Просмотр содержимого документа
«Поступление воды в клетку»
Поступление воды в клетку (целлофановый мешочек)
Содержание
1
Цель, оборудование
2
Изготовление целлофанового мешочка
3
Постановка опыта
4
Обработка результатов
Цель опыта –показать роль давления обеспечивающего тургор,
посредствам поступления воды в клетку
Оборудование: целлофановый мешочек-прибор с пробкой (осмометр), заполненный раствором сахара и укрепленный в штативе или на банке - с помощью проволоки, или сухой мешочек - с трубкой или без нее; пипетка; банка с водой; линейка; фломастер или тушь черная, пластилин; нитки; резиновое кольцо.
Изготовление целлофанового мешочка
- Целлофан смачиваем водой и обсушиваем промокательной бумагой (величина мешочка - с грецкий орех, т. е. в поперечнике примерно от 2,5 до 4 см).
- Кусок пленки необходимого размера собираем в виде мешочка на пробке, расправляя складки, прикрепляем его плотно нитками, шпагатом, обрезаем лишние концы пленки.
- Мешочек прикрепляем к пробке с большим отверстием (1-1,5 см), в которое плотно вставляется другая пробка с тонкой (2-3 мм) длинной трубкой.
- Пробка-основа может быть резиновой, корковой или самодельной из пластилина. Удобны пробки пластиковые от винных бутылок (рис. 4,2), отверстие в них вырезают или выплавляют горячим пинцетом (гвоздем). Аналогичный осмометр можно изготовить из небольшого пузырька без дна.
Важно!
Герметичность прибора. Мешочек прикрепляют тугой обвязкой или
специальной липкой лентой. Все это обеспечивает подъем жидкости в
трубке на высоту 30 см и более, что демонстрирует давление.
Модели клетки без раствора (сухой целлофановый мешочек): 1 - без пробки; 2 - то же без трубки (слева - сухая, справа - набухшая); 3 - постановка опыта с моделью клетки в воде
Различные модели клетки (целлофановые мешочки): 1, 2, 3, 4 - разные мешочки с пробками; 5 - модель (осмометр) из пузырька
Постановка опыта
- Мешочек наполняем раствором сахара (он готовится 2 к 1 сахара и воды). В мешочек с раствором можно добавить 1-2 капли красной или зеленой туши или других подходящих красителей (это сделает более заметными подъем жидкости и полупроницаемость клетки: вода поступает в модель клетки, а окрашенное содержимое клетки не выходит наружу.
- Сняв трубку, мешочек погружаем в воду до места обвязки , укрепляем в таком положении (уровень раствора при этом понижается, его доливаем пипеткой, оставляя место только для пробки).
- Затем вставляем в прибор пробку с трубочкой (если раствор сахара вышел наружу, мешочек надо сполоснуть и перенести в чистую воду).
- Через несколько минут можно наблюдать подъем жидкости в трубке, т. е. поступление воды в модель клетки под давлением.
- Отмечаем время начала наблюдения подъема и соответствующий исходный уровень раствора в трубке (отметку делаем на трубке фломастером или тушью, кусочком пластилина).
Обработка результатов
Фиксируем результаты в тетрадь.
Предполагаемый Вывод: жидкость в изготовленной клетке поднялась потому, что сахар обладают свойством «притягивать» к себе воду, как бы стремятся разбавиться, смешаться с водой. Вода легко поступает через поры плёнки, а сахар проходит через эти мельчайшие отверстия в плёнке с трудом. В мембране клетки тоже есть поры, через которые может поступать вода.
Оформляем отчет.