ПОЛОЖЕНИЕ
о кабинете технологии МБОУ СОШ №17 г. Тулы
1. Общие положения
1.1.В общеобразовательной школе создаются следующие учебные мастерские: для трудового обучения учащихся 1-4 классов; по обработке тканей, для работ с пищевыми продуктами по обработке металла, по обработке древесины (или комбинированная мастерская) для учащихся 5-8классов.
1.2.Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемое классов (классов-комплектов) с учётом, номенклатуры типов зданий, состава и площади помещений образовательных школ.
1.3.Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях.
1.4.В кабинете должны строго соблюдаться требования - Положения об организации работы по охране труда и правил по техники безопасности и производственной санитарии для школьных учебных мастерских. В соответствии с требованиями данных Правил производится освящение, отопление, общая и местная вентиляция мастерских. Электрические розетки маркируется по напряжению. Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности по ГОСТ 12.4.026-76. ССБТ « Цвета сигнальные и знаки безопасности».
2. Положение кабинета технологии в МБОУСОШ№17
2.1. Кабинет технологии, созданный в МБОУ СОШ №17, предназначен для:
- трудового обучения (обслуживающий труд) учащихся 5-8 классов с соответствии с утверждёнными программами;
- проведения факультативных занятий по трудовому обучению
- работы художественно-прикладных кружков.
2.2. Кабинет оснащён оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования по технологии и учебного оборудования по технологии для образовательных школ, а также дидактическими материалами, технической и технологической документации .
2.3.В кабинете оборудованы рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочие место учителя. Конструкция и организация рабочих мест обеспечивают возможность выполнения работ в полном сотвецтвии с учебными программами, а также учитывают различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.
2.4.Рабочие места укомплектованы постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размешены в укладках различной конструкции.
Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления 5-8 классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских -20 и более человек.
2.5. Рабочее место учителя в кабинете оборудовано компьютерным столом, настенной 3-х элементной доской с комплектом классных инструментов. В зоне рабочего места учителя размещены ноутбук, принтер, мультимедийный проектор, шкафы для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. К рабочему месту учителя подведено электропитание напряжением 220 В.
2.6.Кабинет оснащён умывальниками со щётками и мылом. Допускаться размещение ёмкости для отходов в специально отведённых местах. В комплект оборудования кабинета входит аптечке первой помощи (ТУ 64-7-51-72),а также противопожарные средства, включая порошковый огнетушитель, около аптечки адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения.
2.7.Кабинет оформлен стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том – по безопасности труда и производственной санитарии материаловедению, профессиональной ориентации и др. В кабинете организована постоянно действующая выставка изделий и работ учащихся.
2.8. Рабочие места учащихся обеспечены инструкциями по охране труда при выполнении конкретных видов работы, разработанными на основе типовых, утверждёнными директором школы и согласованными с профсоюзным комитетом. Инструкции пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
2.9. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения №387 от 10 апреля 1981 года к занятиям в кабинете допускаются школьники, по трудовому обучению. Сведения об учащихся, не допущенных к работе, учитель получает у медицинского персонала, закрепленного за образовательным учреждением. Все практические работы по трудовому обучению в кабинете выполняются в спецодежде ( передник , косынка ). Коллективное пользование спецодеждой не допускается.
К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускают только после проведения инструктажа по охране труда.
2.10. Заключение о пригодности кабинета к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему ОУ к учебному году и оформляется актом.
2.11. Организация и режим занятий, условия внешней среды в кабинете определяются с определяются с учётом санитарно – гигиенических требований к организации трудового обучения учащихся 5-8 классов, утверждённых Главным санитарно -эпидемиологическим управлением.
2.12. Администрация школы принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.
Приказом по школе учителя (учителей) технологии возлагается выполнение обязанностей мастера учебной мастерской.
учитель технологии, выполняющих обязанности мастера учебных мастерских:
-совместно с заместителем директора по хозяйственным части выполняет работу по обеспечению кабинета оборудованием, инструментами и материалами;
-планирует работу кабинета;
-Организует накладку и ремонт техники, оборудования, инструментов, приспособлений;
-следит за современно проверкой электрооборудования, его заземления (зануления), состояния оборудования и санитарно-гигиеническое состояние кабинета;
-отвечает за безопасное состояние оборудования и санитарно-гигиеническое состояние кабинета;
-принимает на ответственное хранение имущественно -материальные ценности кабинета, ведет в установленном порядке учет.
Учителя трудового обучения, руководители кружков т общественно-полезного труда, работающие в мастерских:
-осуществляет подготовку инструментов и приспособлений к занятиям;
-проводят инструктаж учащихся по охране труда по каждому виду проводимых работ с последующей регистрацией в журнале установленной формы;
-несут ответственность за выполнение учащимися правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в кабинете.
Учителя трудового обучения один раз в пять лет проходят курсовую переподготовку по охране труда и аттестацию по званию правил технической эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В, использующихся в учебных мастерских, с присвоением квалификационной группы не ниже третьей.
2.13. Использование кабинета технологии, его оборудования в целях, непредусмотренных настоящим Положением, запрещается.
3.Специальные требования к мастерским по обработке тканей и кулинарии
3.1. Рабочими местами индивидуального пользования в данных мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами, укомплектованными ручным, ножным и электрическим приводами, с планшетами для инструкционных карт и укладками с инструментами. В кабинете рабочие места индивидуального пользования оборудованы двухместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала с установленными на них бытовыми швейными машинами с электрическим приводом.
3.2. Рабочими местами коллективного пользования являются гладильная доска, примерочная, электрическая плита, мойки, разделочные столы. В связи с отсутствием универсальных рабочих столов в кабинете установлены также два стола для раскроя тканей.
3.3. К мойкам в кабинете подведена горячая и холодная вода.
3.4. При выполнении работ по обработке тканей рабочее место учителя дополнительно оборудовано манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.
Зав. Кабинетом технологии Т.А.Тамарчук