3. Мотивацио-нно- целевой этап. | Задание: послушайте притчу и ответьте на вопросы: - О чем эта притча? В чем ее смысл? Однажды Скорпион попросил Черепаху перевезти его через реку. Черепаха отказывалась, но Скорпион всё-таки её уговорил. — Ну, хорошо, — согласилась Черепаха, — только дай слово, что ты меня не ужалишь. Скорпион дал слово. Тогда Черепаха посадила его на спину и поплыла через реку. Скорпион сидел смирно всю дорогу, но у самого берега больно ужалил черепаху. — Как тебе не стыдно, Скорпион? Ведь ты же дал слово! — закричала Черепаха. — Ну и что? — хладнокровно спросил он. — Скажи, почему ты, зная мой нрав, согласилась везти меня через реку? — Я всегда стремлюсь помочь каждому, такова уж моя природа, — ответила Черепаха. — Твоя природа — помогать всем, а моя — всех жалить. Я сделал ровно то, что делал всегда! Вывод: приближая к себе необязательных и непорядочных людей, не обижайтесь и не ропщите, если вдруг они вас подведут. Такова их природа. Если сомневаетесь в человеке — держитесь от него подальше. Не пускайте его в свою жизнь. | Слушают притчу, анализируют ее, отвечают на поставленные вопросы. | Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других. |
5. Усвоение новых знаний и способов действий | 1. Понятие порядочности Проведем словарную работу. Откройте в учебнике стр. 18, найдите «окошечко» «Откроем » его и прочитаем вслух понятие «порядочность». Итак, порядочность — моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим. Согласно «Определениям» платонической школы, порядочность — это «искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей; честность характера». В переводах этических сочинений Аристотеля как «порядочность» иногда передается термин эпиэйкейя (который чаще переводится как доброта). Порядочный (эпиэйкес) человек по своей воле никогда не сделает дурного. Задание: Теперь выполним задание в группах (2 группы). На стр.19 даны иллюстрации. Ваша задача – составить рассказ к ним. 1 группа составляет рассказ к верхней иллюстрации, 2 группа – к нижней. Когда вы будете слушать рассказы друг друга, попробуйте задать вопросы по этим рассказам. Какой общий смысл у этих двух рассказов? О чем в них идет речь? 2. Порядочный человек Вопрос: А как вы понимаете выражение «порядочный человек»? Задание: послушайте мой рассказ о порядочном человеке. Выделите те качества, которые соответствуют понятию порядочность. Порядочность – это душевная чистоплотность. Порядочность – это способность не причинить вреда ни словом, ни делом, ни мыслью, никому, никогда, ни при каких обстоятельствах. Порядочный человек никогда не совершит бесчестный поступок, могущий иметь для кого-либо, в том числе и себя лично, даже условно гипотетически негативные последствия. Порядочный человек вопреки своим интересам будет поступать по совести. Порядочный человек никогда никому не завидует. Наоборот старается радоваться чужим успехам, не стремится заполучить то, что уже кому-либо принадлежит, он честен и правдив. Порядочный человек осознает кратковременность жизни и спешит делать добро. Он с пониманием и состраданием относится к другим людям, проявляя при этом доброжелательность и отзывчивость. Порядочный человек не злословит, то есть он говорит об отсутствующем человеке так, как будто он сидит напротив. Стивен Кови пишет: «Порядочность включает честность, но она шире этого понятия. Быть честным – это говорить правду, обеспечивать соответствие наших слов реальности. Быть порядочным – это обеспечивать соответствие реальности нашим словам, то есть выполнять обещания и оправдывать ожидания. Для этого требуются порядочный характер и единство – главным образом с самим собой, но также и с реальностью жизни. Одно из важнейших проявлений порядочности – это лояльность к отсутствующим. Защищая тех, кто отсутствует, вы приобретаете доверие тех, кто присутствует. Порядочный человек обязателен и уважителен к другим людям. Ему и в голову не придет давать обещания, заранее зная, что он их не выполнит. Он свято относится к своим обязательствам и договоренностям. С таким человеком не нужно обкладываться письменными договоренностями, подписями, печатями и санкциями. Достаточно пожать ему руку и можно быть полностью уверенным, что он в «лепешку» разобьётся, но выполнит свои обязательства. На порядочность можно положиться, она не подведет в трудную минуту, не предаст, не подставит и не сподличает. Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других. Уважительность к людям – визитная карточка порядочности. Поэтому ее высоко ценят другие порядочные люди. 3. Порядочные поступки Давайте обратимся к стр. 20 в учебнике. Вот какая история произошла однажды в скором поезде «Москва-Волгоград»… Вопрос: Почему Алла не взяла деньги? Задание: придумайте продолжение этой истории, 2-3 предложения, на стр. учебника 21 из трех пословиц выберите ту, которая подходит к нашей истории. Задание: Давайте посмотрим два небольших видео. Какие поступки совершили эти люди? Можно ли их назвать порядочными? | Слушают учителя, смотрят презентацию, записывают в тетрадь определение порядочности. Делятся на группы, составляют рассказы. Отвечают на вопрос. Слушают учителя, выделяют качества порядочного человека. Составляют логическую схему. Читают вслух историю, отвечают на вопросы учителя. Смотрят видео, отвечают на вопросы. | Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других. Познавательные: дают определения понятиям; Коммуникативные: организовывают учебное взаимодействие в группе, , оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других; Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других. Познавательные: дают определения понятиям; сравнивают, и обобщают факты и явления; Личностные: формирование мотивации, направленной на посильное и созидательное участие в жизни общества, Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других. |