СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение о Портфолио младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Портфолио  ученика – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.
  2. Использование такой формы оценки   учебных достижений, как портфолио ученика, позволяет учителю создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.
  3. В процессе создания портфолио ученик перестаёт быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, так как постепенно формируется адекватная самооценка, т.е. ученик учится сам себя оценивать.

Просмотр содержимого документа
«положение о Портфолио»

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА

  1. Общие положения

    1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания.

    2. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т.д.

    3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социально- коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

    4. Портфолио ученика – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.

    5. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио ученика, позволяет учителю создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.

    6. В процессе создания портфолио ученик перестаёт быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, так как постепенно формируется адекватная самооценка, т.е. ученик учится сам себя оценивать.

  2. Цель портфолио

2.1. Представить отчет по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

  1. Педагогические задачи портфолио

- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

- выявлять существующий уровень сформированности умений и совершенствовать их путём внесения коррекции в учебный процесс;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

- формировать умения учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

4. Функции портфолио ученика

- повышение образовательной активности школьников, уровня осознания ими своих целей и возможностей;

- достоверный и ответственный выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассников.

5. Структура портфолио ученика

5.1. Представляет собой комплексную модель, состоящую из пяти разделов: «Мой портрет» (информация о владельце), «Портфолио документов», «Портфолио работ», «Портфолио отзывов», «Общественно-культурная деятельность» (данный раздел включает весь спектр культурно-массовых мероприятий школы, района, города, республики, в которых обучающийся принимал участие).


5.2. «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Данный раздел предполагает как качественную, так и количественную оценку материалов портфолио. В этом разделе помещаются документы или их копии по итогам олимпиад, мероприятий и конкурсов, проводимых учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами, а также результаты образовательного тестирования и участия в школьных и межшкольных научных обществах.

Портфолио этого раздела даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

5.3. «Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направление его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, экспедициях, прохождение элективных курсов, различного рода практик и др.

Данный раздел портфолио предполагает качественную оценку, например, параметром полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др.

Портфолио оформляется в виде творческой книжки с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей. Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала следующее:

- нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий;

- успешное овладение основами наук или видов деятельности в избранных областях;

- успешность социализации, построения пространства учебного и социального самоопределения;

- развитие рефлексивных способностей учащегося;

- приобретение опыта успешной и эффективной учебной и социальной деятельности.

Портфолио этого раздела даёт широкое представление о динамике учебной, творческой и спортивной активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

5.4. «Портфолио отзывов» - включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов.

Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.

Этот раздел портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, это повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

5.5. Примерный перечень документов «Портфолио отзывов»:

- заключение о качестве выполненной работы;

- рецензия на статью, опубликованную в СМИ;

- отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников;

- резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;

- эссе школьника, посвящённое выбору направления дальнейшего обучения;

- рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;

- другое.


Представленная структура портфолио ученика является системной оценкой достижения требований к результатам обучающихся (личностным, метапредметным, предметным), освоившим основную образовательную программу основного общего образования.

6. Функциональные обязанности участников образовательногопроцессапри ведении портфолио обучающегося

6.1. Классный руководитель обучающегося несёт персональную ответственность засопровождение оформления портфолио.

6.2.Классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессеформирования портфолио: проводит информационную, консультативную,диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся и родителей необходимыми формами, бланками, рекомендациями; оформляет итоговые документы, табель успеваемости.

6.3. Все педагогические работники (в том числе и педагоги дополнительного образования), участвующие в образовательном процессе ребёнка, обязаны принимать участие в пополнении портфолио ученика. Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области.

6.4 Родители обучающегося участвуют в оформлении и пополнении портфолиоребёнка;

6.5 Обучающийся на добровольной основе включает в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления.

6.6 Заместители директора по УВР, ВР, СЗиОПД осуществляют общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы.

6. Рейтингование

7.1. Итоговая балльная оценка позволяет определить образовательный рейтинг ученика и стать составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Позиции

компоненты

Результаты (баллы)

1 раздел

«Мой портрет»

Информация о владельце

1

2 раздел

Портфолио документов (Олимпиады)

Региональная:

- победитель

-призёр


10

7

Городская:

- победитель

- призёр

Районная:

- победитель;

- призёр

Школьная:

- победитель;

призёр


5

4


3

2

1

1

Портфолио документов (сертификаты, грамоты)

Мероприятия и конкурсы различных уровней.

- муниципальный

- региональный

- всероссийский

- международный

Образовательные тестирования и курсы по предметам. Школьные и межшкольные научные общества.



3

5

7

10

Соответственно полученной оценке

3 раздел

«Портфолио работ»

- проектные работы

- исследовательские работы

- творческие работы (гуманитарный цикл)

- практические работы

- лабораторные работы

- рефераты, доклады

- творческие работы (прикладной характер)

- другое

10

10

8


6

6

7

7


5

4 раздел

«Портфолио отзывов»

- заключение о качестве выполненной работы;

- рецензия на статью, опубликованную в СМИ;

- отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников;

- резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;

- эссе школьника, посвящённое выбору направления дальнейшего обучения;

- рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;

- другое.

По 5 за каждый отзыв

5 раздел

«Общественно-культурная деятельность»

Участие в мероприятиях различных уровней:

- школьный

- муниципальный

- региональный

- всероссийский

- международный



1

2

3

4

5



7.2. По итогам учебного года классный руководитель проводит рейтингование учащихся на основании данных портфолио.

7.3. По итогам рейтингования администрация школы производит награждение учащихся грамотами и благодарственными письмами.