Копорова Ульяна Дмитриевна Б-СДО-31
Постановка звука [С]. Автоматизация звука [С]
Организационный момент
(Здороваемся с учеником, создаем положительную мотивацию на занятие)
2.Артикуляционная гимнастика:
(Использую логопедические карточки «Артикуляционная гимнастика» Т.А. Воробьевой, О.И. Крупенчук)
Общие артикуляционные упражнения
Статические подготовительные упражнения для языка
«Самовар»/»Паровозик»
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек
Выполнение упражнения: Сжать губы, надуть щеки, удерживать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «пых».
Динамические упражнения для языка
«Часики»(«Маятник»)
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность
Выполнение упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
«Чистим зубы снаружи»
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений, укреплять мускулатуру языка.
Выполнение упражнения: улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
«Чистим верхние зубы»
Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка, отрабатывать подъем языка
Выполнение упражнения: улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения их стороны в сторону.
«Чистим нижние зубы»
Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами, укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.
Выполнение упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.
«Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Выполнение упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Специальные артикуляционные упражнения для постановки звука [С]
«Улыбка»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы, укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Выполнение упражнения: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Трубочка»
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, развивать их подвижность.
Выполнение упражнения: вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Лопаточка»
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Выполнение упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Горка»
Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков, развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Выполнение упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой».Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Ветерок дует с горки»
Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих, укреплять мышцы языка, научиться дуть по середине языка плавно и длительно.
Выполнение упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
«Катушка»
Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.
Выполнение упражнения: улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Упражнение на развитие речевого дыхания
Осенний ветерок
Для выполнения этого упражнения нужны настоящие листья или листья из бумаги.
И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4—5 раз.
Можно рассыпать листья на парту и предложить ребенку сильно подуть на них, чтобы листья разлетелись. Или предложить ребенку подуть на лист, предварительно привязав к нему веревку (целенаправленный выдох).
«Загони мяч в ворота»
Цель: Вырабатывать длительную направленную воздушную струю.
Выполнение упражнения: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Можно подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу.
Объявление темы урока.
Арина, сегодня мы с тобой научимся говорить один очень интересный и нужный звук. А какой, ты узнаешь позже.
Постановка звука.
Поскольку нельзя быть уверенным в том, что определенный способ постановки звука поможет, я включаю в конспект несколько разных способов постановки звука [С].
(Использую «Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. Издание переработанное и дополненное»/ М.А.Полякова. – М.:Т.Дмитриева, 2018)
I способ – постановка С от Ц
Ребенок произносит длительно и протяжно звук Ц. При соблюдении этого условия слышится второй составляющий дифтонг - звук С. Самая большая сложность - обратить внимание ребенка и дать ему возможность услышать этот звук. Если сразу не получается произнести изолированно С, можно произнести ЦС, прерывая звучание С короткими паузами: ЦС-С-С-С. Далее паузы удлиняются. И сразу же переходят к произнесению слогов.
II способ – постановка С от правильного Ш
1. Ребенок должен тянуть звук [ш].
2. В это время ребенок медленно продвигает язык вперед, от альвеол к верхним резцам. Язык не должен отрываться от нёба. Верхние резцы находятся прямо над нижними. Мы беззвучно показываем ребенку это движение.
3. Если слышится прерывистое звучание звука, это значит, что перемещая язык, ребенок отрывает его от нёба. Предлагаем ему приоткрыть рот и совершать движение языком, глядя в зеркало.
4. При таком движении языка в произношении ребенка сначала будет слышаться несколько смягченный звук [ш], потом неясный свистящий звук и, наконец, правильный звук [с]. Это произойдет, если резцы ребенка закрыты. Если же рот будет приоткрыт, звук [с] окажется не совсем точным. Предупреждаем ребенка, что от движения языка его звук будет меняться, предлагаем вместе посмотреть, какой звук в итоге получится.
5. Когда ребенок произнесет звук [с] (более или менее точный), говорим ему, что у него получился звук, напоминающий «свист» комара.
6. После этого тренируем с ребенком этот «свист». Пусть сразу ставит язык в то место, в котором он слышится.
7. В дальнейшем, произнося звук [с] ребенок должен сомкнуть резцы так, чтобы они оказались в форме правильного прикуса (то есть закрыть рот), и в этом положении продолжать «свистеть».
8. Затем «обучаем» комара произносить слоги (по картинкам).
9. Когда ребенок будет свободно произносить звук [с], сообщим ему, какой звук он выговаривает.
III способ – постановка С от правильного Т
Зубы должны быть приоткрыты, но не сжаты. Ребёнок, следом за мной выдыхает и длительно произносит звук [Т]. На ладони струйкой должен ощущаться выдох. Затем нужно вытянуть губы в улыбку и в таком положении продолжать длительно произносить звук [Т] ,возможно, что после [Т] будет слышаться правильный [с].
Если этого не произойдёт и звук будет неясным, просим ребёнка сильно улыбнуться , вытянув губы в "ниточку". Свистящий звук будет звучать тоньше.
IV способ – постановка С с механической помощью
1. Ребенок должен широко улыбнуться и поместить широкий распластанный язык между зубами — на нижних зубах должен лежать только его расширенный кончик. Следим, чтобы верхними зубами ребенок не прикусывал язык.
2. Просим ребенка подуть на самый кончик языка, так, чтобы на нем почувствовался холодок. Пусть ребенок подставит ко рту ладонь и ощутит на ней выдох.
3. Пока ребенок дует на кончик языка, мы кладем на него вдоль его средней линии зубочистку, слегка надавливаем ею на язык, образуя «желобок», по которому в дальнейшем будет «выдуваться» воздух. Зубочистка должна входить в рот ребенка примерно на два сантиметра. Если язык будет уворачиваться, просовываем ее глубже.
4. Когда мы будем нажимать на язык зубочисткой, начнет слышаться неясный «шепелявый» свист.
5. После этого ребенок должен сблизить зубы так, чтобы между ними помещалась только зубочистка (прикусывать ее не надо), а язык остался за зубами (внутри). Ребенок должен продолжать дуть на кончик языка, выдох должен ощущаться между зубами. Во время сближения зубов свист прерывать нельзя.
6. Пока ребенок «свистит», мы сильнее или, наоборот, слабее нажимаем на его язык зубочисткой, продвигая ее в глубь рта или, наоборот, прикасаясь ею к самому кончику языка. Таким образом, мы ищем положение, в котором звук [с] будет звучать наиболее правильно.
7. Когда такое положение найдено, мы тренируем в нем свистящий звук, который можно назвать «свистом комара».
8. В тот момент, когда звук [с] будет звучать правильно, нужно будет осторожно вынуть зубочистку изо рта ребенка. Какое-то время звук будет продолжаться по инерции.
9. Использовать этот прием нужно до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно ставить язык в нужное место и свистеть, как «комар».
10. После этого приступаем к произношению слогов (по картинкам).
11. Если ребенок в слоге будет терять артикуляцию звука, какое-то время произносим с ним слоги при помощи зубочистки.
12. Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщаем ребенку, какой звук он выговаривает.
Анализ артикуляции по плану.
Давай с тобой подумаем, где находится язык, когда мы произносим звук [С]. Что происходит с губами?
В каком положении находятся зубы?
Где находится кончик языка?
Где находятся края языка?
Какая струя воздуха выходит изо рта?
(Губы слегка улыбаются. Зубы сжаты либо отстоят друг от друга на 1-2 миллиметра. Язык упирается в нижние резцы. Его боковые части соприкасаются вверху с коренными зубами, а спинка выгнута.Вдоль языка образуется желобок, по нему с сильным напором течет воздух)
Закрепление изолированного звука
У Маши случилась беда. У нее на велосипеде спустилось колесо. Чтобы помочь Маше нам нужно накачать его насосом. Но для этого нам нужно выучить песенку насоса: С-С-С-С-С. Давай поможем Маше накачать колесо.
(ребенок произносит звук С изолированно)
Развитие фонематического слуха:
Арина, сейчас тебе нужно будет выполнить одно задание. Когда ты услышишь звук [С] – хлопай в ладоши, если звука нет – топай.
— опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
М--С-К-С-Н-Д-С-Р-Л-С-Ж-Б-С-Ш-Щ-С-З-С
— опознание из слогов;
СА, КА, ТА, СО, РО, СЫ, ШЭ, СЭ, ЗЭ, ШУ, ЖУ, СУ, ЗУ, СО
— опознание из слов.
СМОТРЕТЬ, ШЛАНГ, СРАЖАТЬСЯ, ЗРЕНИЕ, СКОВОРОДА, ШТОПОР, СКВОРЕЧНИК, УКУС, ГАРАЖ, АРБУЗ, МИРАЖ, ГРУЗ, ШАЛАШ, ВКУСНЫЙ, ДЛИННЫЙ, ГРУСТНЫЙ, РАЗНЫЙ, КИСЛЫЙ, ВАРЕЖКИ, САПОГИ, ЗАКОЛКА, САМОКАТ, ЗЕБРА, СЕРЕБРО, САМОВАР, ЛИСА, РОЩА, ГРОЗА, РОСА, РОЗА, МАШИНА, РУСАЛКА, НАИЗУСТЬ, НОСОРОГ, ГЛАЗОК.
8.Закрепление звука в слогах.
Я буду говорить тебе слоги, а ты будешь повторять, хорошо?
СА, СО, СУ, СЫ, СЭ, ОСО, УСУ, ЫСЫ, АСЫ.
Закрепление в словах.
Арина, посмотри на картинки. Какие предметы ты видишь? Назови их.
Закрепление в предложениях.
Посмотри внимательно на картинки. Скажи полным предложением, что ты видишь. Давай дадим имена героям и решим, что же интересного они делают.
Подведение итогов урока.
Говорим, какой звук мы научились произносить, вспоминаем правильное положение органов артикуляции при произнесении звука. Хвалим ребенка, даем домашнее задание.
Домашнее задание – потренироваться дома произносить звук [С]. Нарисовать предмет, название которого содержит в себе звук [С].