МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия
по дисциплине Информатика
по теме: «Построение диаграмм и графиков функций с помощью табличного процессора Excel»
для студентов 1 курса
Подготовила преподаватель кафедры информатики Сеферова З.А.
Пояснительная записка
Данное занятие проводится для студентов 1 курса. На изучение темы «Построение диаграмм и графиков функций с помощью табличного процессора Excel» отводится 4 часа. Разработка содержатся рекомендации по проведению практического занятия.Выбор темы занятия определяется рядом факторов:
тема позволяет не только обобщить имеющиеся у обучающихся знания, но и реализовать их практически;
знания, полученные обучающимися на предыдущем занятии, облегчают им процесс усвоения практических навыков.
Тема «Построение диаграмм и графиков функций с помощью табличного процессора Excel».
Вид учебного занятия: практическое занятие
Тип урока: формирование умений и навыков.
На занятии используются методы: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; словесный (фронтальный беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический (демонстрация хода выполнения заданий на ЭВМ).
Цель занятия: формирование умений и навыков построения диаграмм с помощью графических средств табличного процессора.
Задачи занятия:
развитие мышления, познавательных и исследовательских способностей учащихся, навыков работы на компьютере, работы с электронными таблицами;
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Оборудование:
План занятия:
Контроль знаний учащихся по теме «Построение диаграмм»
Актуализация и мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели лабораторной работы.
Инструктаж по выполнению заданий лабораторной работы.
Организация учащихся и контроль за ходом выполнения заданий.
Подведение итогов лабораторной работы и оценка деятельности учащихся.
Рефлексия.
Ход занятия
Организационный момент.
Приветствие, отметка отсутствующих в журнале.
Контроль знаний учащихся по теме «Построение диаграмм»
(С помощью мультимедийного проектора на доску проектируется задание, на которое учащиеся отвечают устно).
Вопросы
1. Что такое диаграмма и для чего она используется?
- Диаграммы – это графическое представление данных. Они используются для анализа и сравнения данных, представления их в наглядном виде.
2. Укажите, какие вы знаете типы диаграмм, используемых для интерпретации данных электронных таблиц.
- Мастер диаграмм позволяет строить диаграммы 14 стандартных типов плоскостного и объемного представления (с областями, линейчатая, гистограмма, график, кольцевая, лепестковая, точечная, пузырьковая, поверхностная, круговая, биржевая и др.) и 22 нестандартных типа.
3. Из каких элементов состоит диаграмма?
- Диаграмма состоит из таких элементов как линии, столбики, сектора, точки и т.п. Каждому элементу диаграммы соответствует число в таблице.
4. Мастер диаграмм осуществляет построение новой диаграммы в интерактивном режиме за 4 шага. Перечислите их.
- 1- шаг - Выбор типа и формата диаграммы.
2- шаг – Выбор и указание диапазона данных для построения диаграммы
3- шаг – Задание параметров диаграммы
4- шаг – Размещение диаграммы
5. С помощью чего выполняется редактирование диаграмм?
- Редактирование диаграмм выполняется с помощью контекстного меню или с помощью команд управляющего меню Диаграмма
6. Перечислите способы форматирования элементов диаграммы.
1. Указать курсором мыши на любой компонент диаграммы, щелкнуть ее правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выполнить команду Формат.
2. В окне /Элементы диаграммы/ панели инструментов Диаграмма выбрать необходимый компонент и нажать соседний с окном значок Формат
7. Легенда это-?
- Легенда это специальное окно, содержащее для каждого ряда данных ключ и поле-название ряда.
Актуализация и мотивация учебной деятельности.
Вопросы:
1. Что такое график функции?
- Графиком функции называется множество всех точек координатной плоскости, где каждому значению х соответствует значение функции у.
2. Какие данные необходимы для построения графика?
- Для того, чтобы построить график функции необходимо задать отрезок, на котором будет располагаться график и шаг.
Сообщение темы и цели лабораторной работы.
Инструктаж по выполнению заданий лабораторной работы.
- инструктаж по ТБ
-ознакомление с содержанием заданий
- порядок выполнения заданий
- сообщение нормы времени на выполнение работы.
Учащиеся коротко повторяют правила техники безопасности. Преподаватель дает указания по выполнению работы и на примере показывает построение графика функции у=2х2+5х-10.
Для построения графика функции Excel прежде всего надо построить таблицу, в одну колонку которой занести значение аргумента функции, а в другую – значение функции при заданном значении аргумент.
Для этого в рабочем поле Excel в ячейках 1-й строки напечатаем наименование работы, во 2-й строке – заголовок “Расчетная таблица”, 3-й – наименование колонок (столбцов) расчетной таблицы.
Начиная с ячейки А5 произведем форматирование значений таблицы. Для этого необходимо в ячейку А5 ввести первое значение аргумента вычисляемой функции из заданного диапазона значений аргументов. В ячейку А6 введем второе значение аргумента, отличающееся от первого на заданный шаг изменения аргумента. Далее пометим эти ячейки и, ухватив указателем мыши квадратную точку в правом нижнем углу помеченной области ячеек, движением вниз по столбцу с нажатой левой кнопки мыши рассчитаем значения аргумента с шагом, который вычислил Excel по указанным первым двум ячейкам (рис.1).
Пометив ячейку В5, вычисляем первое значение функции, используя Мастер формул, и если функция проста, то записываем формулу вручную. Запись формулы (2*А5*А5+5*А5-10) в ячейку вручную следует начать со знаком “=” и закончить нажатием клавиши Enter. Затем, используя квадратную точку помеченной ячейки, копируем формулу в остальные ячейки.
Для построения графика заданной функции по построенной таким образом таблице необходимо воспользоваться Мастером диаграмм. Следуя указанием Мастера, выбираем форму диаграммы Точечная.
1. Построение графика функции у=ах2 + bx + c.
Построим график указанной построенной функции при а=2, b=5, c= -10. Для построения графика функции будем изменять аргумент в диапазоне - 5 x 2,5 с шагом 0,5.
Выполним последовательно все действия, описанные выше, сравнивая получаемый результат с рис.1.
На этапе отладки решения задач (который всегда имеет место) возникает необходимость коррекции параметров и исходных данных графика. Для коррекции следует:
Используя левую кнопку мыши пометить поле графика и правой кнопкой мыши вызвать в сплывающие меню;
Используя команды меню, произвести необходимые коррекции графика;
Для коррекции значения в ячейках расчетной таблицы пометить мышью ячейку, удалить из нее значения либо клавишей Delete, либо использовать всплывающие меню;
Для того что бы вызвать сплывающее меню, необходимо пометить нужную ячейку и внутри ячейки щелкнуть правой кнопкой мыши;
В меню выбрать необходимую команду для удаления информации в ячейке;
Затем записать новую информацию, закончив запись нажатием клавиши Enter.
Организация учащихся и контроль за ходом выполнения заданий.
Оказание индивидуальной помощи
Подведение итогов лабораторной работы и оценка деятельности учащихся.
Рефлексия.