СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Построение диаграмм и графиков функций с помощью табличного процессора Excel

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине информатика по теме: «Построение диаграмм и графиков функций с помощью табличного процессора Excel»

Просмотр содержимого документа
«Построение диаграмм и графиков функций с помощью табличного процессора Excel»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия

по дисциплине Информатика

по теме: «Построение диаграмм и графиков функций с помощью табличного процессора Excel»

для студентов 1 курса

Подготовила преподаватель кафедры информатики Сеферова З.А.

Пояснительная записка

Данное занятие проводится для студентов 1 курса. На изучение темы «Построение диаграмм и графиков функций с помощью табличного процессора Excel» отводится 4 часа. Разработка содержатся рекомендации по проведению практического занятия.Выбор темы занятия определяется рядом факторов:

  • тема позволяет не только обобщить имеющиеся у обучающихся знания, но и реализовать их практически;

  • знания, полученные обучающимися на предыдущем занятии, облегчают им процесс усвоения практических навыков.


Тема «Построение диаграмм и графиков функций с помощью табличного процессора Excel».

Вид учебного занятия: практическое занятие

Тип урока: формирование умений и навыков.

На занятии используются методы: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; словесный (фронтальный беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический (демонстрация хода выполнения заданий на ЭВМ).

Цель занятия: формирование умений и навыков построения диаграмм с помощью графических средств табличного процессора.

Задачи занятия:

  • развитие мышления, познавательных и исследовательских способностей учащихся, навыков работы на компьютере, работы с электронными таблицами;

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Оборудование:

  • презентационное оборудование;

  • компьютеры;

  • раздаточный материал.

План занятия:

  1. Контроль знаний учащихся по теме «Построение диаграмм»

  2. Актуализация и мотивация учебной деятельности.

  3. Сообщение темы и цели лабораторной работы.

  4. Инструктаж по выполнению заданий лабораторной работы.

  5. Организация учащихся и контроль за ходом выполнения заданий.

  6. Подведение итогов лабораторной работы и оценка деятельности учащихся.

  7. Рефлексия.


Ход занятия

Организационный момент.

Приветствие, отметка отсутствующих в журнале.


Контроль знаний учащихся по теме «Построение диаграмм»

(С помощью мультимедийного проектора на доску проектируется задание, на которое учащиеся отвечают устно).

Вопросы

1. Что такое диаграмма и для чего она используется?

Диаграммы – это графическое представление данных. Они используются для анализа и сравнения данных, представления их в наглядном виде.

2. Укажите, какие вы знаете типы диаграмм, используемых для интерпретации данных электронных таблиц.

- Мастер диаграмм позволяет строить диаграммы 14 стандартных типов плоскостного и объемного представления (с областями, линейчатая, гистограмма, график, кольцевая, лепестковая, точечная, пузырьковая, поверхностная, круговая, биржевая и др.) и 22 нестандартных типа.

3. Из каких элементов состоит диаграмма?

- Диаграмма состоит из таких элементов как линии, столбики, сектора, точки и т.п. Каждому элементу диаграммы соответствует число в таблице.

4. Мастер диаграмм осуществляет построение новой диаграммы в интерактивном режиме за 4 шага. Перечислите их.

1- шаг - Выбор типа и формата диаграммы.

2- шаг – Выбор и указание диапазона данных для построения диаграммы

3- шаг – Задание параметров диаграммы

4- шаг – Размещение диаграммы

5. С помощью чего выполняется редактирование диаграмм?

Редактирование диаграмм выполняется с помощью контекстного меню или с помощью команд управляющего меню Диаграмма

6. Перечислите способы форматирования элементов диаграммы.

1. Указать курсором мыши на любой компонент диаграммы, щелкнуть ее правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выполнить команду Формат.

2. В окне /Элементы диаграммы/ панели инструментов Диаграмма выбрать необходимый компонент и нажать соседний с окном значок Формат

7. Легенда это-?

- Легенда это специальное окно, содержащее для каждого ряда данных ключ и поле-название ряда.

Актуализация и мотивация учебной деятельности.

Вопросы:

1. Что такое график функции?

- Графиком функции называется множество всех точек координатной плоскости, где каждому значению х соответствует значение функции у.

2. Какие данные необходимы для построения графика?

- Для того, чтобы построить график функции необходимо задать отрезок, на котором будет располагаться график и шаг.

Сообщение темы и цели лабораторной работы.

Инструктаж по выполнению заданий лабораторной работы.

- инструктаж по ТБ

-ознакомление с содержанием заданий

- порядок выполнения заданий

- сообщение нормы времени на выполнение работы.

Учащиеся коротко повторяют правила техники безопасности. Преподаватель дает указания по выполнению работы и на примере показывает построение графика функции у=2х2+5х-10.

Для построения графика функции Excel прежде всего надо построить таблицу, в одну колонку которой занести значение аргумента функции, а в другую – значение функции при заданном значении аргумент.

Для этого в рабочем поле Excel в ячейках 1-й строки напечатаем наименование работы, во 2-й строке – заголовок “Расчетная таблица”, 3-й – наименование колонок (столбцов) расчетной таблицы.

Начиная с ячейки А5 произведем форматирование значений таблицы. Для этого необходимо в ячейку А5 ввести первое значение аргумента вычисляемой функции из заданного диапазона значений аргументов. В ячейку А6 введем второе значение аргумента, отличающееся от первого на заданный шаг изменения аргумента. Далее пометим эти ячейки и, ухватив указателем мыши квадратную точку в правом нижнем углу помеченной области ячеек, движением вниз по столбцу с нажатой левой кнопки мыши рассчитаем значения аргумента с шагом, который вычислил Excel по указанным первым двум ячейкам (рис.1).

Пометив ячейку В5, вычисляем первое значение функции, используя Мастер формул, и если функция проста, то записываем формулу вручную. Запись формулы (2*А5*А5+5*А5-10) в ячейку вручную следует начать со знаком “=” и закончить нажатием клавиши Enter. Затем, используя квадратную точку помеченной ячейки, копируем формулу в остальные ячейки.

Для построения графика заданной функции по построенной таким образом таблице необходимо воспользоваться Мастером диаграмм. Следуя указанием Мастера, выбираем форму диаграммы Точечная.

1. Построение графика функции у=ах2 + bx + c.

Построим график указанной построенной функции при а=2, b=5, c= -10. Для построения графика функции будем изменять аргумент в диапазоне - 5 x  2,5 с шагом 0,5.

Выполним последовательно все действия, описанные выше, сравнивая получаемый результат с рис.1.

На этапе отладки решения задач (который всегда имеет место) возникает необходимость коррекции параметров и исходных данных графика. Для коррекции следует:

  • Используя левую кнопку мыши пометить поле графика и правой кнопкой мыши вызвать в сплывающие меню;

  • Используя команды меню, произвести необходимые коррекции графика;

  • Для коррекции значения в ячейках расчетной таблицы пометить мышью ячейку, удалить из нее значения либо клавишей Delete, либо использовать всплывающие меню;

  • Для того что бы вызвать сплывающее меню, необходимо пометить нужную ячейку и внутри ячейки щелкнуть правой кнопкой мыши;

  • В меню выбрать необходимую команду для удаления информации в ячейке;

  • Затем записать новую информацию, закончив запись нажатием клавиши Enter.

Организация учащихся и контроль за ходом выполнения заданий.

Оказание индивидуальной помощи

Подведение итогов лабораторной работы и оценка деятельности учащихся.

Рефлексия.