Тема: Звук [В] в начале слова
Задачи: Закреплять правильное произношение звука [В] в начале слова; упражнять в произношении звука [В] в играх, стихотворениях; учить придумывать слова со звуком [В] в начале слова; учить распознавать звук [В] [В] по картинкам.
Оборудование: предметные картинки, зеркало, разрезные картинки.
Ход занятия.
Организационный момент.
— Вспомним требования к речи.
(Хором) Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому, что не спешим!
— А чтобы нам правильно и красиво говорить, нам нужно сделать гимнастику для язычка.
II. Артикуляционная гимнастика.
1) Лягушка – хоботок.
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я,
Хоботок есть у меня.
2) Лопаточка – иголочка.
Язык лопатой положи
И спокойно подержи.
Язык иголочкой потом
Потянем тонким остриём.
3) Часики.
Наш весёлый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо…
4) Качели.
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я всё выше поднимаюсь,
А потом – вниз!
Введение в тему занятия.
— У вас на столах лежат разрезанные картинки. Соберите их. Назовите, что у вас получилось: восемь, ванна, васильки, валенки, вагон.
— С какого звука начинается каждое слово, произнесите его.
IV. Сообщение темы цели занятия.
— Сегодня на занятии мы будем с вами говорить про звук [в] и букве его обозначающей.
Уточнение артикуляции и звучания [в].
— Возьмите зеркала и произнесите звук [в]. Обратите внимание на свои органы артикуляции.
Автоматизация звука [в] в слогах
Инструкция: мы с тобой поиграем в игру «Попугайчики». Я буду произносить слоги со звуком [в], а ты, как попугайчик, будешь за мной повторять.
ва-во; во-ва; ву-вы; вы-во; во-ва-во; ву-вы-ва;
ва-во-ву-вы; во-ву-вы-ва.
3. Автоматизация звука [в] в словах. Упражнение «Повтори за мной».
Инструкция: я буду произносить слова со звуком [в], а ты их повторяй.
Вам, ваш, ванна, варенье, вата, вахта, ватрушки, валенки, Ваня, Валя, Вася, Вадим, Варя, ваза, вагон, васильки, вода, воз, вол, волны, ворона, Волга, волк, восемь, воздух, выбор, выход, вышка, выдох, вызов, выставка, внизу, внучка, внук, внимание.
Игра «Придумай слово».
Ребёнку даётся задание придумать слова со звуком [В] в начале слова.
Физкультминутка
Работа со словами.
— Назовите слова на картинке и определите местоположение звука в: в начале, середине или в конце слова (ванна, вода, валенки, овощи, корова, тыква, павлин, рукав, локомотив, кузов, волк, сливы).
Игра “Дополни слоги до слов”
ва- (вата, ванна, варенье, ваниль, валенки, ватрушки, Ваня, Валя, Вадим, Варя, ваза, вагон, васильки, варежки)
во- (вобла, вода, вожак, воз, волны, воля, ворона, ворота, волк, восемь, воск, воздух, война, воин, Волга)
ву – (вуз, вулкан, вуаль)
вы – (выбор, выгон, выход, выдох, выезд, вызов, вымя, выпуск, вымыть, выучить, вышка, высь, выставка, выдумщик)
Разучивание стихотворения
В выходной, весной как раз,
Вол Василий вёз воз ваз.
А вокруг весна, тепло:
Вербы, вишни – всё цвело.
Позабыв о возе ваз,
Вол пошёл в весёлый пляс.
Налетел на старый вяз…
Вот и кончен наш рассказ!
Рефлексия. Итог занятия.
- Какой звук мы сегодня вспомнили?
- Какие слова вы запомнили с этим звуком?
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.