СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о личности учителя и его необходимые личностные качества

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Собрана самая важная информация, необходимая для учителя

Просмотр содержимого документа
«Понятие о личности учителя и его необходимые личностные качества»

Понятие о личности учителя и его необходимые личностные качества


Образ современного учителя состоит из множества факторов и рассматривается относительно как самого преподавания, так и воспитательной работы. Именно учитель относится к классу организующей профессий, управляя процессом обучения и преобразующих, имея своей целью развитие личности учащегося. В отличие от родителей и друзей учитель развивает ребенка профессионально. Определение понятия личности как таковой вызывает трудности у психологов, в связи с его многоаспектностью. Существует огромное количество трактовок, опирающихся на разные концепции, однако большинство из них сходятся в одном: личность не обусловлена генотипически, личностью не рождаются, ей становятся.Говоря о личности, мы подразумеваем набор качеств, сформированный под влиянием общества, который и будет определять ход и характер действий конкретного индивида. Личность сначала формируется сама, а потом, исходя из своих качеств, так или иначе, взаимодействует с окружающими людьми.Маркова отмечает, что личность педагога складывается непосредственно в ходе профессиональной подготовки и сама является объектом педагогической деятельности, приспосабливается к профессиональным требованиям, однако затем уже сформированная, «подогнанная» под профессию учителя личность сама начинает строить и развивать свою деятельность. [17]

«Учитель – не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке» - пишет В.А. Сластенин. [18, с. 26].

А.К. Маркова пишет: «Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения. Педагогическая направленность - это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика (она не ограничивается любовью к детям). Устойчивая педагогическая направленность - это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе» [11, с. 42]. Именно педагогическая направленность личности определяет логику действий учителя, именно она является «скелетом» его педагогической деятельности.

Профессиональная направленность личности учителя содержит в себе как педагогическое призвание, так и интерес к профессии. «Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу» - пишет В.А. Сластенин [18, с. 28].. Призвание совершенно необязательно дается от рождения и оценивается самой личностью в процессе обучения. Однако основой педагогического призвания можно назвать любовь к детям. Именно она способствует саморазвитию и совершенствованию профессиональных свойств учителя. Перейдем к рассмотрению свойств личности учителя. Свойства учителя включают способности и характер. «Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств и личности воспитуемого» [11, с. 42]. Выделяют две группы способностей: 1) перцептивно-рефлексивные, то есть способности учителя определять уникальность ученика, сопереживать ему и понимать самого себя с позиции ученика. Эту способность Маркова называет «ядерной» в личности учителя; 2) проективные, конструктивные, управленческие способности, которые необходимы для управления педагогическим процессом и включают в себя способности прибегать к мотивам, влиять на учащегося, при этом не превращая это в манипулирование. Следующим свойством личности учителя является его характер. По определению Р.С. Немова, характер – это устойчивые черты личности, которые влияют на общение с другими людьми, на деятельность [15, с. 405].

Характер – это приобретенное свойство личности, он воспитывается. Психологи отмечают, что, например, направленность личности как раз в силах повлиять на характер и сложить отношение к определенной ситуации. Так, выделяют несколько способов реагирования учителя исходя из его речевой реакции:

1. По содержанию: оценочный (объективная или несправедливая оценка ученика), защитный (проникновение в мотивы ученика, прощение и оправдание ученика), регулирующий (мобилизующими ученика или запрещение, указание);

2. По эффективности и по отношению к цели педагогической деятельности: конструктивный (реально способствующими достижению цели), псевдоконструктивный (создающими видимость участия педагога в решении проблемы), деструктивный (являющимися препятствием для выхода из эмоциогенной ситуации);

3) По характеру активности – наступательный (оценка ученика и себя, выявление позиции другого), уступающий (предоставление инициативы другому, поддерживание другого), рационализирующий (выявление положительных качеств и затруднений у себя и другого);

4) По функции - мобилизующий (рекомендации ученику, себе), успокаивающий (участие, примирение), провоцирующий (разоблачение другого, упрямство).

Если учитель не уверен в себе, он не сможет создать благоприятную обстановку, возможно, прибегнет к авторитарному стилю ведения занятий (который будет рассмотрен ниже), и, как следствие, ученики не будут чувствовать себя комфортно, что негативно скажется как на обучении, так и на воспитании.

Индивидуальность определяет стиль преподавания. А.К. Маркова обозначает индивидуальный стиль, как « характерное для данного учителя устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения, а также более частные особенности, такие, например, как ритм работы, определяемый психофизиологическими особенностями и прошлым опытом» [11, с. 46]. Учителю необходимо прибегать к собственному стилю работы, иначе ему будет просто некомфортно работать. Однако не стоит забывать о цели его работы – умственном и личностном развитии его учеников.

Нельзя путать стили руководства и стили педагогической деятельности учителя в целом. Классификация первых была предложена немецким психологом Куртом Левиным после проведенного им эксперимента в 1938 году. Это разделение стилей руководства на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле учитель прибегает к приказному тону, всеобъемлющему контролю, жесткой дисциплине. При демократическом стиле учитель общителен, дружелюбен, открыт. Название последнего стиля говорит само за себя: учитель не участвует в педагогическом процессе или делает это «спустя рукава». Исследования показали, что наилучшие успехи проявили ученики под руководством демократичного учителя. Они проявляли интерес к работе и сплачивались. Авторитарный стиль вызвал у учеников агрессию, попустительский просто не дал результатов [5, с 160].

А.К. Маркова выделила четыре стиля педагогической деятельности учителя, среди которых мы рассмотрели 2 крайних подробно:

1. Рассуждающе-методичный подход – это четко структурированный, организованный стиль под жестким руководством. Отмечается, что профессиональная самооценка у таких учителей чаще невысокая.

2. Эмоционально-импровизационный подход. Учитель рассчитывает на самостоятельность учеников, не занимается повторением, увлекается процессом. Такой подход не всегда способствует усвоению знаний. Профессиональная самооценка обычно завышена.

Стиль может меняться с приобретением опыта в течение всей педагогической деятельности [11, с 46].

Индивидуальность определяет авторитет – позицию учителя, обеспечивающего его влиянием на учеников. Авторитет не прикладывается к должности учителя, его нужно заработать. Он опирается на характеристики учителя. Наиболее эффективными для получения авторитета являются: демократический стиль руководства, способность к сопереживанию (эмпатия), стремление к росту.

Одним из столпов авторитета является педагогическая справедливость. В.А. Сухомлинский писал: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю».

Перейдем к обсуждению еще одной интегральной характеристики личности учителя - его творческого потенциала. Творчество – это процесс, результатом которого является создание новых материальных или духовных ценностей. Творчество – это мышление, выходящее за пределы решения возникшей задачи известными способами. В педагогической деятельности творчества выражается как в репродуктивности (то есть способности перестроить собственную педагогическую деятельность в изменившихся обстоятельствах), так и в создании новых, меняющих классическое представление об объекте изучения [5, с. 148]. Но как определить, творческая ли личность? А.К. Маркова выделяет следующие признаки творческой личности:

  • способность замечать и формулировать альтернативы;

  • подвергать сомнению на первый взгляд очевидное;

  • избегать поверхностных формулировок;

  • умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности;

  • увидеть перспективу;

  • отказ от ориентации на авторитеты;

  • способность увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;

  • отказ от категорических суждений, деления на белое и черное;

  • готовность отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска. [11, с. 48].

Педагогическое творчество может распространяться как на диагностическую и методическую деятельность, так и на педагогическое общение в виде нахождения новых форм общения, новых решений коммуникативных задач, а так же на саморазвитие учителя. Так же она приводит три уровня педагогического творчества:

1. Уровень элементарного взаимодействия с классом. Учитель действует по отработанной методике, по опыту коллег.

2. Уровень оптимизации деятельности на уроке. Учитель сам отбирает содержание, методы и форму обучения исходя из целесообразности.

3. Эвристический уровень. Учитель полностью самостоятелен, он вооружен готовыми приемами, которые были индивидуально отобраны и соответствуют особенностям ученика. [11, с. 49].

Таким образом, педагогическое творчество начинается с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существенного опыта. Однако и это еще не конец. Особенно одаренные, талантливые педагоги становятся рационализаторами или новаторами. Рационализаторство - это адаптация педагогической деятельности к конкретным условиям. Новаторство означает оригинальную, новую практику в преподавании. Новаторство - это особый тип мышления, способность находить оригинальные решения и возвращать их в педагогическую практику. «Новаторство - это и особый тип личности, для которого характерна устойчивая профессиональная направленность,умение защитить свои идеи, доказать их новизну и дееспособность, это индивидуальность и авторская концепция. Новаторство - это вклад и в науку, и в опыт» - пишет А.К. Маркова [11, с. 52].

В заключение рассмотрим конкретные умения, требуемые от учителя. Прежде всего, по мнению А.К. Марковой, это умение удерживать профессиональную позицию педагога, преодолевать трудности во имя гуманистической идеи педагогики. Важны также умение развивать свои способности, умение управлять, умение контролировать эмоции, умение воспринимать позитивные возможности себя и учащегося, умение творческого поиска. Отдельно выделяется умение осознавать перспективу своего профессионального развития, критически подходить к себе, развивать сильные стороны, устранять слабые. «Реализация личностных качеств и свойств формирует такие аспекты профессиональной позиции, как учитель-гражданин, учитель-оптимист, учитель-индивидуальность, учитель - мастер, творец, новатор» [11, с. 52].

Какие качества, с точки зрения Я. А. Коменского, присущи учителю, выполняющему возложенную на него благороднейшую задачу? Прежде всего — любовь к своему делу, которая побуждает наставника юношества искать то, чему нужно обучать всех, постоянно трудиться и думать о том, как учить учеников, чтобы наука усваивалась ими «без воплей, без насилия, без отвращения». Учитель, пишет Коменский, как ваятель, с любовью старается красиво изваять и расписать «Божьи изображения» — детей, чтобы придать им «наибольшее сходство с оригиналом». Трудолюбие — важнейшее качество учителя, «кто берётся за наивысшее, тот должен познаться и с ночным бодрствованием и трудами и избегать пиров, роскоши и всего, что ослабляет дух». Собственная образованность, широта знаний и опыт учителя достигаются величайшим трудом, которым педагог занят всю жизнь.Чтобы учитель мог достойно выполнить почётные обязанности, ему следует расположить к себе учеников отеческим и сердечным отношением к ним, приветливостью и лаской, отличным знанием своей науки. Я. А. Коменский советует наиболее прилежных учеников поощрять похвалой, а малышей можно угостить за прилежание яблоками или орехами. Относясь к ученикам с любовью, учитель легко завоюет их сердца, и тогда им больше захочется находиться в школе, чем дома. Он должен быть не только руководителем, но и другом для детей. Для учащихся очень важен пример учителя, которому они стараются подражать. Учителя, - считает Коменский, - должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности - примером бодрости и трудолюбия, в поведении - скромности и благонравия, в речах - искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни. [23, с. 190] Он говорил: «Учитель не должен быть ходячей энциклопедией, а должен помочь ученику ориентироваться в литературе, систематизировать её, выделять главные моменты». [23, с. 192]

Учитель должен стоять выше всех предрассудков, для него ученик это главное, перед чем он преклоняется. Идеал — образ совершенства, олицетворение наибольших и возможно абсолютных жизненных ценностей. Я. Коменский говорил, что человеческое находится в человеке.

По мнению великих западных педагогов 19 века личность учителя играет решающее значение в процессе образования. Он должен творчески подходить к использованию правил и методов обучения. Успешность обучения обеспечивается не методом, по мнению Я.А. Коменского, а учителем. Учитель должен обладать: мудростью, мужеством, быть справедливым, рассудительным, скромным, трудолюбивым, доброжелательным. Так как учитель занимается развитием учащихся, важнейшее значение имеет саморазвитие учителя. Не факт, что большой профессионал, учёный сможет учить детей, особенно в школе. Для этого нужен особый склад личности, неповторимые качества воспитателя.

Личные качества, необходимые учителю:

  1. склонность к работе с детьми;

  2. умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;

  3. высокая степень личной ответственности;

  4. самоконтроль и уравновешенность;

  5. терпимость, безоценочное отношение к людям;

  6. интерес и уважение к другому человеку;

  7. стремление к самопознанию, саморазвитию;

  8. оригинальность, находчивость, разносторонность;

  9. тактичность;

  10. целеустремлённость;

  11. артистизм;

  12. требовательность к себе и другим;

  13. наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребёнка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).

Профессия учителя требует, как правило, педагогического образования. Его в настоящий момент можно получить в колледжах (чаще это уровень воспитателя дошкольных учреждений или учителя начальных классов) или педагогических или общих университетах (бакалавриат - 4 года - с правом преподавания отдельных учебных дисциплин в школе, магистратура - 2-3 года - дополнительное право занимать руководящие должности и проводить научно-исследовательскую работу, аспирантура - 3 года - право преподавать в высших учебных заведениях).