СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Порядочность. Технологическая карта урока ОДНКНР в 5 классе

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Порядочность. Технологическая карта урока ОДНКНР в 5 классе»

Технологическая карта урока: Порядочность


Цели

Познакомить учащихся с понятием «порядочность»; развивать у детей представления о том, что порядочность – основа общения с окружающими; формировать стремление мыслить, чувствовать и действовать в соответствии с нравственными правилами и нормами.

Тип урока

Открытия новых знаний









Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся объяснять и конкретизировать с помощью примеров значение понятие порядочность, понимать значение порядочности как одного из самых важных проявлений общественной жизни, понимать важность основных нравственных понятий как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций;

Метапредметные: коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям жизни, формулировать свою точку зрения; регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; познавательные: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Личностные: формирование мотивации, направленной на посильное и созидательное участие детей в жизни общества, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Основное содержание темы, понятия и термины

Порядок. Порядочность. Порядочный человек. Достоинство. Плохие и хорошие поступки.

Образовательные ресурсы

Учебник, проектор, мультимедийная презентация.
















Организационная структура урока




Этапы урока



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

характеристика основных видов деятельности

формируемые УУД

1. Организа-ционный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм.

2. Актуали-зация знаний и способов действий.

Ответьте на вопросы:

Что такое герб? Опишите герб РФ?

Что такое флаг? Что означают цвета флага РФ?

Что такое гимн? Кто написал слова и музыку гимна РФ?


Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.


3. Мотивацио-нно- целевой этап.

Задание: послушайте притчу и ответьте на вопросы:

- О чем эта притча? В чем ее смысл?

Однажды Скорпион попросил Черепаху перевезти его через реку. Черепаха отказывалась, но Скорпион всё-таки её уговорил.
— Ну, хорошо, — согласилась Черепаха, — только дай слово, что ты меня не ужалишь.
Скорпион дал слово. Тогда Черепаха посадила его на спину и поплыла через реку. Скорпион сидел смирно всю дорогу, но у самого берега больно ужалил черепаху.
— Как тебе не стыдно, Скорпион? Ведь ты же дал слово! — закричала Черепаха.
— Ну и что? — хладнокровно спросил он. — Скажи, почему ты, зная мой нрав, согласилась везти меня через реку?
— Я всегда стремлюсь помочь каждому, такова уж моя природа, — ответила Черепаха.
— Твоя природа — помогать всем, а моя — всех жалить. Я сделал ровно то, что делал всегда!

Вывод: приближая к себе необязательных и непорядочных людей, не обижайтесь и не ропщите, если вдруг они вас подведут. Такова их природа. Если сомневаетесь в человеке — держитесь от него подальше. Не пускайте его в свою жизнь.

Слушают притчу, анализируют ее, отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.




4. Постановка учебной задачи

- Кто скажет, какая тема сегодняшнего урока?

- Что нам сегодня предстоит изучить?



Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: Порядочность

План урока

1. Понятие порядочности.

2. Порядочный человек.

3. Порядочные поступки.



Проблемный вопрос урока: Кого можно назвать порядочным человеком?

Отвечают на вопросы.





Записывают тему урока в тетрадь.

Регулятивные: формулируют тему урока, принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем.

5. Усвоение новых знаний и способов действий

1. Понятие порядочности

Проведем словарную работу. Откройте в учебнике стр. 18, найдите «окошечко» «Откроем » его и прочитаем вслух понятие «порядочность».

Итак, порядочность — моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим.

Согласно «Определениям» платонической школы, порядочность — это «искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей; честность характера». В переводах этических сочинений Аристотеля как «порядочность» иногда передается термин эпиэйкейя (который чаще переводится как доброта). Порядочный (эпиэйкес) человек по своей воле никогда не сделает дурного.



Задание: Теперь выполним задание в группах (2 группы). На стр.19 даны иллюстрации. Ваша задача – составить рассказ к ним. 1 группа составляет рассказ к верхней иллюстрации, 2 группа – к нижней. Когда вы будете слушать рассказы друг друга, попробуйте задать вопросы по этим рассказам. Какой общий смысл у этих двух рассказов? О чем в них идет речь?


2. Порядочный человек

Вопрос: А как вы понимаете выражение «порядочный человек»?



Задание: послушайте мой рассказ о порядочном человеке. Выделите те качества, которые соответствуют понятию порядочность.



Порядочность – это душевная чистоплотность. Порядочность – это способность не причинить вреда ни словом, ни делом, ни мыслью, никому, никогда, ни при каких обстоятельствах. Порядочный человек никогда не совершит бесчестный поступок, могущий иметь для кого-либо, в том числе и себя лично, даже условно гипотетически негативные последствия.

Порядочный человек вопреки своим интересам будет поступать по совести. Порядочный человек никогда никому не завидует. Наоборот старается радоваться чужим успехам, не стремится заполучить то, что уже кому-либо принадлежит, он честен и правдив. Порядочный человек осознает кратковременность жизни и спешит делать добро. Он с пониманием и состраданием относится к другим людям, проявляя при этом доброжелательность и отзывчивость.

Порядочный человек не злословит, то есть он говорит об отсутствующем человеке так, как будто он сидит напротив. Стивен Кови пишет: «Порядочность включает честность, но она шире этого понятия. Быть честным – это говорить правду, обеспечивать соответствие наших слов реальности. Быть порядочным – это обеспечивать соответствие реальности нашим словам, то есть выполнять обещания и оправдывать ожидания. Для этого требуются порядочный характер и единство – главным образом с самим собой, но также и с реальностью жизни. Одно из важнейших проявлений порядочности – это лояльность к отсутствующим. Защищая тех, кто отсутствует, вы приобретаете доверие тех, кто присутствует.

Порядочный человек обязателен и уважителен к другим людям. Ему и в голову не придет давать обещания, заранее зная, что он их не выполнит. Он свято относится к своим обязательствам и договоренностям. С таким человеком не нужно обкладываться письменными договоренностями, подписями, печатями и санкциями. Достаточно пожать ему руку и можно быть полностью уверенным, что он в «лепешку» разобьётся, но выполнит свои обязательства. На порядочность можно положиться, она не подведет в трудную минуту, не предаст, не подставит и не сподличает.

Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других. Уважительность к людям – визитная карточка порядочности. Поэтому ее высоко ценят другие порядочные люди.



3. Порядочные поступки

Давайте обратимся к стр. 20 в учебнике.

Вот какая история произошла однажды в скором поезде «Москва-Волгоград»…

Вопрос: Почему Алла не взяла деньги?

Задание: придумайте продолжение этой истории, 2-3 предложения, на стр. учебника 21 из трех пословиц выберите ту, которая подходит к нашей истории.

Задание: Давайте посмотрим два небольших видео. Какие поступки совершили эти люди? Можно ли их назвать порядочными?



Слушают учителя, смотрят презентацию, записывают в тетрадь определение порядочности.











Делятся на группы, составляют рассказы.







Отвечают на вопрос.

Слушают учителя, выделяют качества порядочного человека. Составляют логическую схему.





























































Читают вслух историю, отвечают на вопросы учителя.







Смотрят видео, отвечают на вопросы.



Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.



Познавательные: дают определения понятиям;



Коммуникативные: организовывают учебное взаимодействие в группе, , оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других;

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.



Познавательные: дают определения понятиям; сравнивают, и обобщают факты и явления;



Личностные: формирование мотивации, направленной на посильное и созидательное участие в жизни общества,





























Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.


6. Закрепление знаний и способов действий

Давайте еще раз вспомним, что такое «порядочность»?

А для чего нужна порядочность людям?

Обратимся к рубрике «Этикет» на стр. учебника 24. Давайте прочитаем по очереди вслух правила из статьи «Воспитанный человек».

Ребята, а какое правило вы бы еще дополнили?




Отвечают на вопросы.

Познавательные: давать определения понятиям; анализировать.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.

7. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Всем ли комфортно было на уроке?

Отвечают на вопросы

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке

8. Подведение итогов урока

Выставление отметок.

Слушают учителя

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке

9. Информация о домашнем задании

Выучить записи в тетрадях.

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения