П О Л О Ж Е Н И Е
о мониторинго-диагностическом портфолио учителя
I. Общие положения
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки педагогической деятельности учителя, один из современных методов его профессионального развития. Портфолио позволяет педагогу планировать, отслеживать и корректировать свою образовательную траекторию. Он предназначен для систематизации накопленного опыта, определения направления развития педагога. Портфолио становится доказательством роста профессиональной квалификации учителя, является основанием для аттестации педагогического работника.
Цель портфолио: анализ, обобщение и систематизация наиболее значимых результатов практической деятельности для оценки профессиональной компетенции учителя.
II. Структура и содержание портфолио
Титульный лист
Сверху указывается полное официальное название школы, посредине, крупно, слово «Портфолио», ниже - ФИО учителя с указанием предмета, по которому будет проходить аттестацию. Внизу название села и год начала портфолио. В верхнем левом углу размещается логотип школы.
1 раздел
Содержание портфолио.
В разделе указывается название каждого раздела, входящего в состав портфолио.
2 раздел
Положение о портфолио
3 раздел
Пояснительная записка
Коротко анонсируется содержание разделов.
4 раздел
Общие сведения (сведения заполняются ежегодно)
ФИО.
Национальность.
Адрес по месту жительства.
Образование специальность где, когда, что окончил (с приложением копии диплома)
Основное место работы
Должность
С какого года в данной должности
Стаж (со времени начала ведения портфолио)
Учебный год | педстаж | Руководящей работы | общий |
| | | |
| | | |
Заочное обучение
Курсы повышения квалификации (с приложением сертификатов)
Учебный год | Отметки о прохождении | Тема курсов |
| | |
11. Профессиональная квалификация ( с приложением выписки из приказа о присвоении категории)
Учебный год | Отметка о прохождении аттестации | Квалификационная категория, разряд |
| | |
5 раздел
Научно – методическая деятельность
В нём должны быть представлены:
1. Индивидуальный план работы по теме самообразования.
2. Карта достижений учителя, в которой по годам должно быть отражено:
- открытые уроки (с указанием темы и уровня (школа, район, область));
- выступления с опытом работы (с указанием темы и уровня (школа, район, область));
- наличие методических продуктов (с указанием названия, вида продукции, класса, где прошёл экспертизу);
- участие в конкурсах педагогического мастерства (с указанием названия конкурса, уровня, года);
- участие или руководство профессиональными объединениями (с указанием названия объединения, года, уровня).
Материалы в данном разделе лучше представить в виде таблицы.
6 раздел
Продукты методической деятельности
В разделе помещаются только авторские работы, оформленные в книжном варианте.
7 раздел
Карта результативности педагогической деятельности
Примерные разделы карты:
успеваемость учащихся по предмету в %;
качество знаний по предмету в %;
общий средний балл ЕНТ в сравнении по уровням (школа, район, область);
качество знаний на ЕНТ в сравнении по уровням (школа, район, область);
результаты ПГК по уровням в сравнении (школа, район, область);
участники и призёры олимпиад по уровням (школа, район, область);
участники и призёры соревнований НОУ по уровням (школа, район, область);
участники и призёры конкурсов по предмету по уровням (школа, район, область);
участники и призёры интеллектуальных конкурсов по предмету по уровням (школа, район, область);
поступление в ВУЗы по профилю.
8 раздел
Внеурочная работа по предмету
Примерное содержание раздела:
- название формы внеклассной работы по предмету (предмет по выбору, кружок, клуб по годам).
9 раздел
Анализ работы
В разделе помещаются аналитические справки с анализом результативности работы по каждому году
10 раздел
Поощрения и награды
Пояснительная записка
«…школу можно совершенствовать, только
совершенствуя квалификацию учителя».
Я.А. Коменский
Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования в «новом» типе учителя видит личность, творчески думающую, обладающую современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умеющую прогнозировать свой конечный результат.
Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Наиболее существенная и интересная идея – идея комплексной оценки педагогического мастерства учителя через критерии и показатели результативности учебно-воспитательного процесса (уровень ЗУН и воспитанности учащихся), а также через развитие собственной педагогической деятельности учителя. Такая идея воплощается в «Мониторинго-диагностическом портфолио учителя», включающегося в себя пакет документов, регламентирующих деятельность учителя, формирующих рефлексию его собственной деятельности, а также позволяющий учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.
Цель «Мониторинго-диагностического портфолио учителя» - оценивание работы по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).
«Мониторинго-диагностический портфолио учителя» нашей школы структурно состоит из 11 разделов:
Содержание портфолио, в котором указаны названия каждого раздела, входящие в состав портфолио и номер страницы.
Положение о портфолио, утвержденное на педагогическом совете школы.
Пояснительная записка, в которой раскрывается цель работы с портфолио.
Общие сведения об учителе: его образовании, квалификации, должности, стаже работы, прохождении курсов переподготовки.
Научно-методическая деятельность, которая включает в себя индивидуальный план работы, карту достижений учителя на уровне школы, района, области, участие или руководство профессиональными объединениями, инновационную деятельность.
Продукты методической деятельности, оформленные в книжном или электронном варианте.
Карта результативности педагогической деятельности, включающая в себя успеваемость и качество знаний по предмету, качество знаний по ЕНТ и ПГК в сравнении с районом и областью, количество участников и призеров олимпиад и интеллектуальных конкурсов.
Внеурочная работа по предмету: курсы по выбору, кружки, интеллектуальные клубы и клубы по интересам.
Аналитические справки с анализом результативности работы по каждому году.
Поощрения и награды.
Рекомендации и памятки по самообразованию, самоанализу урока, по работе с одаренными детьми, неуспевающими по предмету.
Портфолио помогает учителю проанализировать свою работу, собственные успехи, способы преодоления трудностей и достижения наиболее высоких результатов. Презентация и защита портфолио проводится в конце года во время творческого отчета и во время аттестации педагога один раз в 5 лет.
«Мониторинго-диагностический портфолио учителя» является основой для анализа его деятельности.