Понятие коррупции очень многогранно, тем точнее надо разделить ее по видовым признакам для того, что бы легче было понимать, с чем и как бороться. Необходимо отметить, что у разных авторов: Саттарова Г.А., Левина М.И., Медведева В.В., Селихова Н.В и др. видовая классификация коррупции различна. Автор же разделяет коррупцию по четырем видам в зависимости от сферы деятельности:
1. По субъектному составу на:
- высшую коррупцию, которая охватывает политиков, государственных чиновников федерального уровня и сопряжена с принятием законов и решений на высшем уровне: в Правительстве РФ, Федеральном Собрании РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, Верховном Суде РФ и иных федеральных органах, а также на уровне субъекта РФ. Данный вид коррупции охватывает высшее чиновничество и сопряжен с принятием решений, имеющих высокую цену – это принятие законов, изменение формы собственности (приватизация), государственные заказы, контракты, выдачи лицензий на использование недр и т.д. На этом уровне происходит и политический протекционизм, и клиентизм, и непотизм, и лоббизм, и подкуп избирателей, и проведение «грязных» выборных компаний;
- низовую коррупцию, происходящую при непосредственном взаимодействии человека с представителями органов местного самоуправления;
- особую коррупцию, проявляющееся в негосударственных организациях, сотрудники которых (коммерческих или некоммерческих) также могут распоряжаться не принадлежащими им материальными средствами для личной выгоды, т.е. они совершают действия, нарушающие интересы представляемых организаций, в пользу третьих лиц, или организаций, получающих от этого свои выгоды. Например, получение кредитных средств под несуществующие инновационные проекты с последующим исчезновением, как денег, так и людей, получающих их.
2. По объекту воздействия:
- коррупция в органах законодательной власти, которая проявляется в форме взяточничества для принятия нужного решения, лоббизма, протекционизма, назначения на должности "нужных людей" или родственников в иные органы государства. Вред от этого вида коррупционного проявления огромен, так как создаваемые и изменяемые правовые нормы отражают не общегосударственные интересы, а узко корпоративные и корыстные, что приводит к социальному неравенству, политической апатии населения и недоверию последнего в демократические ценности;
- коррупция в органах исполнительной власти, особенностью которой является неправомерная деятельность при исполнении чиновниками своих служебных полномочий при реализации управленческих решений. Сюда входит: подкуп, хищения, взяточничество, злоупотребления служебным положением, лоббизм, протекционизм, предоставление служебной информации и др.;
- коррупция в судебных органах, влекущая за собой тяжкие последствия "не наказания" виновных, разрешение дел, исходя из "телефонного права", и проявляющаяся, главным образом, во взяточничестве и подкупе. Генеральный прокурор Российской Федерации на совещании 12 марта 2003 года признал: "Если не угрозой, то серьезной проблемой является законность в деятельности самих правоохранителей. Участились факты прямого участия наших сотрудников в преступлении, грубости, пренебрежительного отношения к людям»[1]. А ведь это очень опасная тенденция, так как коррупция в правоохранительных органах влечет за собой увеличение коррупции и в иных органах государственной и муниципальной власти в негосударственных структурах;
- коррупция в органах местного самоуправления, которая во многом повторяет коррупцию в органах исполнительной и законодательной власти и характеризуется "меньшим размахом" коррупционных правонарушений;
- коррупция в коммерческих и некоммерческих организациях, которая еще требует серьезного осмысления в российском праве.
3. По характеру воздействия на регулируемые отношения:
- уголовно наказуемые преступления;
- гражданско – правовые нарушения;
- административные и дисциплинарные проступки;
- злоупотребления публичным статусом: лоббизм, непотизм, протекционизм, предоставление служебной информации третьим лицам, переход на руководящие должности в коммерческие и некоммерческие организации и т.п.
4. По своему охвату (размерам):
- региональная, действующая в определенном регионе и зависящая от многих факторов. По данным Фонда ИНДЕМ, наиболее коррумпированными субъектами РФ стали Москва, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, менее коррумпированными Архангельская и Воронежские области, Республика Карелия[2];
- национальную, действующую в рамках одной страны, одной системы права;
- межнациональную (международную), охватывающую своим действием несколько государств. Так, крупными корпорациями США выплачивались взятки должностным лицам различных уровней за рубежом для получения иностранных заказов поставок вооружений, нефтепродуктов и других товаров. В связи с разоблачением последних в 1977 году был принят первый в мировой практике Закон об иностранной коррумпированной практике в США, который предусматривал санкции до 2 млн. долларов для корпораций и 5 лет лишения свободы для физических лиц, участвующих в коррупционных действиях. Этим законом запрещалось предлагать, давать, разрешать выплаты какими – либо ценностями любому должностному лицу или официальным лицам в партиях с целью воздействовать на официальный акт или решение ради получения конкурентного преимущества.
Дахин А.В. писал, что особенность коррупции состоит в том, что она развивается в сфере управления, функциональных отношений должностных лиц, дублирует, замещает собой функциональные отношения должностных лиц, представляет собой альтернативу разрешенным законодательством действий этих лиц[3]. При этом существование коррупции в системе органов государственного управления никем не отрицается, но практически ничего не пишут о коррупции в системе органов местного самоуправления и в коммерческих и некоммерческих организациях.
"Почти полное отсутствие конструктивных, рационалистических метафор в осмыслении коррупции свидетельствует о том, что российское общество не находит позитивных ресурсов для борьбы с этим социально-политическим феноменом. Оно фактически сдалось и не в состоянии серьезно ему противодействовать. Эксперты сходятся на том, что «коррупция в России вошла в стадию формирования коррупционных сетей - организованных групп, созданных для совместного извлечения дохода из коррупционной деятельности. Подобные сети, по мнению экспертов, имеют три составляющие: коммерческую или финансовую структуру, реализующую полученные выгоды и льготы и превращающую их в деньги; группу государственных чиновников, обеспечивающих прикрытие при принятии решений; группу защиты коррупционных сетей, в которую входят должностные лица правоохранительных органов[4]".
Коррупция в органах государственной и муниципальной службы ведет к неэффективной экономике и неоправданным расходам из-за своего влияния на распределение бюджетных средств, фондов, продукции и в сфере потребления. Прибыль, полученная через коррупционные связи, в основном, не передается в инвестиционный сектор, а используется в секторе потребления или передается в иностранный банковский сектор, что влечет за собой утечку капитала из экономики страны.
Кроме того, коррупция генерирует несправедливое распределение, разрешая наименее эффективному контрагенту, но имеющему возможность подкупать чиновников, быть получателем государственных контрактов. И поскольку затраты на взятку включаются в цену произведенного товара или услуги, в целом требования к продукции уменьшаются, вследствие чего ухудшается структура продукции и падает потребление товаров и услуг.
Таким образом, общее негативное влияние коррупции состоит в уменьшении общего благосостояния народа.
[2] Костиков В.В. Где в России больше взяточников// Аргументы и факты. №41, 2002г. С.41
[3] Дахин А.В. Коррупция: элементы социологической модели // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. Нижний Новгород, 2001г., С. 192.