СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Положение по начальной школе
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
I. Проверка и оценка навыков чтения
Проверка навыков чтения учащихся проводится на основе оценки классного и домашнего чтения и разбора текстов учебной книги. Навыки чтения оцениваются в пределах программных требований для каждого класса.
1-й класс
В течение первого года обучения проводится текущая проверка становления элементарного навыка чтения без выставления отметки. Основными объектами проверки в 1-м классе являются умения учащихся анализировать слого-звуковой состав слова, читать плавно, по слогам слова, предложения, короткие тексты с изученными буквами. В конце первого года обучения проверяется первоначальный навык в соответствии с требованиями программы, а именно: учащиеся должны овладеть правильным и плавным слоговым чтением текстов при темпе 20-25 слов в минуту.
Результаты проверки получают выражение в форме устных оценочных суждений учителя.
2-й класс
Оценка «5» ставится ученику, если он:
читает правильно, понимает содержание прочитанного;
в I полугодии читает плавно, по слогам, отдельные простые слова умеет читать целиком, темп чтения не менее 35 слов в минуту;
во II полугодии читает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), со скоростью не менее 50 слов в минуту, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах;
правильно ставит ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения;
умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно передать содержание прочитанного и иллюстрации к тексту;
твердо знает текст стихотворения для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.
Примечание.
Произведения, которые предусматриваются программой для обязательного заучивания наизусть во 2-, 3- и 4-м классах, проверяются учителем по мере их заучивания в течение года с выставлением оценки в журнале по каждому заученному тексту. Эти оценки учитываются при выставлении годовых отметок.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
понимает основное содержание прочитанного;
в I полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 30 слов в минуту;
во II полугодии читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам), со скоростью не менее 45 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударений и при соблюдении пауз и интонации конца предложения;
правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
знает наизусть стихотворения, но допускает при чтении наизусть перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
разбирается в прочитанном тексте только с помощью учителя;
в I полугодии читает отрывисто по слогам (отдельные слова читает целиком), со скоростью не менее 25 слов в минуту;
во II полугодии читает плавно, по слогам (отдельные слова читает целиком), темп чтения не менее 40 слов в минуту, допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку слогов и слов, не соблюдает пауз между словами и предложениями;
пересказывает текст, нарушая его последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
слабо разбирается в прочитанном тексте даже с помощью вопросов учителя;
в I полугодии читает по буквам, темп чтения менее 20 слов в минуту;
во II полугодии читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного чтения, со скоростью менее 30 слов в минуту, допускает при чтении более 6 ошибок на замену, пропуск, перестановку слогов, не соблюдает пауз между словами и предложениями;
не воспроизводит содержания текста с помощью вопросов учителя;
при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.
Оценка «1» ставится ученику, если он:
не читает даже по буквам;
не может воспроизвести наизусть небольшое стихотворение.
3-й класс
Оценка «5» ставится ученику, если он:
правильно понимает смысл прочитанного;
в I полугодии читает целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры – по слогам), без ошибок, со скоростью не менее 60 слов в минуту;
II полугодии читает целыми словами, темп чтения не менее 75 слов в минуту;
читает текст выразительно, выделяет важные по смыслу слова и соблюдает паузы;
пересказывает содержание прочитанного подробно и выборочно;
самостоятельно делит небольшой текст на части и озаглавливает их, передает содержание прочитанного по простейшему плану, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков из текста;
твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
правильно понимает основное содержание прочитанного;
в I полугодии читает текст выразительно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 55 слов в минуту);
во II полугодии темп чтения не менее 70 слов в минуту, при чтении допускает 1-3 ошибки;
при самостоятельном делении текста на части в нахождении нужных эпизодов рассказа допускается 1-2 неточности, но сам устраняет их;
знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает при этом незначительные неточности (повтор, перестановку и др.).
Оценка «3» ставится ученику, если он:
смысл текста прочитанного устанавливает с помощью учителя;
в I полугодии читает текст целыми словами, но с элементами слогового чтения, монотонно, со скоростью не менее 50 слов в минуту;
во II полугодии темп чтения не менее 65 слов в минуту, при чтении допускает от 4 до 6 ошибок на замену, пропуск, искажение и перестановку букв, слогов, слов и ударений в словах;
не умеет самостоятельно, без наводящих вопросов учителя, последовательно передать содержание прочитанного, делить текст на части и озаглавливать их, допущенные при пересказе речевые ошибки исправляет только с помощью учителя;
воспроизводит наизусть стихотворение, но текст знает нетвердо.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
в I полугодии читает монотонно, по слогам, темп чтения до 35 слов в минуту;
во II полугодии читает по слогам, только отдельные слова читает целиком, темп чтения до 50 слов в минуту;
при чтении допускает более 6 ошибок;
искажает содержание прочитанного, не может разделить текст на части даже при помощи дополнительных вопросов учителя;
при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
Оценка «1» ставится ученику, если он:
не владеет слоговым чтением, читает по буквам;
не понимает содержания прочитанного, не может его воспроизвести;
не владеет умениями работы с текстом.
4-й класс
Оценка «5» ставится ученику, если он:
правильно и полностью понимает содержание прочитанного;
читает бегло, целыми словами, с соблюдением основных норм литературного произношения;
в I полугодии темп чтения не менее 80 слов в минуту;
в II полугодии – не менее 95 слов в минуту;
умеет самостоятельно подготовиться к выразительному чтению и передать с помощью интонации смысл прочитанного текста и свое отношение к его содержанию;
умеет полно, кратко и выборочно пересказать текст, выявляет основной текст, выявляет основной смысл прочитанного и формулирует его своими словами;
самостоятельно находит в тексте слова и выражения, характеризующие действующих лиц, события, картины природы;
твердо знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
правильно понимает основное содержание прочитанного;
читает целыми словами, используя основные средства выразительности;
в I полугодии скорость чтения не менее 75 слов в минуту;
в II полугодии – не менее 90 слов в минуту, при чтении допускается 1-3 ошибки;
самостоятельно выделяет основную мысль прочитанного, но при ее формулировке допускает речевые неточности, которые может устранить без помощи учителя;
при составлении полного, краткого и выборочного пересказа допускает незначительные неточности;
знает наизусть стихотворение, но при чтении допускает 1-2 ошибки, которые исправляет самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
понимает содержание прочитанного текста с помощью учителя;
в I полугодии читает монотонно, целыми словами (единичные слова с элементами слогового чтения), скорость чтения не менее 70 слов в минуту;
в II полугодии читает невыразительно, целыми словами, темп чтения не менее 85 слов в минуту, при чтении допускает от 4 до 6 ошибок;
передает краткое содержание и основной смысл прочитанного только с помощью вопросов учителя;
воспроизводит наизусть стихотворение, но при этом допускает ошибки, которые исправляет только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
слабо понимает прочитанное;
в I полугодии читает текст в основном по слогам (только отдельные слова читает целиком), допускает большое количество ошибок на замену, пропуск, искажение слогов, слов, темп чтения до 60 слов в минуту;
в II полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения до 75 слов в минуту;
пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает много речевых ошибок;
не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью вопросов учителя;
при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
Оценка «1» ставится ученику, если он:
читает текст по слогам в замедленном темпе, не понимает основное содержание текста.
Оценка за чтение в классе должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее: во 2-м классе – ¼ страницы, в 3-м классе – 1/3 страницы, в 4-м классе – ½ страницы учебной книги для чтения.
При выставлении оценки по литературному чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умения работать с текстом.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся два раза в год: в конце I и II полугодий.
При оценке самостоятельного внеклассного чтения детских книг младшими школьниками контролируются следующие знания, умения и навыки, которые определены программой для каждого года обучения: знание детских книг и умение выбрать книгу для чтения; умение прочитать книгу (произведение), понять содержание и воспроизвести прочитанное, опираясь на текст и иллюстрации, привлекая весь читательский опыт, знания и умения.
В качестве обязательного условия выставления текущей оценки является проверка учителем реального еженедельного объема прочитанной литературы по теме предстоящего урока: 2-й класс – 1-5 страниц; 3 –й класс – 10-12 страниц (I полугодие), 20-25 страниц (II полугодие); 4-й класс 20-25 страниц (I полугодие), 30-35 страниц (II полугодие).
Триместровая и годовая отметки по внеклассному чтению не выставляются, но они входя составной частью в общую оценку по чтению.
1-й класс
Самостоятельная читательская деятельность первоклассника дифференцированной оценке не подлежит. В это время оценка выражается учителем в форме устного одобрения или поощрения. От отрицательных оценок, как правило, надо воздерживаться, но необходимо побуждать детей к чтению, общению с книгой.
2-й класс
Оценка «5» ставится ученику, если он:
регулярно читает художественные и научно-художественные книги, предусмотренные программой, может самостоятельно ориентироваться в какой-либо одной детской книге из доступного круга чтения: легко вычленяет на обложке и прочитывает название книги (фамилию автора, заглавие), определяет тему ( о чем расскажет книга), сопоставляя три внешних показателя ее содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте);
за отведенное на уроке время самостоятельно находит и осмысленно прочитывает про себя указанное учителем произведение, применяет в процессе чтения все общеязыковые и читательские умения, приобретенные к моменту работы с детской книгой;
с помощью вопросов учителя может перечислить и показать в книге героев, воспроизвести содержание или отрывок только что прочитанного или любого другого литературного произведения из книг, которые читались и рассматривались на уроках в классе;
не затрудняясь, называет по памяти 1-2 книги (произведения) на любую из доступных тем чтения из числа книг, которые читались и рассматривались с учителем в классе.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
читает книги из доступного круга чтения, вычленят на обложке и прочитывает название книги (фамилию автора и заглавие), определяет тему (о чем расскажет книга), сопоставляя не менее двух основных внешних показателей ее содержания (фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке и в тексте);
за отведенное на уроке время самостоятельно находит в книге и осмысленно прочитывает про себя указанное учителем произведение, применяет в процессе чтения все общеязыковые и читательские умения, приобретенные к моменту работы с детской книгой;
с помощью вопросов учителя может перечислить и показать в книге героев, воспроизвести содержание или отрывки только что прочитанного или любого другого литературного произведения из книг, которые читались и рассматривались в классе, выразить свое отношение к прочитанному.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
обращается к книге только после напоминания учителя;
самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, а в книге с усложненным оформлением вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определят тему (о чём рассказывает книга), принимая во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте;
за отведенное на уроке время рассматривает новую книгу, не всегда самостоятельно находит в ней названное учителем произведение, поэтому нуждается в ограничении задания;
воспроизводит содержание, перечисляет основных героев книг, которые читались и рассматривались в классе, опираясь главным образом на зрительные образы;
называет по памяти книги только на отдельные темы чтения из числа книг, которые читались и рассматривались в классе.
Неудовлетворительных отметок за работу с детской книгой на уроках внеклассного чтения во втором классе не ставится, так как желание читать книги часто не реализуется у учащихся по объективной причине – несформированности навыка чтения.
3-й класс
Оценка «5» ставится ученику, если он:
без помощи и наблюдения учителя читает во внеурочное время литературное произведение по теме предстоящего урока;
самостоятельно ориентируется в группе книг из доступного круга чтения, легко выбирает книгу с заданными приметами по указанной учителем теме, правильно соотносит ее с личными читательскими возможностями;
при подготовке к ответу о прочитанном использует все необходимые читательские знания, умения и навыки, которыми владеет к моменту чтения, всегда готов принять участие в общей беседе, умет выделить законченную по смыслу часть (эпизод) текста и передать ее, пользуясь любым освоенным видом пересказа (подробный или выборочный с использованием приёмов устного рисования и иллюстрации);
не затрудняясь, правильно называет 1-2 произведения писателя, книги которого изучались на уроках внеклассного чтения.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
без помощи и наблюдения учителя читает во внеурочное время литературные произведения по теме предстоящего урока в течение недели в соответствии с личными возможностями;
самостоятельно ориентируется в группе книг доступного круга чтения, способен выбрать книгу с заданными приёмами по указанной учителем теме, соотнести ее с личными читательскими возможностями;
при подготовке к ответу о прочитанном после напоминания учителя опирается на читательские навыки и умения, которыми владеет к моменту чтения, участвует в коллективной работе на уроке внеклассного чтения, при воспроизведении содержания прочитанной книги с помощью вопросов учителя или по заранее заданному плану может допустить неточности, умеет выразить свое отношение к прочитанному;
называет 1-2 произведения писателя, книги которого изучались на уроках внеклассного чтения, но иногда допускает неточности в их названии.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
самостоятельно ориентируется в группе книг из доступного круга чтения, способен выбрать книгу на указанную учителем тему, но не всегда соотносит эту книгу с личными читательскими возможностями;
во внеурочное время читает значительно меньше нормы и требует постоянного внимания учителя;
пассивен в коллективной работе на уроке внеклассного чтения;
может назвать произведение писателя, книги которого изучались на уроках внеклассного чтения, но допускает ошибки, называя авторов литературных произведений.
Неудовлетворительных отметок за работу с детской книгой на третьем году обучения не ставится, так как мешает ребенку осуществлять желание читать книги может не только недостаточность сформированности уровня техники чтения, но и необеспеченность библиотеки фондом нужных детских книг, а также несогласованность требований школы и библиотеки. Поэтому в каждом случае невыполнения заданий учителю надо принимать меры с целью оказания ребенку помощи для скорейшей ликвидации пробелов в его читательских навыках и укреплении веры в свои силы.
4-й класс
Оценка «5» ставится ученику, если он:
во внеурочное время систематически читает художественную литературу по теме предстоящего урока, обращается за дополнительными сведениями к справочной литературе, на уроке умеет внятно и содержательно рассказать о литературном произведении и об авторе книги, которую читал;
самостоятельно с помощью рекомендательного списка или рекомендательного указателя умеет выбрать книгу по силам и интересам, не затрудняясь, находит ответы на вопросы в справочной литературе;
систематически читает материалы в детской периодике;
владеет умением определять и передавать содержание незнакомой книги, привлекая сведения из предисловия, введения, аннотации и послесловия;
не затрудняется назвать ряд авторов и книг по любой теме детского чтения.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
самостоятельно с помощью рекомендательного списка или рекомендательного указателя умеет выбрать книгу по силам и интересам, но не всегда это делает;
может пользоваться справочной литературой, но не всегда самостоятельно и успешно (может не найти ответа в книге, где он есть);
читает периодику нерегулярно;
умеет пользоваться предисловием, послесловием, аннотацией, но не всегда это делает самостоятельно;
во внеурочное время систематически и охотно читает книги по теме предстоящего урока, на уроке умеет рассказать о литературном произведении;
называет ряд авторов и книг по любой теме детского чтения, но может допустить ошибку в названии книги, неправильно указать автора или неточно назвать заглавие книги.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
затрудняется ориентироваться в книгах с помощью рекомендательного списка или рекомендательного указателя, но может выбрать книгу по силам на заданную тему, находит ответ в справочной литературе только при условии, если справочник ему дают;
периодику не читает;
пользуется предисловием, аннотацией, послесловием только по заданию учителя;
во внеурочное время читает по теме предстоящего урока значительно меньше нормы, на уроке рассказывает о литературном произведении, только пользуясь помощью со стороны учителя (вопросы, планы и т.д.);
не всегда может назвать книги и произведения по той или иной теме детского чтения, вспоминает, как правильно, отдельные произведения или автора, допускает ошибки в названии книг.
Неудовлетворительных оценок по внеклассному чтению, как правило, не ставится, так как если в течение предыдущих трех лет обучения с ребенком велась индивидуальная работа, а техника чтения позволяет ему читать книги, то все учащиеся, прошедшие курс обучения, хотят читать и читают детские книги к урокам внеклассного чтения.
II. Проверка и оценка знаний, умений и навыков по грамматике, правописанию, развитию речи.
1. Проверка и оценка устных ответов
Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии:
полнота и правильность ответа;
степень осознанности условия излагаемых знаний;
последовательность изложения и культура речи.
Полных ответов ученика, особенно 3-4-х классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические категории (члены предложения, части речи, склонения, падеж, род, число и др.), слова на определенные правила; умении объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и, прежде всего, при проведении разного рода разборов слов (звуко-буквенного, по составу, морфологического) и предложений.
Уже в начальной стадии формирования речи младших школьников их устные ответы должны быть доказательными, в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложений и словосочетаний).
Оценка «5» ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов и предложений, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении словосочетаний или предложений.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.
Грубыми считаются ошибки в изложении основных программных правил и теоретических положений, которые к моменту проверки должны быть основательно изучены и закреплены. Наиболее распространенными из них являются механическое запоминание (зазубривание) правил, определений, понятий, неумение подобрать свои примеры, применить их на практике.
Знания учащихся по вопросам программы, которые рассматриваются только в ознакомительном плане, не оцениваются.
2. Проверка и оценка письменных работ
В 1-м классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков. В период обучения грамоте она проводится посредством небольших работ, включающих в себя письмо под диктовку изученных прописных и строчных букв, отдельных слогов, слов простой структуры, списывание слов и небольших по объему предложений с рукописного и печатного шрифтов.
В конце учебного года проводятся контрольные работы типа списывания с печатного шрифта и письмо под диктовку небольших по объему текстов.
В качестве контрольных работ (текущих и итоговых) во 2-4 –х классах проводятся обычно диктанты (списывание) с грамматическим заданием (полным или частичным разборами слов и предложений), за которые ставятся оценки, отдельно за каждый вид работы.
Со 2-го класса в связи с введением уроков по чистописанию появляется также необходимость в проведении и оценке специальных упражнений по каллиграфии. Они проводятся с целью проверки качества письма с позиций его соответствия каллиграфическим требованиям, основными из которых являются правильное, чёткое начертание всех букв, соблюдение одинаковой высоты и наклона букв на всей строке, параллельности одинаково направленных штрихов, равного расстояния между элементами в букве, между буквами в слове, между словами на строке, достижение плавности и достаточной скорости письма.
Оценка «5» ставится, если письмо соответствует основным требованиям каллиграфии. Допускается 1-2 негрубых недочёта.
Оценка «4» ставится, если в письме имеются одно из существенных отклонений от нормы (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами) и 1-2 негрубых недочёта.
Оценка «3» ставится, если в письме имеются 2-3 существенных недочёта (несоблюдение наклона, нечёткое написание отдельных букв, несоблюдение пропорций букв по высоте, ширине и др.) и 1-2 негрубых недочёта.
Оценка «2» ставится, если в целом письмо не соответствует многим из перечисленных выше требований. Если письмо небрежное, неразборчивое, имеются помарки, грязь.
К числу отдельных негрубых недочётов относятся:
частичные искажения формы букв (угловатость букв, легкий изгиб некоторых штрихов, петельных элементов, овалов и др.);
несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;
наличие нерациональных соединений, не искажающих формы букв;
выход за линию рабочей строки (верхнюю, нижнюю), недописывание до неё;
крупное или мелкое письмо;
отдельные случаи нарушения наклона, равного расстояния между буквами и словами.
При проверке следует словесно поощрять учащихся, которые могут соблюдать каллиграфические требования при достаточном скором письме. В случае наличия грубых недочётов, вызванных индивидуальными особенностями организма ученика, следует выставлять удовлетворительную оценку.
В соответствии с перечисленными выше критериями проверяются полные письменные работы, выполняемые на уроках чистописания во 2-м классе, а также специальные работы проверочного характера во 2-4-х классах, проводимые с целью профилактики каллиграфии.
Письменные упражнения, выполняемые на специальных минутках по каллиграфии на уроках русского языка в 3-4-х классах, как правило, не оцениваются (они носят обучающее-тренировочный характер).
Количество и виды контрольных письменных работ определяются необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным существенным вопросам программы или в целом по небольшой теме.
Общие итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебного триместра, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. Количество итоговых работ не должно превышать следующие нормы. (см. табл. 1).
Для диктантов (списывания) целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, носить воспитательный, познавательный характер, быть доступными по содержанию и структуре учащимся данного класса.
Тексты диктантов должны быть средней трудности; содержать орфограммы на ранее и вновь изучаемы правила. Для 1-ого класса подбираются тексты, включающие в себя слова, в которых написание не расходится с произношением. Если же в текстах диктантов (1-4-е классы) встречаются слова или знаки препинания на правило, которые не изучаются в данном классе, они записываются на доске или чётко проговариваются учителем.
Объём диктанта и текста для списывания должен быть следующим:
1-й класс. В течение года - 2-3 строчные и прописные буквы, 2-3 слога, 2-3 слова или предложение из двух трёх слов.
В конце года – текст из 15 слов для диктант, текст из 15 слов для списывания.
Во 2-4-х классах объём диктанта и текста для списывания должен быть таким (см. табл.2).
На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматическое задания, отводится 35-40 минут во 2-4 классах, 25-30 минут в 1-м классе.
В 1-м классе используются только словесная оценка, а её критериями являются соответствие или несоответствие требованиям программы. Работа может быть признана удовлетворительной, если количество недочётов превышает пяти как при письме под диктовку, так и при списывании текста.
При оценке диктанта во 2-4-м классах следует руководствоваться следующими критериями.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений орфограмм. Работа написана аккуратно, чётко. Письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии (соблюдение правильного начертания формы букв, одинаковой высоты, наклона, равного расстояния между буквами и др.). Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление (вставка пропущенной буквы, исправление неточно написанной буквы и т.п.).
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических (фонетико-графических) ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической и 2 пунктуационных ошибок. Работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 орфографических (фонетико-графических) ошибок в следующих возможных вариантах: а) 3 орфографические и 2-3 пунктуационные, б) 4 орфографические и 2 пунктуационные, в) 5 орфографических и 1 пунктуационная ошибка. Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии. Допускаются дополнительно по одному исправлению любого характера.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено 5-7 орфографических (фонетико-графических) ошибок. Работа выполнена небрежно, имеется много серьёзных отклонений от норм каллиграфии.
Ошибкой в диктанте следует считать: нарушение правил орфографии при написании слов, а также пропуск и искажение букв в словах, замена слов; отсутствие знаков препинания (в пределах программы данного класса), неправильное написание слов, не проверяемых правилом (списки таких слов даны в программы каждого класса).
За ошибку в диктанте не считают:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла;
отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
За одну ошибку в диктанте считают: а) два исправления орфографического или фонетико-графического характера; б) две однотипные пунктуационные ошибки; в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы; г) две негрубые ошибки.
Негрубыми считают следующие ошибки: а) повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель); б) при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой опущена; в) дважды написано одно и то же слово в предложении.
Текущие и итоговые проверочные работы типа списывания (списывание текста из учебника, с доски и тд.). оцениваются по следующим критериям. (см. табл. 3).
При оценке работ типа списывания текста учитывается так же, как в диктантах, соответствие письма каллиграфическим требованиям по критериям, указанным в разделе оценки диктантов.
Таблица 1
Виды контрольных работ |
Классы | |||||||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | |||||
I полугодие | II полугодие | I полугодие | II полугодие | I полугодие | II полугодие | I полугодие | II полугодие | |
Диктант (с грамматическим задание) | - | 1 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 6 |
Списывание текста | - | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Изложение | - | - | - | 1 | - | 1 | 1 | 1 |
Сочинения в начальной школе только в виде обучающихся работ. |
Таблица 2
Классы | Триместры | ||
I-й | II -й | III-й | |
2-й | 25-30 слов | 30-35 слов | 35-40 слов |
3-й | 45-50 слов | 50-55 слов | 55-65 слов |
4-й | 65-70 слов | 70—75 слов | 75-80 слов |
Таблица 3
Оценки | Допустимое количество ошибок | ||
во 2-м классе | в 3-м классе | в 4-м классе | |
«5» | Нет ошибок. Допускается один недочёт графического характера | Нет ошибок. | Нет ошибок. |
«4» | 1-2 ошибки и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление |
«3» | 3 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление |
«2» | 4 и более ошибки и 1-2 исправления | 3 и более ошибки и 1-2 исправления | 3 и более ошибки и 1-2 исправления |
За ошибку в работах типа списывание считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера. За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочётов, которые даны для оценивания диктантов.
Задания для грамматического разбора (примерно три задания) должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изученным материалом по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного грамматического материала и проверить умения школьников использовать полученные знания в практике письменной и устной речи.
При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применить свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справился с большинством грамматических заданий.
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ. Их содержание составляют слова, написание которых не регулируется правилами (списки таких слов даны в программе каждого класса). Объем словарных диктантов для 2-го класса – от 8 до 10 слов, для 3-го класса – от 10 до 12 слов, для 4 класса – от 12 до 15 слов.
Оценки за словарный диктант во 2-4 –х классах выставляются в соответствии со следующими нормами.
Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение работы.
Оценка «4» ставится, если допущены 1 ошибка, 1 исправление.
Оценка «3» ставится, если допущены 2 ошибки, 1 исправление.
Оценка «2» ставится, если допущено от 3 и более ошибок.
Во 2-4-х классах проводятся также работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера – примерно один раз в 10-12 дней.
В течение учебного года общее количество творческих работ должно быть примерно следующим. (см. табл.4).
Таблица 4
Классы | Изложение | Сочинение | ||||
Триместры | ||||||
I | II | III | I | II | III | |
1-й | - | - | - | - | - | - |
2-й | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 |
3-й | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 |
4-й | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 |
В качестве контрольных проводятся: одно изложение в конце 2-3-го классов и два изложения в 4-м классе.
Объём текстов изложений должен быть примерно на 15-20 слов больше объёма текстов диктантов.
Для изложения следует брать тексты в основном повествовательного характера. В 3-м классе вводятся элементы описания и рассуждения. Тематика и содержание их должны иметь воспитывающую направленность и быть доступными детям.
Примерный объём сочинений в 3-4 –м классах – от 0,5 до 1 страницы; это примерно 9-10 предложений (50-60 слов) в 3-м классе и 11-12 предложений (70-80 слов) в 4-м классе.
При выборе тем сочинений необходимо учитывать связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки изложения (сочинения) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложениях), создание текста (в сочинениях), речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность.
При проверке творческих работ во 2-3-м классах выводится одна общая оценка с учетом всех критериев, указанных выше. В 4-м классе, учитывая достаточный объем изложений, сочинений, разнообразие лексического, синтаксического и речевого оформления мыслей, работы по развитию речи оцениваются двумя отметками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая – за грамотность.
Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта. При оценке содержания и речевого оформления изложений и сочинений следует учитывать следующие наиболее типичные недочёты: несоответствие теме, искажение содержания исходного текста (изложения), внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении, неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слова в несвойственном ему значении.
В целом нормативы оценки творческих работ (изложение, сочинение) следующие.
Оценка «5» ставится по содержанию и речевому оформлению: за правильное последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы; отсутствие фактических ошибок, богатство словаря; правильное речевое оформление. Допускается не более 1 речевой неточности.
За грамотность: если нет орфографических и пунктуационных ошибок. Допускается 1-2 исправления.
Оценка «4» ставится по содержанию и речевому оформлению: если правильно, достаточно полно передан авторский (исходный) текст (изложение), раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности . в целом допускается не более 3 речевых недочётов, а также недочётов содержании и построении текста.
За грамотность: если допускается не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки, 1-2 исправлений.
Оценка «3» ставится по содержанию и речевому оформлению: если в работе допущены некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонения от темы; в главном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, имеются речевые неточности. В целом допускается не более 5 недочётов речи в содержании и построении текста.
За грамотность: если допущены 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.
Оценка «2» ставится по содержанию и речевому оформлению: если работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторского (исходного) текста (изложение), допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей. Во всех частях работы отсутствие связи между ними, крайне беден словарь. В целом в работе допущено более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.
За грамотность: если допущены 6 и более орфографических и 3-4 пунктуационные ошибки, более 3-5 исправлений.
При оценке творческих работ также принимается во внимание аккуратность, чёткость письма. Критерии соответствуют изложенным выше ( в шкале оценок за диктант).
3. Итоговая оценка знаний, умений и навыков
Итоговая оценка выставляется в конце каждого триместра и в конце учебного года. Она выводится с учётом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Если в течение триместра ученик имел за их выполнение отрицательные отметки, ему не может быть выставлена за четверть положительная оценка по русскому языку. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика по всем показателям к моменту ее выставления, а не выводиться как средняя оценка.
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, проверяется программой по математике для четырёхлетней начальной школы. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения.
При проверке выявляются не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умения применять их к решению учебных и практических задач.
1-й класс
В 1-м классе четырехлетней начальной школы, как известно, пятибалльная система оценок не используется. Успехи учащихся определяются отношением ученика к учебе, его старательностью (прилежанием) при выполнении заданий учителя, продвижением (динамикой) в овладении формируемыми знаниями, умениями, навыками и, наконец, уровнем усвоения учебного материала. Такая оценка деятельности ребенка в 1-м классе дается в словесной форме и должна носить преимущественно характер поощрения, похвалы. Это не исключает возможности отметить те или иные негативные стороны в работе ученика. Однако во всех случаях оценка должна даваться доброжелательным тоном и нести положительные стимулы к дальнейшей работе ученика. Важно, чтобы все замечания и указания учителя были аргументированы на языке, доступном пониманию ребенка.
Большое значение имеет и то, что в течение урока возможно большее число учащихся должны получать оценку своей работы, а также то, что, подводя итоги урока, учитель оценивает работу класса в целом.
Выбирая формы, оценки, учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.
Письменную работу учащихся, выполняемую ими в тетрадях с печатной основой, необходимо проверять по ходу ее выполнения, исправляя допущенные ошибки и давая ее качественную оценку сразу же после выполнения.
В течение учебного года учитель ведет систематический учёт усвоения основных вопросов курса математики каждым учеником, выбирая форму учета по своему усмотрению.
По окончании учебного года все учащиеся переводятся во 2-й класс. Исключение составляют те из них, которые не усвоили основные разделы программы по состоянию здоровья. Вопрос о возможности продолжения обучения таких учащихся во 2-м классе решается медицинской комиссией.
2-4 классы
Во всех классах начиная со 2-го действует пятибалльная система оценок, и учитель руководствуется следующими нормами оценок знаний, умений и навыков учащихся.
I. Оценка устных ответов,
Оценка «5» ставится ученику, если он:
при ответе обнаруживается осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться;
производит вычисления правильно, достаточно быстро и рационально; умеет проверить произведенные вычисления;
умеет самостоятельно решать задачу (составить план, объяснить ход решения, точно сформулировать ответ на вопрос задачи);
правильно выполняет задания практического характера.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в работе, которые исправляет сам при указании учителя о том, что он допустил ошибку.
Оценка «3» ставится ученику, если он показывает осознанное более половины изученных вопросов и исправляет допущенные ошибки после пояснения учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и примеров.
II. Оценка устных ответов
Письменная работа по математике может состоять только из примеров, только из задач, быть комбинированной или представлять собой математический диктант, когда учащиеся записывают только ответы. Объем контрольной работы трёх первых видов должен быть таким, чтоб на ее выполнение учащимися требовалось в I полугодии 2-го класса до 20 минут, во II полугодии до 35 минут, в I и II полугодиях 3-го и 4-го классов – до 40 минут, причём за указанное время учащиеся должны успеть не только выполнить работу, но и проверить её.
А. Письменная работа, содержащая только примеры
При оценке письменной работы, включающей только примеры (при числе вычислительных действий не более 12) и имеющей целью проверку вычислительных навыков учащихся, ставятся следующие отметки.
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка «3» ставится, если в работе допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Оценка «2» ставится, если в работе допущено 5 и более вычислительных ошибок.
Б. Письменная работа, содержащая только задачи
При оценке письменной работы, состоящей только из задач (2 или 3 задачи) и имеющей целью проверку умений решать задачи, ставятся следующие отметки.
Оценка «5» ставится, если все задачи решены без ошибок.
Оценка «4» ставится, если нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущена хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи независимо от того, 2 или 3 задачи содержит работа, и одна вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена одна задача.
Оценка «2» ставится, если допущены ошибки в ходе решения двух задач или допущены одна ошибка в ходе решения задач и 2 вычислительные ошибки в других задачах.
В. Письменная комбинированная работа
Письменная комбинированная работа ставит своей целью проверку знаний , умений и навыков учащихся по всему материалу темы, четверти, полугодия, всего учебного года и содержит одновременно задачи, примеры и задания других видов по нумерации чисел, на сравнение, на порядок действий и др.). Ошибки, допущенные при выполнении этих видов заданий, относятся к вычислительным ошибкам.
При оценке письменной комбинированной работы, состоящей из одной задачи, примеров и заданий других видов, ставятся следующие отметки:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка «3» ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задачи.
Оценка «2» ставится, если допущена ошибка в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.
При оценке письменной комбинированной работы, состоящей из двух задач и примеров, ставятся следующие отметки:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка «3» ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения одной из задач, при правильном выполнении всех остальных заданий, или допущены 3-4 вычислительные ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задачи.
Оценка «2» ставится, если допущены ошибки в ходе решения двух задач, или допущены ошибка в ходе решения одной из задач и 4 вычислительные ошибки, или при решении задачи и примеров допущено более 6 вычислительных ошибок.
Наличие в работе недочётов вида: неправильное списывание данных, но верное выполнение задания, грамматические ошибки в написании математических терминов и общепринятых сокращений, неряшливое оформление работы, большое число исправлений ведет к снижению оценки на один балл, но не ниже «3».
Г. Математический диктант
При оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметических действий, ставятся следующие отметки:
Оценка «5» ставится, если все задачи решены без ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнена неверно 1/5 часть примеров от их общего числа.
Оценка «3» ставится, если выполнена неверно ¼ часть примеров от их общего числа.
Оценка «2» ставится, если выполнена неверно ½ часть примеров от их общего числа.
III. Итоговая оценка знаний, умений и навыков
За триместр и за год знания, умения и навыки по математике во 2-4 классах оцениваются одним баллом.
Основанием для выставления итоговой оценки служат результаты систематических наблюдений учителя за повседневной работой учащихся, результаты устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если большинство его текущих контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
При устных ответах оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе и результаты практических работ ( в пределах программы), устанавливает связь между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, даёт полные ответы на поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании терминов. При указании на них учителем все эти недочёты ученик легко исправляет сам.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, результаты практических работ, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, но может с помощью учителя исправить перечисленные недочёты, ориентируясь в тексте учебника с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ
В 1-м классе отметки за знания и умения учащихся не ставятся, дается словесная оценка: хорошо, отлично. Если работа выполнена плохо, то учитель показывает ученику, что и как надо изменить или сделать, чтобы изделие стало лучше.
Оценки выставляется со 2-го за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операций; за умение составлять план работы, поставить опыт, определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты , определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними; за умение различать семена цветочно-декоративных и овощных растений, за выращивание растений и уход за ними.
Выполнение изделия в целом
Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
Оценка «3» выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.
За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу отметку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой.
Изделие с нарушением конструкции, не отвечающей его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.
За готовое изделие во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся. (Проверочные работы проводятся каждый триместр и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определенного количества уроков или как итоговый урок по видам технологий.)
Отдельные технологические операции
Оценка «5» выставляется за точность выполнения различных видов разметки, раскроя материалов; правильность сгибания; выполнение равномерных стежков; точность выполнения изделия из деталей конструктора соответственно образцу или рисунку; безошибочное распознавание крупных семян овощных и цветочно-декоративных растений, правильный уход за комнатными растениями без напоминания взрослых; экономное и рациональное использование материалов, инструментов в зависимости от их назначения; умение составить план работы по наводящим вопросам (2-й класс), самостоятельно составлять план после коллективного анализа конструкции изделия (3-й класс), составить план после самостоятельного анализа изделия (4-й класс); умение продемонстрировать изделие в действий (2-й класс), с объяснением (3-й и 4-й классы).
Оценка «4» выставляется, если ученик при разметке допустил неточность (до 3 мм), при раскрое – отклонение от линии разметки на 1 мм, нерационально использовал материал; порядок на рабочем месте соблюдал после напоминания учителя; при распознавании 4-5 видов семян допустил не более 1 ошибки; составил план работы по наводящим вопросам учителя (2-й класс), вместе с учителем (3-й класс), самостоятельно составил план предстоящей работы с 1 ошибкой (4-й класс)
Оценка «3» выставляется, если ученик при разметке допустил неточность: от 3 до 10 мм во 2-м классе, от 2 до 5 мм в 3-м классе, до 2 мм в 4-м классе; неэкономно использовал материал (2-й класс), нерационально использовал материал и инструменты (3-й класс), соблюдал порядок на рабочем месте только с напоминанием учителя, при распознавании семян, всходов допустил 2-3 ошибки; при работе с деталями конструктора слабо закрутил гайки, не использовал контргайку; при составлении плана работы по наводящим вопросам учителя 3 логические ошибки (2-й класс), при составлении плана работы вместе с учителем допустил 3 логические ошибки (3-й класс), при самостоятельном составлении плана работы изготовления изделий допустил 2 логические ошибки (4-й класс).
Для объективности оценки знаний и умений учащихся необходимо вести учёт усвоения программных требований каждым ребенком. Примерная схема учёта программных знаний и умений для 1-го класса проводится ниже. По аналогии учитель может составить схему и для 2-4-х классов.
Оценка может быть объективной в том случае, если учитель планирует опрос и наблюдения за учащимися. В план урока он записывает фамилии 3-4 учеников, за которыми будет наблюдать, как они соблюдают порядок на рабочем месте в течение всего урока, 3-4 учеников, у которых проверит умения точно размечать детали на материале, у 3-4 учеников – умения правильно и точно резать по линиям разметки, у следующих 3-4 учеников – умения аккуратно работать с клеем, выполнять стежки или работать, соблюдая правила безопасной работы с инструментами на уроках технического или сельскохозяйственного труда.
Если ученик плохо справляется с тем заданием, которое проверяет учитель, то учитель обязан заново показать ребенку, как правильно выполнять работу. В этом случае оценка ставится через несколько уроков.
Так осуществляется индивидуальная работа с учащимися на уроке.
Таким образом, за урок учитель выставляет несколько оценок, но все они будут выставлены за определенные знания и умения.