложечка, 1 тарелочка, 1 риза иконы, 1 дарохранитель. А также 3 старых священнических ризы, 4 старых диаконских стихаря, 1 катапитас, 2 покрывала престола, 3 одеяния престола, 4 аналойных одежды, 4 подризника и 5 разных ковров. В Николаевской церкви слободы Головчино: серебряных предметов: 1 венчик с иконы, 1 крест, 1 чаша, 1 кадильница, 2 подсвечника и 1 крышка Евангелия, общим весом 14 фунтов. В Михаило-Архангельская церкви слободы Подол: серебряных изделий: 1 крест, 1 кадило и 2 ризы икон, общим весом 3 фунта 2 золотника. [12]

В целом изъятие и доизъятие церковных ценностей и имущества прошло в уезде относительно спокойно – люди верили, что изымаемое действительно поможет голодающим, хотя история показала, что полученные средства советская власть использовала, прежде всего, для латания дыр в экономике и политике. Были достигнуты и другие цели – ослабив Церковь изъятием ценностей материально, большевики сделали всё возможное, чтобы показать её антинародным институтом, якобы укрывающим народное достояние. И при этом нагло умалчивалось, что именно Русская Православная Церковь первой откликнулась на народное бедствие и сделала реальные шаги в деле помощи умирающим от голода людям.


Глава 2. Политика советской власти по отношению к Русской Православной Церкви в 1930-е годы




Цен­траль­ным стержнем советской религиозной политики после прове­дённой в 1922 – 1923 годах кампании по изъятию церковных ценностей, ста­новятся попытки подчинить Русскую Православную Церковь и другие рели­гиозные организации, поставить их под полный контроль, сделать в конеч­ном итоге придатком государственного аппарата. Политика советской власти свидетельствовала о стремлении разрушить религиозные структуры и миро­воззренческие установки. В 1925 году был официально учрежден Союз воинствующих безбожников, поддерживаемый партией и финансируемый государством. На II съезде Союза воинствующих безбожников (СВБ) прозвучал лозунг – «борьба с религией есть борьба за социализм». [10]

Положение религиозных организаций на исследуемой территории в период с 1930 по 1940 год сводилось к тому, что в Грайворонском районе к 1930 году находилось 21 религиозная община Русской Православной Церкви, 2 сектантские общины стефановцев (в сёлах Казачья Лисица и Дроновка), 3 религиозные общины евангельских христиан (в сёлах Безымено, Пороз и Козинка), 2 религиозные общины христиан-баптистов (в сёлах Пороз и Гора-Подол), 1 сектантская община фёдоровцев в селе Казачьей Лисице.

В 1931 году наиболее широко была проведена антирелигиозная кампания, приуроченная к празднованию Истинная природа Христианской церкви определялась «Болтовнёй о «любви к ближнему» и проповедью человекоисстребительных войн». Кроме того, в колхозах выпускались стенные газеты, которые были посвящены антипасхальной кампании, так например, в городском колхозе «Путь к социализму» была выпущена газета «Безбожник», в которой по мнению Жоржа Ленинградского «…Газетой очень хорошо поставлен вопрос о вреде религии, а наряду с этим и кому нужна вера в бога. В число верующих попали все спекулянты, купцы, дворяне, всевозможные Дмитриенковы, Петренковы и Сомиллы». [8]

Но, несмотря на это, все принятые меры оказались бесполезными. Так как некоторые колхозники продолжали соблюдать пост, ходить в церковь и соблюдать праздники. В городе Грайвороне колхозница Аушева «…заставляет говеть своих детей, а рядом с ней бьёт поклоны и богобоязный колхозник Будыльский…». [8]

В районном центре на месте бывшего Троицкого собора со второй половины 1931 года было начато строительство дворца культуры. В Головчино открытое собрание партийной ячейки совместно с комсомольским активом села, обсуждая вопрос о подготовке к октябрьским торжествам, постановили «… 9. Развернуть массовую разъяснительную антирелигиозную работу и добиться закрытия церкви для использования таковой на культурно-просветительские цели…».[11]

Источники свидетельствуют, что даже после проведённых в 1931 году антирелигиозных мероприятий со стороны органов государственной власти, на территории района оставались истинно верующие люди, которые благодаря гонениям лишь укрепили свою веру.

В подтверждение вышесказанного, необходимо отметить, что уже в начале 1932 года верующие начали справлять Рождество Христово. Причём имели место, как единичные случаи, так и массовые. Так «Конюх головчанского колхоза «Коминтерн» Егор Новомлинский отпраздновал рождество…» [11], а «6-го января, под святое рождество, колхозники Безымено не вышли триеровать зерно…» [11].

1933 год стал решающим годом в борьбе с религией на территории Грайворонского района. В этом году были закрыты многие православные храмы и развёрнута широкая кампания против празднования Рождества Христова, а также других религиозных праздников. Прошлое подавалось с негативными оттенками, например, в статье районной газеты, посвященной 16-летию культурной революции, говорилось «…Что мы имели до революции в деле культурно-просветительной работы? Ничего, кроме 19 церквей, где поповская клика всячески старалась затемнить сознание трудящихся и воспитать покорных подданных царизма. Да иначе и не могло быть…». [7]

В сохранившихся материалах за 1934 год не было отмечено ни антирелигиозных кампаний, ни случаев празднования религиозны праздников, ни проявления антигосударственных настроений среди верующих, ни противодействия государственных органов сектантским группам.

Зато уже с самого начала 1935 года появляются единичные сведения празднования религиозных праздников отдельными колхозниками, например, «…два дня религиозного праздника «рождество» триер не работал, и сам руководитель очисткой семян – Ярош Р.Г., праздновал эти дни…». [7]

Борьба с проявлениями религиозности со стороны партийных органов стала носить всеохватывающий характер. Особенно показательными стали события в I Новостроевке, где проходила борьба с иконами у кандидатов в члены партии, так «…У кандидатов: Нежегольского, Хвороста, Коломийца Д. и Холода Д.Ф., до сегодняшнего дня в домах висят иконы… Этот момент не единичный, а имеет место среди многих кандидатов и даже отдельных членов партии…» [11]. Таким образом, даже такое традиционно русское проявление Православия, как почитание икон было запрещено.

Опираясь на фольклор, агитационный механизм государственно-политических органов умело проводил антирелигиозную политику в форме произведений устного народного творчества.

«…Бросил богу я молиться,

Бросил в церковь я ходить

Стал читать я, стал учиться,

По культурному стал жить…». [14]

Таким образом, в период с 1931 по 1935 год оказался временем, в течение которого усилия большевистской власти были направлены на искоренение Православия в мыслях сельских жителей.

К концу 1938 года в районе осталась лишь одна церковь – городская Троицкая церковь, за которую боролись верующие, писавшие в Москву, но и она была закрыта протоколом №2 президиума райисполкома от 10 января 1939 года, под дом соцкультуры и звуковой кинотеатр.

В итоге к концу 1930-х годов на территории современного Грайворонского района подавляющее большинство религиозных общин было ли­квидировано, храмы закрыты, а священнослужители и наиболее активные миряне репрессированы.























Заключение


История отношений государства и религиозных организаций в предреволюционные годы и в первые два десятиле­тия советской власти на изучаемой территории позволяет сделать вывод о высокой религиозно­сти жителей данной местности, их верности Церкви и своим убеждениям. Именно это и послужило основой для дальнейшего существования Церкви на территории современного Грайворонского района и ее возрождения в начале 90-х годов ХХ века.

Сегодня наша страна переживает очередной излом истории. Он связан с кризисной ситуацией в экономике, политике, национальных отношениях. Предпосылкой данной ситуации стало состояние общества, получившее название «духовного кризиса». Сутью его, говоря словами С. Грофа, является «неспособность сделать следующий шаг в своем развитии», а его очевидным проявлением – нравственно-ценностная дезориентация и опустошенность, прежде всего, молодежи. На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственных установок на традиционной православной основе. Главными, на наш взгляд, являются: неподготовленность большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры, разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей и многое другое.

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для возрождения России и восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа. Нынешним и будущим поколениям XXI века необходимо возвращение православной веры, свободы, семьи, Родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.


Список источников и литературы




Источники:

  1. Государственный архив Белгородской области (ГАБО), фонд Ф-129. Кли­ровые ведомости Грайворонского уезда Курской губернии. Опись 1, дела №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6.

  2. ГАБО, ф. Р-428. Отчёты о деятельности уездных отделов народного обра­зования, здравоохранения, комиссии по изъятию и доизъятию церковных ценностей. Оп. 1, дела №№ 46, 87.

  3. Государственный архив Курской области (ГАКО). Фонд Р-3322. Испол­нительный комитет Курского областного совета депутатов трудящихся. Оп. 4, дела №№ 4, 29.

  4. ГАБО, «За коллективизацию» (Грайворонский район), №№ за 1931, 1932, 1933, 1934, 1935 гг.

  5. ГАКО, «Курские епархиальные ведомости», №№ за 1873, 1876, 1878, 1882, 1884, 1888, 1889, 1892, 1895 гг.

Литература:

  1. Духовная жизнь и культура Российской провинции [Текст] // Материалы межву­зовской конференции молодых ученых, аспирантов и докторантов. - Бел­город: Квант, 2001.

  2. Евсюков, Т. 16 лет культурной революции [Текст] / Т. Евсюков //За коллективизацию. - № 106 от 07.11.1933. – С. 2.

  3. Жорж Ленинградский. Безбожник [Текст] // За коллективизацию. - № 53 от 27.04. 1931. - С.2.

  4. Златоверховников, Н. И. Памятники старины и новаго времени и другие достопримечательности Курской губернии [Текст] / Н.И. Златоверховников. – Курск: Типография Губерн­ского Правления, 1902. – 98 с.

  5. Карташев, А. В. Очерки по истории Русской Церкви [Текст] / А.В. карташев. - М.: Наука, 1991. – 569 с.

  6. Кашеваров, А. Н. Государство и церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской православной церкви. 1917-1945 гг. [Текст] / А.Н. Кашеваров. - СПб., 1995.

  7. Коваленко, А. К 14-й годовщине придём с победой [Текст] / А. Коваленко // За коллективизацию. - № 128 от 18.10.1931. – С.2.

  8. Королев, А. Г. К вопросу о деятельности Союза без­божников на территории Белгородского уезда (округа) (1926-1934 гг.) [Текст] / А.Г. Королев, Е.Ю. Прокофьева // Материалы международной научно-практической конференции: «Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура». Тезисы доклады. - Белгород, 1998. – С.119-121.

  9. Русак, В. Пир Сатаны. Русская православная церковь в «ленинский пе­риод» (1917-1924 гг.) [Текст] / В. Русак. - М., 1994.

  10. Субботин, П. Ю. Изъятие церковных ценностей в храмах Грайворонского уезда [Текст] / П.Ю. Субботин, Р.В. Шилишпанов // Материалы международной научно-прак­тической конференции: «Славянский мир и православие глазами моло­дых». Тезисы и доклады. - Белгород, 2002. – С. 198 - 200.



16