Театральные постановки в процессе изучения иностранного языка
All the world’s a stage,
And all the men and women merely players;
They have their exits and their entrances;
And one man in his time plays many parts,
His act being seven ages.
William Shakespeare
Театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьезное препятствие, как “языковой барьер”, становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс. Театр превращает неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове “вечного троечника” во вдохновенного Ромео, произносящего монологи на одном дыхании.
Немаловажным является и то, что совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные ученики помогают слабым), укрепляет ответственность за успех общего дела.
В то же время для нас учителей работа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причем в новом для обеих сторон контексте. Привычные роли учитель - ученики преобразуются в иную модель отношений – режиссера и актеров, что гораздо интереснее для детей младшего школьного возраста, а для детей среднего школьного возраста служит отличной возможностью показать свои творческие способности.
Специфика драматизации заключается в том, что одновременно с отработкой языковой и речевой стороны материала ведется работа над его сценическим воплощением. Необходимо показать учащимся как правильно двигаться по ходу разыгрываемого диалога, владеть жестом и мимикой, говорить громко с хорошей дикцией так, чтобы было слышно зрителям.
Доброжелательными репликами учитель поощряет учащихся и показывает, как преодолевать робость и скованность, вступать в контакт со своими партнерами, говорить четко и без особого напряжения голосовых связок, передавать характер действующих лиц.
Как показывает практика, в ходе репетиций ребята непроизвольно запоминают не только свои слова, но и практически всю пьесу от начала до конца. То есть драматический метод обучения детей английскому языку через постановку активизирует даже самых ленивых и невнимательных учащихся. И главное, что цель изучения реплик и монологов вполне ясна, реальна и важна для детей. Эта цель – маленький спектакль, который можно показать даже не знающим английский язык: младшим школьникам, родителям.
Работа над каждой пьесой становится не самоцелью, а естественным процессом речевой передачи содержания любимой сказки. Как показывает опыт, при постановке сказок нет места искусственному “зазубриванию”, драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей, они становятся эмоционально богаче, раскованнее, увереннее в себе и в своем знании основ английского языка.
Я предлагаю вашему вниманию разработку небольшого спектакля, который мы вместе с учащимися 6 класса подготовили на городской фестиваль иностранных языков, а также отзыв самих учащихся по этому мероприятию.
А HOUSE IN THE WOOD.
A MOUSE: What a beautiful house it is! Nock-nock! Who lives in the house? Nobody? Now I live in it!

A CAT: What a beautiful house it is! Nock –nock! Who lives in the house?

A MOUSE: I am a Mouse and I live in the house. And who are you?
A CAT: I am a Cat. I am white and black. I can run and jump. I can climb and swim. May I live in your house?
A MOUSE: You are very nice. Come in! Let us live together!
A BIRD: What a beautiful house it is! Nock-nock! Who lives in the house?
ANIMALS: We do! I am a Mouse and I live in the house! I am a Cat and I live in the house! And who are you?
A BIRD : I am a Bird. I am little. I like to fly and sing! Listen, please!
H
umpty-Dumpty sat on the wall
Humpty-Dumpty had a great fall.
All the king’s horses
All the king’s men
Couldn’t put humpty together again.
May I live in your house?
ANIMALS: You are very nice! Come in! Let us live together!
A FOX : What a beautiful house is it! Nock-nock! Who lives in the house?
ANIMALS: We do! I am a Mouse and I live in the house! ... And who are you?
A FOX: I am a Fox! I am red. I am beautiful. I am very beautiful! I don’t eat hares, I don’t eat birds, I like cakes and candies! I like exercises too! Look!
H
ead and shoulders, knees and toes
Knees and toes,
Head and shoulders, knees and toes
Knees and toes.
And eyes, and ears, and mouth, and nose
Head and shoulders, knees and toes
Knees and toes.
May I live in your house?
ANIMALS: You are very nice! Come in! Let us live together!
THREE CHIPMUNKS : What a beautiful house it is! Nock-nock! Who lives in the house?
ANIMALS: We do! I am a ... And who are you?
C
HIPMUNKS: We are three CHIPMUNKS! I am Alvin. I am Simon. I am Theodore. We like to dance! (chipmunk’s dance)
CHIPMUNKS: May we live in your house?
ANIMALS: You are very nice! Come in! Let us live together!
A BEAR: What a beautiful house it is! Nock-nock! Who lives in the house?
ANIMALS: We do! I am a ... And who are you?
A BEAR: I am a Bear! I am big! I am very big! I don’t like to play! I don’t like to run! I don’t like animals! May I live in your house?
ANIMALS: You are so big! You cannot live in the house!
A BEAR: But I want!
(the Bear enters into the house and the animals run out of it.)
Отзыв учащихся:
Выступление на чужой сцене.
25 февраля 6 «А» класс выступал на сцене школы номер 1. Волнение участников, было просто неимоверным. Перед выступлением нашей школы на сцене демонстрировали знания английского ученики школы № 11, мы выступали пятыми, возможно, это и был знак того, что выступим мы очень даже хорошо. После нашего дебюта на незнакомой сцене мы нашу группу поддержки расспрашивали, как мы выступили и нам ответили, что наш номер был очень хороший, веселый и, конечно же, энергичный. В нашем номере были: песня, танец и даже зарядка. Мы заняли призовое третье место, чему были очень рады. Огромное спасибо группе поддержке и нашим учителям английского языка за их отзывчивость и помощь.
Беркут Полина 6А.