ГБОУ РО «Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус»
Методическая разработка
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ
Разработала: учитель истории 1категории
Кислякова Г.
2017 г.
Утверждаю
Директор Донского императора Александра I казачьего
Кадетского корпуса
_______________ С.И. Крютченко
«1» сентября 2017г.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ
Общие положения
Научное общество учащихся является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Положение о научном обществе рассматривается на заседании совета научного общества и принимается общим собранием членов НОУ.
Собрание - это высший орган НОУ. Собрание проводится в начале учебного года и только после того, как в школе изучены научные интересы учащихся и их отношение к научной деятельности.
На общем собрании утверждается совет НОУ, в который входит не менее 5-10 человек, определяется состав каждой секции, утверждается название школьного НОУ, план его работы на год, эмблема и девиз.
Общее собрание НОУ проходит 2 раза в год.
Заседания совета НОУ – 1 раз в месяц.
Занятия в секциях проводятся еженедельно по намеченному плану.
Научно-исследовательская конференция проводится 1 раз в год в марте или апреле.
Структура НОУ:
Руководитель НОУ ;
Президент НОУ (ученик старших классов);
Руководители секций по предметам (педагоги школы).
Основные направления работы НОУ:
Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
оказание помощи в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
организация индивидуальных консультаций в ходе научных исследований.
рецензирование научных работ, подготовка к участию в научно-практических, исследовательских конференциях, олимпиадах, интеллектуальных играх.
редактирование и издание ученических научных сборников
знакомство и сотрудничество с представителями науки в различных областях знаний.
УСТАВ НОУ «ДОНЦЫ»
В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.
Возраст вступления в НОУ – 8-18 лет.
Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
Выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад, исследовательский или творческий проект и т.д.);
Получить необходимую консультацию у своего руководителя;
Иметь индивидуальный график консультацию в процессе создания научной работы;
Получить рецензию на научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
Выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в школе;
Представить свою работу, получившую высокую оценку, на конференции в городе;
Опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.
Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.
Ученик, участвующий в НОУ, обязан:
регулярно и активно участвовать в заседаниях НОУ в своей секции;
периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;
обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы;
активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;
строго соблюдать сроки выполнения научной работы;
строго выполнять требования к оформлению научной работы.
ЗАПИСЬ в НОУ «ДОНЦЫ»
Запись в НОУ определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций педагогов-предметников.
Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей.
Определившись с тематикой научной работы и секцией, составляется расписание занятий и консультаций по каждой секции НОУ, определяется место и время их проведения.
Совет НОУ рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции, определяет педагогов, проводящих занятия и консультации. В каждой секции для учащихся проводятся занятия, связанные с темой научной работы, и познавательные занятия.
План работы
научного общества «Донцы»
на 2017 – 2018 учебный год
Цели и задачи научного общества учащихся:
1. Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
2. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
3. Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
4. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
5. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Месяц | Направление деятельности | Мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | Работа руководителя НОУ по организации деятельности НОУ в новом учебном году 1.Анализ работы за прошедший год 2. Обсуждение плана работы, обновление эмблемы, девиза НОУ. 3. Составление списка участников НОУ в новом учебном году 4. Знакомство с темами для написания исследовательских проектов 5. Определение группы учащихся для подготовки к конкурсам и олимпиадам. 6. Обсуждение плана муниципальных, краевых и Всероссийских мероприятий и планирование участия в них членов НОУ. Круглый стол «Организация проектной, исследовательской деятельности в 2017-2018 учебном году». (Обучение учителей, работающих в НОУ методике проектной деятельности учащихся во внеурочное время) 7. Библиографические занятия (виды каталогов, их использование, справочная литература и т.д.) | Совещание руководителей проектов. | Руководитель НОУ Руководители секций учителя-предметники, библиотекарь |
Октябрь | Работа руководителя НОУ 1. Информирование членов НОУ об основных требованиях к проектной и исследовательской работе 2. Информирование членов НОУ о правилах ведения документации проекта 3. Выборы совета НОУ, президента НОУ и его заместителя 4. Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников. Работа руководителей проектов Консультации для учащихся по вопросам: методика проекта, специфика исследовательских работ Работа исполнителей проектов Выбор темы проекта. Сбор информации по теме проекта Работа совета НОУ Планирование инструктажей для учащихся «Ведение документации проекта. Критерии и требования к оформлению исследовательских работ» | Общее собрание членов НОУ Занятия для учащихся Поиск информации, посещение консультаций и инструктажей Составление графика инструктажей | Руководитель НОУ Руководители проектов Исполнители проектов Президент НОУ |
Ноябрь | Работа руководителя НОУ Контроль и корректирование работы НОУ над проектами. Контроль за ходом выполнения, сроками и результатами проводимых работ, прием промежуточных отчетов членов НОУ. Организация участия завершённых проектов в научно-исследовательских конкурсах. Организация участия подготовленных учащихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиаде школьников. Работа руководителей проектов Консультации для учащихся по вопросу методики проекта и методики проведения исследования Работа исполнителей проектов Сбор информации по теме проекта Работа совета НОУ Проведение инструктажей для учащихся «Ведение документации проекта. Разработка научного аппарата проблемы исследования» | Посещение инструктажей и занятий, помощь в их подготовке и проведении, сбор отчетной документации первого этапа работы Консультации Поиск информации, посещение консультаций и инструктажей Занятия для учащихся | Руководитель НОУ Руководители проектов Исполнители проектов Совет НОУ |
Декабрь | Работа руководителя НОУ Контроль и корректирование работы НОУ над проектами. Контроль за ходом выполнения, сроками и результатами проводимых работ, прием промежуточных отчетов членов НОУ. Организация участия завершённых проектов в научно-исследовательских конкурсах. Организация участия подготовленных учащихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиаде школьников. Работа руководителей проектов Консультации для учащихся по вопросу методики проекта и методики проведения исследования Работа исполнителей проектов Обработка информации по теме проекта, предварительные выводы. Составление тезисов. Работа совета НОУ Проведение инструктажей для учащихся «План написания учебно-исследовательской работы» | Посещение инструктажей и занятий, помощь в их подготовке и проведении, сбор отчетной документации второго этапа работы Консультации Работа с информацией, посещение консультаций и инструктажей Занятия для учащихся | Руководитель НОУ Руководители проектов Исполнители проектов Совет НОУ Президент НОУ |
Январь | Работа руководителя НОУ Контроль и корректирование работы НОУ над проектами. Контроль за ходом выполнения, сроками и результатами проводимых работ, прием промежуточных отчетов членов НОУ. Совещание для руководителей проектов Итоги участия членов НОУ в предметных олимпиадах и исследовательских конкурсах за 1 полугодие Организация семинара для учителей по вопросам проведения научно-исследовательской работы с учащимися. Работа руководителей проектов Консультации для учащихся по вопросу методики проекта и методики проведения исследования Работа исполнителей проектов Обработка информации по теме проекта, предварительные выводы Работа совета НОУ Проведение инструктажей для учащихся «Организация работы с литературными источниками. Оформление библиографических данных» | Посещение инструктажей и занятий, помощь в их подготовке и проведении, сбор отчетной документации второго этапа работы Совещание участие Консультации Работа с информацией, посещение консультаций и инструктажей Занятия для учащихся | Руководитель НОУ Руководители проектов Исполнители проектов Совет НОУ Президент НОУ |
февраль | Работа руководителя НОУ Контроль и корректирование работы НОУ над проектами. Контроль за ходом выполнения, сроками и результатами проводимых работ, прием промежуточных отчетов членов НОУ. Организация участия завершённых проектов в научно-исследовательских конкурсах. Организация и проведение научно- практической конференции «Александровские чтения» Работа руководителей проектов Консультации для учащихся по вопросу методики проекта и методики проведения исследования Работа совета НОУ Проведение инструктажей для учащихся «Методы и этапы научного исследования» | Посещение инструктажей и занятий, помощь в их подготовке и проведении, сбор отчетной документации третьего этапа работы Консультации Работа с информацией, посещение консультаций и инструктажей Занятия для учащихся | Руководитель НОУ Руководители проектов Исполнители проектов Совет НОУ Президент НОУ |
март | Подготовка к участию и участие в городских, региональных межсетевых научно-практических конференциях Организация и проведение школьной научно- практической конференции научно-практическая конференция НОУ ДККК «Донцы» «Наука. Творчество. Исследование» Работа руководителя НОУ и Совета НОУ «Культура выступления. Ораторское искусство» Составление сценария Выбор проектов для участия в конференциях Назначение ответственных за подготовку различных блоков работы согласно сценарию Работа руководителей и исполнителей проекта Подготовка к выступлению на конференциях Оформление портфолио | Совещание по планированию всех членов НОУ Репетиции Участие Репетиция | Руководитель НОУ Совет НОУ Руководители проектов |
апрель | Организация и проведение школьной научно- практической конференции научно-практическая конференция НОУ ДККК «Донцы» «Наука. Творчество. Исследование» Анализ результатов участия в конференциях Организация выставки достижений школьников (прием директора) «Наши исследовательские проекты» | Конференция Совещание совета НОУ | Руководитель НОУ Совет НОУ Президент НОУ |
май | Подведение итогов работы НОУ. Анализ работы НОУ в 2017-2018 г. Постановка целей и задач работы НОУ на 2018-2019 г. | Общее собрание всех членов НОУ | Руководитель НОУ Президент НОУ |
СОВЕТ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА «ДОНЦЫ»
Руководитель – Кислякова Г.Г.
Председатель - кадет 9 б класса Верхотуров С.
Члены :
- заведующая библиотекой Венецкая А.И.;
-кадет 8 а класса Коробейников Н.;
-кадет 8 а класса Сафонов Д.
ПРОТОКОЛ № 1ЗАСЕДАНИЯ НОУ «ДОНЦЫ»
05.09. 2017 Г.
Присутствовали: 26 человек.
Повестка:
Выборы и утверждение Совета НОУ.
Анализ работы за прошедший год
Обсуждение плана работы, обновление эмблемы, девиза НОУ.
Составление списка участников НОУ в новом учебном году.
Знакомство с темами для написания исследовательских проектов.
Определение группы учащихся для подготовки к конкурсам и олимпиадам.
Обсуждение плана муниципальных, краевых и Всероссийских мероприятий и планирование участия в них членов НОУ.
Постановили:
1. 1.Утвердить Совет НОУ в следующем составе:
Руководитель – Кислякова Г.Г.
Председатель - кадет 9 б класса Коробейников Н.
Члены :
- заведующая библиотекой Венецкая А.И.;
-кадет 9 б класса Гетман К.;
-кадет 8 в класса Сафонов Д.
2. План работы НОУ «Донцы» на 2017-2018 учебный год утвердить.
Руководитель – Кислякова Г.Г.
Председатель Коробейников.
Секретарь Сафонов Д.
ПРОТОКОЛ № 2 ЗАСЕДАНИЯ НОУ «ДОНЦЫ»
05.10. 2017 Г.
Присутствовали: 20 человек.
Повестка:
Повестка заседания:
1. Информирование членов НОУ об основных требованиях к проектной и исследовательской работе
2. Информирование членов НОУ о правилах ведения документации проекта.
3. Знакомство с банком тем, предлагаемых школьникам для написания исследовательского проекта.
4.Работа над проектами к городскому этапу Всероссийской конференции «Отечество».
Постановили:
1.Утвердить списки членов НОУ «Донцы» и перечень тем для написания исследовательских работ учащимися в2017-2018 уч. году:
№ п/п | ФИО учащегося | Класс | Тема исследования | ФИО учителя |
1 | Оглезнев Вадим | 6 в | История строительства здания Донского корпуса. | Нежальская Е.Е. |
2 | Валендр Денис | 11 | Новочеркасск – столица Донского казачества. Рассказ на английском языке. | Кирееева Л.А. |
3 | Ваганов Д. Кравченко И. | 9 а | Информационные технологии в деятельности ДККК | Орлова Э.И. |
4 | | | Ростовская область как место исторических событий. | Лебедева |
5 | Опимах С. Шульдайс В. Огай В. | 8 а 9а 11 | М.Б. Греков – летописец гражданской войны | Подсадняя И.А. |
6 | Шершаков | 10 | Об отношении к урокам информатики (исследование) | Щербакова Е.А. |
7 | | | | |
Руководитель – Кислякова Г.Г.
Председатель Коробейников.
Секретарь Сафонов Д.
ПРОТОКОЛ № 3
ЗАСЕДАНИЯ НОУ «ДОНЦЫ»
10.11. 2016 Г.
Присутствовали: 20 человек.
Повестка:
Повестка заседания:
1. Проведение инструктажей для учащихся «Ведение документации проекта. Разработка научного аппарата проблемы исследования»
2. Разработка критериев рецензирования исследовательских работ.
Постановили:
1.Утвердить критерии рецензирования исследовательских работ. (приложение № 1)
Руководитель – Кислякова Г.Г.
Председатель Коробейников.
Секретарь Сафонов Д.
Приложение № 1
Критерии оценки работы
Тема ___________________________________________________________________________
Класс __________________
Работу выполнил________________________________________________________________
Научный руководитель___________________________________________________________
№п/п | Критерии оценки работы | Руководитель | Комиссия |
1. | Тип работы | 1 – реферативная 2 – носит исследовательский характер | | |
2. | Использование известных результатов и научных фактов | 1 – автор использовал широко известные данные 2 – использованы уникальные научные данные | | |
3. | Использование литературных источников | 1 – использован учебный материал школьного курса 2 – кроме (1) использованы специализированные издания 3 – использованы уникальные литературные источники | | |
4. | Использование знаний | 1 – в работе использованы знания школьной программы 2 – при выполнении работы, интересы школьника вышли за рамки школьной программы | | |
5. | Степень новизны полученных результатов | 1 – в работе доказан уже установленный факт 2 – в работе получены новые данные | | |
6. | Практическая значимость | 1 – работа может быть использована в учебных целях 2 – работа может быть использована в образовательном процессе школы 3 - работа внедряется в не учебной организации | | |
7. | Структура работы | 1 – в работе плохо просматривается структура 2 – в работе отсутствует один или несколько основных разделов 3 – работа структурирована, есть все разделы | | |
8. | Оригинальность подхода | 1 – традиционная тематика 2 – работа строится вокруг новых идей 3 – в работе доказываются новые идеи | | |
9. | Владение автором научным и специальным аппаратом | 1 – автор владеет базовым аппаратом 2 – использованы общенаучные и специальные термины 3 – показано владение специальным аппаратом | | |
10. | Качество оформления работы | 1 – работа оформлена аккуратно, но описание непонятно, неграмотно 2 – работа оформлена аккуратно, описание четко, последовательно, понятно, грамотно 3 – работа оформлена изобретательно, применены не традиционные средства, повышающие качество описания работы | | |
Итого: | Максимум – 29 баллов | | |
Критерии оценки защиты
№ п/п | Критерии оценки | Кол-во баллов |
1. | Качество выступления | 1 – доклад зачитывает 2 – доклад рассказывает, но не объясняет суть работы 3 – четко выстроен доклад, говорит свободно 4 – кроме хорошего доклада, владеет иллюстративным материалом 5 – доклад производит выдающееся впечатление | |
2. | Качество ответов на вопросы | 1 – не может четко ответить на вопросы 2 – не может ответить на большинство вопросов 3 – отвечает на большинство вопросов, ответы грамотные | |
3. | Использование демонстрационного материала | 1 – представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком 2 - демонстрационный материал использовался в докладе | |
4. | Оформление демонстрационного материала | 1 – представлен плохо оформленный демонстрационный материал 2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть неточности 3 – к демонстрационному материалу нет претензий | |
5. | Владение автором научным и специальным аппаратом | 1 – автор владеет базовым аппаратом 2 – использованы общенаучные и специальные термины 3 – показано владение специальным аппаратом | |
6. | Четкость выводов, обобщающих доклад | 1 – выводы имеются, но они не доказаны 2 – выводы не четкие 3 – выводы полностью характеризуют работу | |
Итого: | Максимум 20 баллов | |
Максимальное количество баллов: 49.
Общее количество баллов, полученное за работу ________________ Оценка ___________
___________________________________________
Критерии оценки экспертной комиссией.
№ | Оцениваемые параметры | Оценки |
1. | Актуальность поставленной задачи. Имеет большой практический и теоретический интерес. Носит вспомогательный характер. Степень актуальности определить сложно. Неактуальна. | 3 2 1 0 |
2. | Владение автором научным аппаратом. Владеет свободно Владеет некоторыми понятиями Не владеет | 2 1 0 |
3. | Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования. Автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи исследования Недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования Проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы. | 2 1 0 |
4. | Оригинальность методов решения задачи, исследования. Решена новыми, оригинальными методами. Имеет новый подход к решению, использованы новые идеи. Используются традиционные методы решения. | 3 2 1 |
5. | Новизна полученных результатов. Получены новые теоретические и практические результаты. Разработан и выполнен оригинальный эксперимент. Имеется новый подход к решению известной проблемы. Имеются элементы новизны. Ничего нового нет. | 4 3 2 1 0 |
6. | Сформулированность и аргументированность собственного мнения. Существует собственная точка зрения, подтвержденная аргументами Собственное мнение сформулировано, но аргументация слабая, надуманная Аргументация отсутствует Собственного мнения нет | 3 2 1 0 |
7. | Значение результатов работы. Практическая значимость исследования. Результаты заслуживают опубликования и практического исполнения. Можно использовать в учебной работе школьников. Можно использовать в учебном процессе. Не заслуживают внимания. | 3 2 1 0 |
8. | Уровень проработанности исследования, решения задач. Четкость выводов, обобщающих исследования. Задача решена полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования. Выводы четкие, ясно сформулированы. Недостаточный уровень проработанности решения, выводы не соответствуют цели и задачам исследования. Решение не может рассматриваться как удовлетворительное. Выводы не сделаны | 2 1 0 |
9. | Оформление учебно-исследовательской работы. Работа оформлена грамотно. Есть замечания по оформлению работы. Не соответствует требованиям оформления | 2 1 0 |
ПРОТОКОЛ № 4
ЗАСЕДАНИЯ НОУ «ДОНЦЫ»
15. 01. 2018 Г.
Присутствовали: 20 человек.
Повестка:
Повестка заседания:
1. Проведение инструктажей для учащихся «Организация работы с литературными источниками. Оформление библиографических данных».
2. Утверждение работ на региональную научно-практическую конференцию «Александровские чтения». 2018 г. и
Постановили:
1. Утвердить списки членов НОУ «Донцы» и перечень тем для написания исследовательских работ учащимися на региональную научно-практическую конференцию «Александровские чтения». 2017 г..
№ п/п | ФИО учащегося | Класс | Тема исследования | Предмет. ФИО учителя |
1 | Сафонов Д. | 8 а | Памятные места в Новочеркасске, связанные с генералом А.М. Калединым. | ИДК Кислякова Г.Г. |
2. | | 8 в | Донской поэт. | ИДК Кислякова Г.Г. |
3. | Дахнов А. | 6 б | Мой папа герой | Русский язык Масикова Г.В. |
4. | Царинин Д. | 10 | История 7 Донского казачьего полка. | Мершиев П.М. |
Руководитель – Кислякова Г.Г.
Председатель Верхотуров С.
Секретарь Федоров М.
ПРОТОКОЛ № 4
ЗАСЕДАНИЯ НОУ «ДОНЦЫ»
15. 01. 2016 Г.
Присутствовали: 20 человек.
Повестка заседания:
1.Подведение итогов работы НИО.
2. Отчет о проделанной работе НИИ « Донцы» в 2016-2017 уч. году .
Постановили:
1. Наградить грамотами активных членов НИО.
2.Признать работу НИО в 2016-2017 уч. году удовлетворительной.
Руководитель – Кислякова Г.Г.
Председатель Верхотуров С.
Секретарь Федоров М.
20