СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочная разработка по теме "Орфография. Культура речи. Фонетика. Орфоэпия. Графика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Орфография. Культура речи. Фонетика. Орфоэпия. Графика

Просмотр содержимого документа
«Поурочная разработка по теме "Орфография. Культура речи. Фонетика. Орфоэпия. Графика"»


Урок № 8. Орфография. Культура речи. Фонетика. Орфоэпия. Графика

Тип урока: урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

Педагогические задачи: обобщить знания учащихся 10 класса по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения.

Планируемые результаты

Предметные: Формировать умение определять роль и значение языка как хранителя духовных ценностей нации.

Знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах, создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».


Метапредметные:

Регулятивные УДД: Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные УДД: Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

Личностные: Формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: «Русский язык . 10 класс» С.И. Львовой и В.В. Львова [и др.] – М. : Мнемозина, 2019*; информационная справка по теме урока, презентация.

Интернет-ресурсы: 1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/

2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку русского языка.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся


Сообщение темы урока. Обсуждение и формулировка целей и задач.

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:

Осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия.

3. Актуализация знаний.


Ход урока.

Орфоэпия (греч. orthoépeia, от orthós — правильный и épos — речь) - совокупность

норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления.

(Происхождение слова написано на доске)

а) Орфоэпическая разминка

щавель красивее

обеспечение квартал

звонит включим

повторим закрепим

начался термин

торты кухонный

баловать свекла

ходатайствовать премировать

средства жалюзи

б) Работа в группах

Задание: используя слова из предыдущего задания, составить диалог, монолог,

придумать стихотворение, рассказ и представить его классу. Разыграть сценки.

Пример работы учащегося:

«Мы подали ходатайство в связи с кражей щавеля с грядки. Наш щавель – лучший в

квартале. После этого закрепили забор, чтобы с помощью его обеспечить

сохранность нашего щавеля. Все средства для этого хороши. Тех, кто отыщет наш

щавель, мы будем премировать тортами. Звоните нам!»

в) Выполнение номера 4 по книгам ФИПИ автора Цыбулько И.П. Типовые

экзаменационные варианты.

Работа в группах.

Выполнение упражнений.

прочитать слова про себя

прочитать слова вслух



Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации


Фонетика (греч. phonetikos – звуковой, от phone – звук), раздел языкознания,

изучающий звуковую сторону языка. (Происхождение слова написано на доске)

Как может быть связана орфоэпия с фонетикой (зная фонетические особенности слова,

можно правильно произносить их

Задание: найти слова, где букв больше, чем звуков, и наоборот; распределить в два

столбика.

щавель

красивее

премировать

обеспечение

ходатайствовать

баловать

кухонный

Придумать слова по этому заданию.

Вопросы:

- Почему звуков больше чем букв, когда это бывает?

- Когда букв будет больше чем звуков?

Какая орфограмма представлена большинством слов (безударная гласная в корне

слова)?

6. Выполнение номера 8 по книгам ФИПИ автора Цыбулько И.П. Типовые

экзаменационные варианты.

7. Подведение итогов ур


Выполняют тест.

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Обобщение и систематизация знаний

Закрепление по теме: «Орфография».

Орфография (греч. orthographía, от orthós — правильный и gráphõ — пишу),

правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи

(слов и грамматических форм) на письме. (Происхождение слова написано на доске)

Работа со стихотворением А.А. Фета «Шепот, робкое дыхание».

а) слово учителя о поэте

А.А. Фет – писатель 19 века. Основными темами его творчества являются любовь,

природа, творчество.

Родился в октябре или ноябре в селе Новоселки Орловской губернии. Его отцом был

богатый помещик А. Шеншин, мать — Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из

Германии. Учился в немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония),

затем в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который

поступил для подготовки в Московский университет. Окончил в 1844 словесное

отделение философского факультета университета, где сдружился с Григорьевым,

своим сверстником, товарищем по увлечению поэзией. «Благословение» на серьезную

литературную работу Фету дал Гоголь, сказавший: «Это несомненное дарование».

Первый сборник стихотворений Фета «Лирический пантеон» вышел в 1840 и получил

одобрение Белинского, что вдохновило его на дальнейшее творчество. Его стихи

появились во многих изданиях.

В 1845 он покинул Москву и поступил на военную службу в один из провинциальных

полков на юге. Продолжал писать стихи. Только через восемь лет, находясь на службе в

гвардейском лейб-уланском полку, он получил возможность жить вблизи Петербурга.

В 1850 в журнале «Современник», хозяином которого стал Некрасов, публикуются

стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он

был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и

Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное

положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе

В 1858 Фет вышел в отставку, поселился в Москве и энергично занимается

литературным трудом, требуя от издателей «неслыханную цену» за свои произведения.

Трудный жизненный путь выработал в нем мрачный взгляд на жизнь и общество. Его

сердце ожесточили удары судьбы, а его стремление компенсировать свои социальные

нападки делало его тяжелым в общении человеком. Фет почти перестал писать, стал

настоящим помещиком, работая в своем имении; он избирается мировым судьей в

Воробьевке. Так продолжалось почти 20 лет.

В конце 1870-х Фет с новой силой начал писать стихи. Сборнику стихотворений

шестидесятитрехлетний поэт дал название «Вечерние огни». (Более трехсот

стихотворений входят в пять выпусков, четыре из которых вышли в свет в 1883, 1885,

1888, 1891 гг. Умер А. Фет 21 ноября 1892 г. в Москве.

Стихи Фета звучат, на его стихи сочиняли музыку П.И.Чайковский, Н.А. Римский-

Корсаков, С.В. Рахманинов и другие композиторы. На музыку были положены

несколько сот его стихотворений. Вот некоторые из них:

«На заре ты ее не буди…»

«Заря прощается с землей»

«На стоге сена ночью южной»

«Это утро, радость эта»

«Ель рукавом мне тропинку завесила»

(прослушиваем аудиозапись)

б) чтение стихотворения выразительно

в) анализ стихотворения (выявление его синтаксических, морфологических,

фонетических и изобразительных особенносте

Л.С. Толстой, старший сын писателя, вспоминал про известное стихотворение:

«Отец в 80-ых годах говорил приблизительно так: «Это мастерское стихотворение; в

нем нет ни одного глагола (сказуемого). Каждое выражение - картина».

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!.. (1850 г.)

Задание: найти орфограммы и сгруппировать их.

Шепот, соловья, серебро, колыханье, ночной, конца, волшебных, изменений, лица,

янтарь, отблеск, лобзанья, заря.

Робкое, сонного, ночных, ряд, тучках. Какая орфограмма представлена большинством слов (безударная гласная в корне

слова)?

Какая орфограмма представлена большинством слов (безударная гласная в корне

слова)?

Какая орфограмма представлена большинством слов?

Письменная работа

Прослушивание аудиозаписи

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Самопроверка. Взаимопроверка, работа над ошибками.

Выполнение номера 8 по книгам ФИПИ автора Цыбулько И.П. Типовые задания


Проверяют выполненные работы. Работают над допущенными ошибками.

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Стр. 221-223. Упражнение 305

Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы.


коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.


8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?

Приём незаконченного предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Теперь я могу …

Я научился…


Обучающиеся осуществляют рефлексию.

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.